• Главная
  • Вызов времени, или как ЦОН оказался у нас в кармане
20 Марта, 2020 14:51

Вызов времени, или как ЦОН оказался у нас в кармане

В настоящее время иметь постоянно в кармане смартфон - это требование времени. Мобильный телефон позволяет быть в курсе всех событий, постоянно поддерживать связь с родными, друзьями коллегами, мобильный телефон помогает в работе, в быту. Сейчас все больше и больше компаний и организаций создают свое мобильное приложение или открывают свои странички в социальных сетях, чат-боты чтобы быть ближе и доступнее к клиентам. О том, как электронное правительство Казахстана развивает эти сферы, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.

Вызов времени, или как ЦОН оказался у нас в кармане | Strategy2050.kz

12 апреля порталу электронного правительства исполнится 14 лет. За период существования веб-портал постоянно развивался, и в итоге мы имеем веб-портал eGov, мобильное приложение eGov Mobile, присутствие страниц и чат-ботов в Facebook, Telegram и Вконтакте. За эти годы было оказано более 277 млн услуг, и в настоящее время обслуживается более 10,7 млн пользователей.

Время, всегда было дорогим удовольствием, которым не стоит пренебрегать, время никогда не стоит, оно всегда идет. Одним из главных преимуществ портала является возможность получения государственных услуг, не выходя из дома, главное иметь ЭЦП (электронная цифровая печать). Это ведь лучше, один раз посетить ЦОН, получить ЭЦП и в дальнейшем большую часть услуг получать в любое время и в любом месте. Ежегодный прирост пользователей услуг eGov, показывает нам ежегодное расширение перечня услуг, которые можно получить непосредственно через портал. 

43.jpg

Доступ к интернету повсюду: через компьютеры, ноутбук, планшет, смартфон и т.п. а это одно из необходимых, быстрых доступов к услугам электронного правительства, главное иметь электронную цифровую печать на USB-флеш накопителе или на одном из устройств выше озвученных. Это позволяет иметь ЦОН под рукой. Тем не менее, есть вероятность утечки персональных данных, которое может использоваться мошенниками в корыстных целях. Такие случаи неоднократно происходили с порталом eGov, где пользователи узнавали, что без их согласия были получены справки на их имена и т.п. Однако в этих случаях, информацию получали по большей части, превышая служебные полномочия, сотрудники ЦОНов, а не хакерские атаки. Что касается кибербезопасности, в плане защиты информацит у нас все довольно неплохо, по данным глобального индекса кибербезопасности Global Cybersecurity Index 2018 года Казахстан оказался на 40 позиции из 175 стран.

Портал электронного правительства постоянно развивается, расширяя спектр услуг и платежей, увеличивая свое присутствие в социальных сетях. Однако, несмотря на это, по данным исследования ООН рейтинга электронного правительства 2018 года, показал, что Казахстан находится на 39 позиции, хотя в 2016 году находился на 33 позиции, а в 2014 году на 28 позиции. Это свидетельствует о том, что другие страны в этой сфере предпринимают больше усилий, и поддерживаются большим количеством граждан и государственных органов.

44.jpg

Таблица из Исследования ООН: Электронное правительство 2018 Применение электронного правительства для формирования устойчивого и гибкого общества


Индекс развития электронного правительства (EGDI) представляет собой средневзвешенное значение усреднённых оценок трёх аспектов электронного правительства: объёма и качества онлайн-обслуживания, состояние развития телекоммуникационной инфраструктуры, и оценки человеческого капитала на основании. Каждый из этих аспектов представляет собой индекс, OSI – индекс онлайн-обслуживания, HCI – индекс человеческого капитала и TII – индекс телекоммуникационной инфраструктуры.

Наше правительство предпринимает конкретные шаги в текущем году подняться на 28 позицию.

 «Согласно программе «Цифровой Казахстан», в 2020 году Казахстан в Индексе развития электронного правительства ООН должен занять 28-ую позицию. Сегодня мы на 39-ом месте. Нужно предпринять меры по достижению индикатора. Мы идем к тому, чтобы оказывать госуслуги быстро, качественно и удобно для людей. Однако есть ряд вопросов, на которые я хотел бы обратить внимание. В мире возрастает роль цифровых технологий в предоставлении государственных сервисов. В этой связи поручаю форсировать работу по расширению перечня госуслуг, доступных населению через мобильные устройства», - сказал Премьер-министр Аскар Мамин.

Также Премьер-министр подчеркнул, что бесперебойное оказание госуслуг на портале электронного правительства - одна из приоритетных задач, и в целях усиления контроля и мониторинга для бесперебойной работы электронных систем поручил на уровне каждого уполномоченного органа закрепить персональную ответственность за курирующим заместителем первого руководителя.

Параллельно электронное правительство реализует множество проектов, такие как «Е-лицензирование», амбициозный проект «Открытое правительство», которое включает ряд порталов: «Открытые данные», на текущий момент на портале 3 531 открытых данных; «Открытые бюджеты» 61 286 проектов бюджетных программ размещено на портале; на портале «Открытые НПА» размещено 55 437 проектов нормативно-правовых актов, 321 932 обращений на портале «Открытый диалог» из них на отвеченных 304 457. Портал «Открытого правительства» преследует своей основной целью расширить права и возможности граждан влиять и управлять государством, создавая подотчетное, прозрачное государство на основе новых технологий.  

Как высказался председатель правления АО «НИТ» Асет Турысов в интервью  «PROFIT.kz», одной из целей развития как мобильного приложения, так и официального присутствия в социальных сетях и мессенджерах является полный перевод всех государственных услуг в онлайн-формат, благодаря которому гражданам не придется стоять в очередях, тратя свое время.

К плюсам деятельности электронного правительства можно отнести коллаборацию банков и государственных органов, теперь можно оплачивать налоги на имущество, землю, транспорт, введя только ИИН, больше не нужно заполнять кучу реквезитов. Также немаловажным является возможность получения некоторых услуг электронного правительства посредством SMS-сообщений. Еще одним долгожданным удобством для граждан с начала прошлого года стало возможным получать справки из нарко-, психо- и тубдиспансера, не выходя из дома. Раньше на это затрачивалось большое количество времени, необходимо было за каждой справкой ездить в отдельный диспансер. По данным электронного правительства, за пять месяцев с момента запуска количество выданных справок онлайн: с наркологической организации составило 932 729, из них 1,9% приходится на eGov mobile, 5,8% @EgovKzBot и 92,3% на eGov.kz; справок с психоневрологической организации выдано 901 690, из которых 1,6% через eGov mobile, 5,2% на @EgovKzBot и оставшиеся 93,2% на eGov.kz; справок с противотуберкулезной организации составило 206 722, из которых 2,3% через eGov mobile, через @EgovKzBot 8,1% и на eGov.kz 89,6%.

Ранее, еще в 2012 году была запушена первая версия мобильного приложения eGov.kz, с того времени оно неоднократно видоизменялось, и вот 2 октября 2019 года была запущена очередная обновленная версия, однако в этот раз оно отличается дизайном, интерфейсом, имеет уже более расширенный функционал. Однако, как и во всех предыдущих версиях, без ЭЦП вы не сможете воспользоваться большинством услуг. Но в этой версии есть большой плюс, можно привязать имеющийся ЭЦП к 4-х значному PIN-коду и, если ваш смартфон поддерживает считывание биометрии такие функции как Face ID и Touch ID, хотя эти новшества никого не удивят, тем не менее, это очень удобно. На данный момент через приложение можно получить 58 услуг, но как утверждает Асет Турысов, спектр услуг и сервисов будет планомерно увеличиваться. На текущий момент приложение скачали свыше 500 тыс пользователей.

45.jpg

В настоящее время, сами граждане должны понимать и учится пользоваться государственными услугами дистанционно, не посещая ЦОНы. Постоянно давая обратную связь, для того, чтобы улучшать работу услуг электронного правительства. Разработчикам с технической стороны также нужно прилагать усилия, постоянно совершенствуя приложение и портал госуслуг, чтобы они были на интуитивном уровне, доступными, удобными и ясными, как молодым людям, так и пожилым гражданам. 

Министр цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев на своей странице в Facebook отметил, что сегодня 80% госуслуг можно получить через интернет. А также ряд услуг, которые ранее требовали присутствия в ЦОНе, переведут в онлайн режим.

Возможно, этот переход больших услуг в онлайн режим, а также расширение перечня услуг и создание для него инфраструктуры позволит в текущем году Казахстану подняться на 28 место в Индексе развития электронного правительства ООН.

Таким образом, сейчас, в связи с пандемией Covid-19, решать различные как личные, так и рабочие вопросы просто необходимо дистанционно. Этот период будет как проверкой своих возможностей и технической инфраструктуры для электронного правительства, так и для граждан, временем научиться пользоваться услугами в онлайн-формате.

Жибек Нуршаихова

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения