• Главная
  • Защита конкуренции: инструменты для выравнивания цен на продукты и ГСМ

Защита конкуренции: инструменты для выравнивания цен на продукты и ГСМ

22 апреля, 2021 16:51

Агентство по защите и развитию конкуренции РК было создано в октябре 2020 года с прямым подчинением Президенту. Перед Агентством поставлены серьезные задачи по переориентации деятельности антимонопольного органа в соответствии с мировой практикой. О том, что было сделано и новом Национальном проекте по развитию конкуренции на 2021-2025 годы рассказал председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумагарин на встрече с журналистами МИА «Казинформ». Подробности, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


Развитие конкуренции

Серик Жумагарин заявил, что, вопреки сложившемуся мнению, Агентство не является регулятором цен.

«Агентство ответственно за реализацию мер антимонопольного регулирования и мер по развитию конкуренции, расширение возможностей и стимулов для занятия предпринимательской деятельностью», - сказал спикер.

В целом, по его мнению, данный вопрос является актуальным, так как изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР предусмотрено 53 шагом Плана нации.

«Подобное разделение полномочий антимонопольного и тарифного регуляторов соответствует международному опыту - ряда европейских и других стран, таких как Австрия, Великобритания, Бельгия, Германия и Франция», - отметил председатель Агентства.

Он рассказал, что на сегодня основные задачи и направления деятельности Агентства - устранение искажений в ценообразовании на товарных рынках, снижение государственного участия в предпринимательстве, исключение административных экономических барьеров. Он отметил, что это и есть основные направления новой, проконкурентной политики Казахстана.

По его словам, одним из важных инструментов работы ведомства – пресечение ценовых сговоров, путем отправления уведомлений и составления комплайнс жалоб.

«К примеру, в период пандемии себестоимость производства яиц выросла, соответственно, выросли цены яйца. Была проведена работа с производителями яиц и цены на них стали снижаться», - рассказал Жумагарин.

Он напомнил, что Глава государства поддержал предложенные подходы по внедрению проактивной конкурентной политики. В конце прошлого года подписан Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Критический уровень концентрации рыночной власти и монополизации в базовых отраслях экономики страны, отмеченный Касым-Жомартом Токаевым, стал основой для объявления развития и защиты конкуренции национальной идеей страны.

«Что я хотел бы особо подчеркнуть, развитие конкуренции в стране – это не абстрактная идея, это тысячи проблем, больших и мелких, решение которых в настоящее время является основной задачей создания проконкурентного климата в обществе. С момента создания Агентства мы сформировали открытые площадки на принципах краудсорсинга – Советы по барьерам и Оpen Space. На площадке формата Open Space совместно с представителями бизнеса, госорганами и экспертами отрасли идет открытое обсуждение определенных рынков или отраслей», - проинформировал он.

Спикер отметил, что за время работы Open Space уже выявлено более 220 проблемных вопросов.

«Для снятия административных барьеров входа на товарные рынки при Агентстве созданы Советы по выявлению и устранению барьеров входа на товарные рынки. Советы сформированы из 12 экспертов из различных сфер и отраслей в 17 регионах и один в центре, всего 216 человек. Из них всего 1 – представитель Агентства, все остальные – представители бизнеса», - сказал Серик Жумагарин.

Он добавил, что барьеры, выявляемые на заседаниях Советов, передаются в работу Агентству. На сегодня по итогам заседаний Советов сформированы 58 предложений по устранению барьеров входа на товарные рынки, которые включены в «Карту барьеров» с конкретными сроками и ответственными исполнителями. Уже исполнены 13 из 58 мероприятий «Карты барьеров».

Национальный проект

Глава ведомства рассказал, что Национальный проект по развитию конкуренции – это первый из ряда проектов новой системы государственного планирования, подготовленный Агентством совместно с заинтересованными госорганами и вынесенным на обсуждение общественности и экспертов. Его основой является внедрение проконкурентной политики. Для разработки привлекался широкий круг заинтересованных лиц. В состав более 20 рабочих подгрупп вошли представители государственных органов, НПП «Атамекен», отраслевых ассоциаций, субъектов рынка и др. Обсуждение проектов осуществлялось на принципах краудсорсинга, в которых участвуют более 1 500 экспертов. 

«Нацпроект нацелен на решение 3-х взаимосвязанных регуляторных барьеров развития конкуренции, которые являются следствием государственного влияния на экономику и тормозят системные реформы. Первое – это вопросы обеспечения доступа к «ключевой мощности». «Ключевая мощность» – это инфраструктура, ресурсы, без доступа к которым конкуренты не могут предоставить свои услуги потребителям. Чаще всего она создана исторически за счет государства и ее дублирование не рационально. Прежде всего, это инфраструктурные объекты в сфере транспорта и связи, например, кабельная канализация, линии ВОЛС, магистральная железнодорожная сеть. Ограниченный доступ к «ключевым мощностям» существенно затрудняет развитие новых или масштабирование действующих видов бизнеса», - посетовал спикер.

По его словам, второй важный барьер – это искажение ценообразования.

«Статья 116 Предпринимательского кодекса подразумевает 14 видов ценового регулирования. Государственное ценообразование во многом объективно обосновано, но иногда сдерживает развитие инноваций, конкуренции. В этой связи, важно заняться пересмотром подходов к ценообразованию», - подчеркнул председатель.

В-третьих, как он отметил, существенным барьером является избирательное покровительство или фаворитизм. Это меры господдержки, которые искажают аллокативную эффективность конкуренции.

«Формой проявления фаворитизма также является нарушение принципа «Effet utile» (полезное действие) конкуренции, ограничивающего принятие правовых актов, необоснованно наделяющих отдельные компании рыночной властью. Кроме того, фаворитизм проявляется в создании различного рода единых операторов, частных монополий, назначение так называемых «чемпионов», посредством наделения исключительными или специальными правами», - пояснил Жумагарин.

В этой связи, для Нацпроекта было выделено 3 базовых направления. По указанным направлениям определены наиболее ключевые сферы и проекты, решение которых будет определяющим. Тем самым, в Нацпроекте сосредоточены наиболее значимые проекты «мейнстрим» и их основная задача - в создании «бенчмарка» в видении развития политики конкуренции в стране.

Развитие биржевой торговли

Серик Жумагарин сообщил, что с образованием в октябре 2020 года Агентства функции по формированию государственной политики за деятельностью товарных бирж остались в уполномоченном органе (МТИ), поскольку биржевая торговля является неотъемлемой частью внутренней и внешней торговли.

«При Агентстве по защите и развитию конкуренции создан Биржевой комитет. Это консультативно-совещательный межведомственный орган. Биржевой комитет провел ряд заседаний, включая деловые игры по биржевой торговле углем, авиационным топливом, газом и нефтепродуктами при участии реальных продавцов и покупателей данных рынков, где были использованы новые подходы к торгам», - рассказал спикер.

Он отметил, что по результатам деловых игр уже в первом квартале 2021 года запущена биржевая реализация битума, нефтепродуктов (АИ-92, дизельное топливо, авиакеросин).

«В настоящее время, одной из задач АЗРК является проработка вопроса расширения перечня биржевых товаров, в том числе ломом и отходами черных и цветных металлов, сжиженным нефтяным газом. Такая практика позволит сформировать объективные рыночные ценовые индикаторы (не монопольно высокие и не низкие цены). Внебиржевые цены будут сравниваться с биржевыми и в последующем в перспективе внебиржевые цены будут приближены к биржевым, что выровняет ценовую ситуацию на рынке», - поделился своим мнением спикер.

По его слова, цены на бензин не должны превышать 170 тенге на АИ-92.

В заключение он отметил, что предстоит масштабная работа по наведению порядка в данном вопросе.

«Мы настроены создать условия для качественного и перспективного развития биржевой деятельности в стране, что имеет приоритетный характер в текущей политике государства», - резюмировал Серик Жумагарин.

Отметим, по данным Агентства, итогом реализации Нацпроекта будет являться доступ к ключевой мощности в сферах сырьевых товаров, электроэнергетики, транспорта и связи, а также снижение барьеров в сферах здравоохранения, транспорта, связи, агропромышленного комплекса, ЖКХ.   

Все новости