Законопроект о республиканском бюджете: сколько денег выделят из Нацфонда и на что они будут потрачены
В Сенате Парламента РК представлен законопроект о «Республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы». Проект закона был сформирован на основе специально подготовленного прогноза социально-экономического развития страны. Об основных параметрах доходов и расходов бюджета на ближайшие три годы, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.

Прогноз социально-экономического развития страны
По данным министра национальной экономики РК Асета Иргалиева, в 2022 году, с учетом глобальных трендов по «постпандемическому» восстановлению, рост мировой экономики ожидается на 4,9%, в 2023 году – на 3,5%. При этом, согласно консенсус-прогнозу МФО, в 2022 году цены на нефть будут на уровне 64,5 долл США за баррель, а в 2023 году – на уровне 58 долл США за баррель.
«В качестве основы для бюджетного планирования взят базовый сценарий. Он предполагает цену на нефть в 60 долл за баррель. Реальный рост ВВП в 2022 году прогнозируется на уровне 3,9%. В 2026 году он достигнет 5,2%. Среднегодовой темп роста ВВП за 5 лет составит 4,8%», - сказал Асет Иргалиев в ходе пленарного заседания Сената Парламента.
Одним из основных драйверов качественного роста и ключевым фактором устойчивости экономики станет несырьевой сектор.
«Так, обрабатывающая промышленность в среднем будет расти на уровне 4,1% и опережать темпы роста горнодобывающей промышленности (3,9%). Добыча нефти в 2022 году составит 87,9 млн тонн с увеличением в 2026 году до 107,4 млн тонн. Рост добычи нефти ожидается за счет реализации Проекта устранения узких мест нефтепровода КТК для увеличения его мощности по казахстанскому участку в 2023 году. В сельском хозяйстве среднегодовой рост составит 5,0%, строительстве – 3,9%. Производство услуг будет расти в среднем на 5,4%», - сказал минитстр.
Таким образом, согласно прогнозам, номинальный ВВП в 2022 году составит 87,1 трлн тенге, а в 2026 году – 119,9 трлн тенге. ВВП на душу населения вырастет с 10,7 тыс долл США в 2022 году до 14,2 тыс долл в 2026 году. При этом, целевой коридор годовой инфляции в 2022 году будет сохранен в пределах 4-6%, в 2023-2024 годах – 4-5%, в 2025-2026 годах – 3-4%.
В свою очередь председатель Национального банка РК Ерболат Досаев отметил, что ожидает роста ВВП в 2021 году на уровне 3,7-4,0%.
«Прогноз опирается на активную восстановительную динамику мировой и национальной экономик. Реализуемые антикризисные инициативы Главы государства позволили в короткие сроки вернуть национальную экономику на допандемический уровень. По итогам 10 месяцев текущего года рост ВВП Казахстана составил 3,5% при средней цене на нефть на уровне 70 долларов США за баррель. Данная динамика соответствует оптимистичному сценарию развития казахстанской экономики, при котором Национальный Банк ожидает роста ВВП в 2021 году на уровне 3,7-4,0%», - сказал Ерболат Досаев в ходе своего выступления.
Он добавил, что такое быстрое восстановление мировой и национальной экономик стало возможным в результате продолжающихся программ фискального стимулирования и мягких денежно-кредитных условий.
Министр национальной экономики Асет Иргалиев рассказал, что с учетом данных макроэкономических показателей был разработан прогноз бюджетных параметров.
«Доходы республиканского бюджета в 2022 году по прогнозам составят 9,2 трлн тенге, в 2023 году – 9,7 трлн тенге, в 2024 году – 10,4 трлн тенге», - проинформировал Иргалиев.
В этой связи гарантированный трансферт из Национального фонда предлагается определить в 2022 году в размере 2,4 трлн тенге, в 2023 году – 2,2 трлн тенге и в 2024 году – 2 трлн тенге и направить на финансирование социальных обязательств.
С учетом этого разработан проект закона о гарантированном трансферте из Национального фонда на 2022–2024 годы.
При этом, как он отметил, привлекаемые средства будут направлены на выплату солидарных пенсий и государственных базовых пенсионных выплат из республиканского бюджета. То есть социальная направленность республиканского бюджета будет сохранена.
Кроме того, в 2022 году предлагается привлечь целевой трансферт из Национального фонда в размере 550 млрд тенге, в 2023-2024 годах по 400 млрд тенге ежегодно. Целевые трансферты из Нацфонда будут направлены на финансирование мероприятий предвыборной программы партии «Nur Otan».
При этом с учетом планируемых трансфертов при цене на нефть в 60 долл США за баррель поступления от нефтяного сектора в Национальный фонд по прогнозам вырастут с 2,5 трлн тенге в 2022 году до 3 трлн тенге в 2024 году. Валютные активы Национального фонда по прогнозам вырастут с 55,3 млрд долл в 2022 году до 61,6 млрд долл в 2024 году.
Дефицит бюджета в 2022 году прогнозируется на уровне 3,3% к ВВП с последующим снижением до 2,5% к ВВП в 2024 году.
Вопрос государственного долга
Во время рассмотрения проекта трехлетнего республиканского бюджета спикер Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев поднял вопрос государственного долга.
«В проекте бюджета 2022 года заложено 1,2 трлн тенге на обслуживание госдолга. К 2026 году ожидаются, что эта сумма будет на уровне уже 2,5 трлн тенге. При условии, если не будет дополнительных заимствований», - подчеркнул спикер.
В то же время он отметил, что сегодня идет активное заимствование не только на уровне Правительства, но и на уровне регионов.
«Долг местных исполнительных вырос в 2 раза до 1,7 трлн тенге и продолжает увеличиваться. Важно не допускать неконтролируемого роста заимствований со стороны местных исполнительных органов», - сказал Маулен Ашимбаев.
Спикер Сената отметил, что требуют контроля и долги, которые гарантированы нашим государством.
«Такие долги сегодня оцениваются в размере 1 трлн тенге на данный момент. С начала года он вырос почти на 125 млрд», - отметил спикер Сената.
В заключении Счетного комитета к проекту бюджета приводятся данные, когда привлеченный неправительственный долг тем или иным способом трансформируется в государственный долг. Государство вынуждено за счет госбюджета обслуживать этот долг.
«Нужно не упускать из внимания долги местных госорганов и долги, которые гарантируются государством», - подчеркнул Маулен Ашимбаев.
Отметим, по данным Министерства финансов, к 2024 году ожидается рост собственных доходов республиканского бюджета за счет дальнейшей цифровизации налогового таможенного администрирования, внедрение национальной системы прослеживаемости товаров, совершенствования международного налогообложения, трансфертного ценообразования и акцизной политики. Все это даст возможность сократить использование Нацфонда с нынешних 4,5 трлн тенге до 2,4 трлн тенге в 2024 году, то есть в два раза. По итогам рассмотрения, законопроект о трансферте из Национального фонда в размере 2,4 трлн тенге, в 2023 году – 2,2 трлн тенге и в 2024 году – 2 трлн тенге, был принят депутатами Сената Парламента.
Социальная направленность бюджета
В своем содокладе председатель Комитета по финансам и бюджету Ольга Перепечина отметила, что республиканский бюджет является ключевым звеном в реализации долгосрочных целей по повышению благосостояния населения и обеспечению устойчивого роста экономики. Сенатор также согласилась, что представленный проект бюджета сохранил своею социальную направленность.
«Представленный проект республиканского бюджета на 2022 – 2024 годы, несмотря на все сложности, возникшие на фоне пандемии, направлен на полное и своевременное выполнение всех социальных обязательств государства, при любой экономической конъюнктуре, а также на обеспечение качественного и устойчивого развития экономики в текущих условиях», - сказала Перепечина в ходе своего выступления на пленарном заседании Сената.
Она сообщила, что расходы социального блока в 2022 году составят 8 трлн тенге с увеличением на 643 миллиарда тенге к уровню текущего года. Это 51% к общему объему затрат бюджета. При этом, основная доля расходов приходится на соцвыплаты и соцобеспечение граждан порядка 4 трлн тенге.
Кроме того, в рассматриваемом бюджете нашло отражение продолжение финансирования государственных программ «Нұрлы жер», «Нұрлы жол», «Дорожная карта бизнеса-2025», АПК и другие, которые в рамках реформы системы государственного планирования были трансформированы в Национальные проекты.
Как будут потрачены деньги?
Значительную долю расходов социальной сферы составляют социальное обеспечение и социальная помощь.
Ольга Перепечина сообщила, что на реализацию Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшения качества жизни инвалидов в трехлетнем бюджете запланировано 80,0 млрд тенге, из них на 2022 год – 22,7 млрд тенге.
Расходы на систему здравоохранения на 2022 – 2024 годы составят 5,6 трлн тенге, из них в 2022 году – 1,7 трлн. тенге.
На развитие системы образования и науки в проекте бюджета предусмотрено 7,0 трлн тенге, в том числе на 2022 год – 1 812,0 млрд тенге с увеличением на 477 млрд тенге к уровню 2021 года.
Основные факторы роста: повышение заработной платы педагога, включая доплаты; полномасштабное подушевое финансирование городских школ; увеличение стоимости грантов; повышение размера стипендии.
Расходы на развитие культуры и спорта в 2022 – 2024 годах составят 412,0 млрд тенге, из них на 2022 год – 173,0 млрд тенге.
На поддержку и развитие реального сектора экономики, связанные с привлечением частных инвестиций, развитием дорог республиканского и местного значения, обеспечением питьевой водой сельских населенных пунктов, жильем малообеспеченных многодетных семей, развитием газотранспортной системы, развитием и повышением эффективности АПК, созданием условий для технологической модернизации и цифровизации отраслей экономики в среднесрочном периоде по данному направлению предусмотрено 3,5 трлн тенге, из них на 2022 год – 2,0 трлн тенге или 12,6% к общим расходам бюджета.
Изменения в закон о бюджете
Председатель Комитета по финансам и бюджету Ольга Перепечина отметила, что в ходе обсуждения данного законопроекта от постоянных комитетов и депутатов поступило 136 предложений по внесению в него изменений и дополнений, которые были сведены в сравнительную таблицу.
«Всего поддержано предложений на трехлетний период на сумму 86 млрд тенге, в том числе в 2022 году на 64,5 млрд тенге. Увеличение расходов будет осуществляться за счет перераспределения резерва Правительства», - пояснила сенатор.
Предложения предусматривают вопросы финансирования следующих направлений:
- внедрение факторно-балльной шкалы государственным служащим в 2022 году – 44,4 млрд тенге;
- на реконструкцию и развитие автодорог 8,2 млрд тенге, в том числе в 2022 году – 4,5 млрд тенге. По итогам 2022 года доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии должна составить 94 %.
- на строительство и ремонт водопроводных сетей выделяется 8,1 млрд тенге, в том числе в 2022 году – 3,8 млрд тенге, что позволит увеличить доступ населения к услугам водоснабжения в городах до 99%, в селах до 95 %.
- на газоснабжение – 1,2 млрд тенге, что позволит достигнуть уровня газификации до 55,4%.
- на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к объектам промышленного и жилищного строительства в общей сумме 5,3 млрд тенге, в том числе в 2022 году – 4,6 млрд тенге.
По итогам рассмотрения законопроект «О Республиканском бюджете на 2022-2024 годы» был отправлен на доработку с учетом озвученных изменений в Мажилис Парламента РК.
Отметим, законопроект «О республиканском бюджете на 2022- 2024 годы» разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, на основе прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы, с учетом последних изменений бюджетного законодательства, поручений Первого Президента РК – Елбасы, Президента РК и предвыборной программы партии «Nur Otan» «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!». Законопроект направлен на реализацию общенациональных приоритетов и Национального плана развития РК до 2025 года, в рамках которых планируется обеспечить качественный и устойчивый рост экономики, формирование инклюзивной платформы деятельности государства, увеличение благосостояния каждого гражданина страны.

-
Более 19 миллионов: названа численность казахстанцев после переписи населения
-
«УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ». Статья Первого Президента РК - Елбасы Нурсултана Назарбаева
-
Развитие столицы: доступное жилье, строительство школ и газификация
-
Нацбанк провел интервенции для стабилизации валютного рынка
-
Закон об амнистии: кто может на нее рассчитывать
-
Численность молодых людей, оставшихся без работы, сократилась на 7% за год
-
День Первого Президента: в объективе – Елбасы
-
Главные решения Первого Президента РК за годы Независимости
-
Какие меры приняты в Казахстане по недопущению завоза штамма «омикрон»
-
Новая концепция инвестиционной политики: сколько средств будет привлечено в 2022 году
-
Роль участкового инспектора: спектр полномочий и несвойственные функции
-
Нацпроект по поддержке предпринимательства: обучение, субсидирование рабочих мест и трудоустройство
-
Машиностроение: новые профессии и как трансформируются прежние
-
Как проходит вакцинация и ревакцинация в мире и в Казахстане
-
Долги по налогам: как избежать ареста счетов и расходов на судебных исполнителей

