• Главная
  • Высшее образование: на что могут рассчитывать дети из социально защищаемых слоев населения

Высшее образование: на что могут рассчитывать дети из социально защищаемых слоев населения

21 апреля, 2021 14:20

Глава государства Касым-Жомарт Токаев на 3-ем заседании Национального совета общественного доверия поручил предусмотреть больший социальный компонент в системе распределения государственных грантов на обучение в вузах. Он отметил, что нужно делать упор не только на академическую успеваемость и достижения абитуриента, но и на его социальной статус, передает корреспондент Strategy2050.kz.


Государственный заказ на новый учебный год распределен по регионам. Эта процедура происходила сугубо из потребности рынка труда, отметил руководитель департамента высшего и послевузовского образования Адилет Тойбаев во время ZOOM-конференции с журналистами.

Адилет Тойбаев проинформировал, что наибольшее количество грантов распределяется на инженерные и педагогические специальности, на информационно-коммуникационные технологии

«Ежегодно в Казахстане выделяются соответствующие квоты для детей из социально уязвимых слоев населения, детям с инвалидностью по 1, 2 группам - это более 400 грантов ежегодно. Также предоставляются гранты для детей-сирот в объеме 1% от госзаказа – это тоже более 400 грантов ежегодно», - сказал он.

Вместе с тем, начиная с этого года, эти категории расширены и количество грантов для молодежи из социально защищаемых слоев населения увеличено. В этот список входят дети из семей, где воспитываются 4 и более несовершеннолетних детей. Для них в этом году выделено более 2000 грантов. Дети из числа неполных семей, имеющих данный статус не менее 3 лет, также имеют право на гранты – для них выделено более 400 грантов.

«Дети из семей, воспитывающих детей-инвалидов с детства, детей-инвалидов 1, 2 группы, теперь тоже смогут получить гранты на обучение в вузах – для них предусмотрено более 400 грантов. То есть если раньше гранты выделялись непосредственно детям с инвалидностью, то теперь гранты смогут получить дети, в семьях которых воспитываются дети с инвалидностью. С этого года им тоже будут выделяться гранты – более 400», - отметил Адилет Тойбаев.
Будущий студент сможет сам выбрать, какое направление для подготовки, какой вуз и какой регион для обучения. МОН РК не будет распределять абитуриентов по вузам и по регионам.

«Дальнейшая учеба по гранту будет зависеть от успеваемости студента и посещения занятий. Если студент теряет связь с вузом, то по правилам академической политики высших учебных заведений, студент может быть лишен гранта или отчислен из вуза – все это прописано в соответствующих пунктах академической политики. Такое тоже может случиться, к сожалению. Здесь самое главное – успеваемость студента», - добавил спикер.

Высвободившиеся гранты будут перераспределены другим студентам.

Если есть студент, который обучается по этому же направлению на этом же курсе, он сможет получить грант после соответствующего конкурса.

На студентов, которые обучались по гранту, распределяется обязанность по отработке не менее трех лет.

«В этом году есть ряд новшество по отработке. Первое – отработка требуется абсолютно по всем направлениям подготовки. Раньше это были только сельскохозяйственные и педагогические специальности. Но если раньше требовалась отработка только в государственных организациях, то сейчас это можно сделать в любой организации независимо от формы собственности. Главное – отработать по своей профессии. Второе новшество, которое мы внедрили в этом году – это соразмерность отработки. Если ребенок отучился на гранте два года и отчислился либо перевелся на платное обучение в другое высшее обучение, он должен отработать соразмерно: уже не три года, а соответствующее количество месяцев», - продолжил Тойбаев.

Тот ребенок, который перевелся на вакантный грант, он принимает обязанность отработки гранта на себя и должен отработать соответствующее количество времени в зависимости от периода обучения на гранте. 

Отметим, что лишь несколько категорий граждан освобождаются от отработки.

Распределение грантов не зависит от вида инвалидности. Самое главное – это балл ЕНТ, а также готовность ребенка и его способность обучаться.

Что касается доступности вузов для обучения людей с инвалидностью, то сейчас, по словам спикера, более 75% вузов создали соответствующие условия для граждан с инвалидностью, для детей с особыми образовательными потребностями. В целом в вузах создана инклюзивная среда.

«При распределении государственного образовательного заказа обязательно учитывается наличие соответствующих условий в этом высшем учебном заведении. И мы говорим не только о пандусах, соответствующих метках в лифтах. Здесь мы говорим о содержании образовательных программ, о методике, о дидактических средствах, которые имеются в высших учебных заведениях. Сама среда, также образовательная программа должны быть инклюзивными, то есть созданными и разработанными с учетом тех образовательных потребностей, которые требуются для обучения таких категорий граждан», - подчеркнул он.

По словам спикера, МОН РК на протяжении двух последних лет в вузах проводит мониторинг по наличию особой образовательной среды. В данном направлении работа ведется системно, проинформировал он.

«Для детей с особыми образовательными потребностями, из социально уязвимых категорий каких-то особых проходных баллов, особых специальностей нет. Они поступают не те же самые специальности и по тем образовательным программам, которые существуют для всех. Единственное отличие от них – отдельная квота. Среди них проходит отдельный конкурс. Еще раз напомню, что квота и количество грантов для них в этом году увеличены. Дата подачи заявлений на гранты для этих категорий граждан проходит в те же сроки, что и для всех остальных», - добавил Адилет Тойбаев.

Кроме того, он отметил, что есть определенные специальности, которые не смогут выбрать граждане с определенными категориями инвалидности. Но в целом ограничений для детей и молодежи с особыми образовательными потребностями нет. При сдаче ЕНТ для них создаются соответствующие условия: им предоставляются при необходимости консультант, который не является учителем-предметником. Также им могут быть выделены отдельные аудитории, в которых они будут находиться со своими помощниками. По информации спикера, такие условия при сдаче ЕНТ создавались и ранее.

Напомним, 15 января 2021 года Глава государства на расширенном заседании Парламента подчеркнул, что ключевым инструментом создания сильного инклюзивного общества является эффективная социальная политика. Президент поставил задачу сократить разрыв в качестве образования между различными социальными группами и регионами. Он отметил, что для этого, требуется разработать и реализовать специальный национальный проект по переобучению и постоянному совершенствованию навыков работников сферы образования.

Все новости