• Главная
  • Все инициативы для улучшения жизни должны обсуждаться с обществом
3 сентября, 2020 16:21

Все инициативы для улучшения жизни должны обсуждаться с обществом

Директор филиала Академии государственного управления при Президенте РК по Акмолинской области Белла Газдиева считает, что все инициативы, направленные на улучшение качества жизни общества должны обсуждаться с населением, передает корреспондент Strategy2050.kz.

Все инициативы для улучшения жизни должны обсуждаться с обществом | Strategy2050.kz

- Иначе как понять, что, например, хотят жители? Может, в первую очередь вместо дороги необходима система водоснабжения? Поэтому обсуждать с обществом нужно, и это делается. Например, возьмем последнюю госпрограмму развития образования и науки РК. Продолжительное время на сайте МОН РК был размещен текст госпрограммы, и все желающие могли комментировать и предлагать свои идеи. Я знаю десятки различных площадок, где министр предлагал присоединиться к обсуждению, так как вопрос среднего образования касается всех и каждого. И нельзя сказать, что госпрограммы сейчас не обсуждаются, как и законы. Другой вопрос, насколько мы, как граждане, проявляем свою гражданскую позицию, насколько мы заинтересованы в том, чтобы участвовать в обсуждении, ведь местное самоуправление предполагает зрелость и активность тех, кого мы вовлекаем в обсуждение.

- Вы наверняка не понаслышке знаете, что такое местное самоуправление на местном уровне?

- По своей работе акимом села Родина, действительно, я сказала бы, что местное самоуправление на сельском уровне работает. Собираются представители местного сообщества, коллегиально решают, как будут распределяться деньги по определенной статье, они выносят свое решение, и аким села не может не прислушиваться к мнению местного сообщества. Другой вопрос - насколько местное сообщество активно, насколько возможно их собрать, насколько они выражают свою позицию, а не отнекиваются или вовсе не приходят. Мы, как граждане государства, как избиратели, иногда очень любим критиковать и государственные программы, и их исполнение. Да, конечно, есть вопросы, и мы знаем, что от региона к региону их исполнение и достижение индикаторов разнится. Госпрограмма одна и та же, но компетенции исполнителей и их желание внедрить ее качественно, видимо, разные.

Сегодня, когда я написала пост в Facebook о том, что я предлагаю внедрять выборность и акимов городов, мне ответили в комментариях, что это еще слишком рано.

Но я думаю, что уже можно внедрять не только выборность акимов сел, но и выборность акимов городов и областных центров. Почему нет? И выбирать акима нужно на 4-5-летний срок, тогда он сможет презентовать свою программу развития, программу действий на длительный срок, и через 4-5 лет он может рассказать, что ему за это время удалось сделать или не удалось. Сегодня же, какая бы прекрасная программа не была, частая сменяемость руководителей размывает зону ответственности. Потому что программу разрабатывали при одном акиме, внедряли при другом, и каждый год новый аким. И как у нас любят говорить, «я не отвечаю за действия предыдущего».

Я так скажу, мы Президента выбираем, почему мы не можем выбрать акима? Кто, как не сельчанин, знает каждого, кто чего достиг, у кого крепкое крестьянское хозяйство, кто создает рабочие места, кто помогает школьникам? В селе все, как на ладони. Если во главе села встанет человек с предпринимательской жилкой, хозяйственник, который понимает, что бизнес должен быть социально ответственным, то он и работу аппарата будет перестраивать так, чтобы приносить ощутимую пользу этому селу. Поэтому необходимо, чтобы у сельчан было право выбора: мы выбираем акима и через пять лет мы у него спросим, что ты сделал и как ты изменил нашу жизнь.

- А что даст переход от разработки госпрограмм к проектам, как сказал Глава государства в своем Послании?

- Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем Послании сказал о том, что нужно уходить от госпрограмм и переходить на систему национальных проектов, потому что, по классике, проектное управление предполагает руководителя проекта и рабочую группу от начала до конца. В проектном управлении одни и те же люди идут на этапе заявки, на этапе обоснования. И на этапе принятия результатов те же самые люди. И тогда, действительно, закрепляется ответственность: «я не могу сделать как попало, потому что мне же за это и отвечать». Еще в начале года Главой государства было дано поручение по созданию проектных офисов в каждой области, в каждом госоргане. Но опять же в каких-то регионах это дело идет быстрее, а где-то тормозится. Но тем не менее такое поручение и такое видение уже есть. И опыт стран ОЭСР показал, что управление по методу проекта, внедрение проектного менеджмента оправдывает себя. Поясню на примере Комитета науки МОН РК, который администрирует научные проекты и гранты. Так вот, в научном проекте не допускается смена научного руководителя, смена организации, обязателен контроль со стороны Счетного комитета и других госорганов. Здесь анализируется все - как тратится бюджет, есть ли научные открытия, по истечении трехлетнего проекта сдается отчет, и Национальный научный совет (ННС) вправе отклонить результаты отчета. Проект закреплен за научным руководителем, который все три года знает и понимает, что ему нужно выйти на те результаты, которые он заявил.

- Президент в своем Послании упомянул об институте онлайн-петиций. Это значит, что общественный контроль будет только усиливаться…

- Сегодня все должны понимать, и чиновники в первую очередь, что сейчас стало невозможным «замолчать» какую-либо проблему. Если мы говорим, что журналистика четвертая власть, то соцсети можно назвать пятой властью. Поэтому не учитывать этот момент – это очень недальновидно и глупо. Почему бы не внедрять институт онлайн-петиций? И то, что об этом упомянул Президент – о многом говорит. Во многих развитых странах институт онлайн-петиций есть и это повышает зону ответственности граждан и в тоже время делегирует им определенные права. Я в свое время изучала опыт сельских округов Великобритании, в частности, Шотландии. И уже тогда на сайтах их сельских округов шло открытое обсуждение бюджетов. Сейчас это внедряется в Казахстане в режиме «пилотов», но все равно еще не так массово. Например, в акимате Сарыаркинского района столицы внедрили «Бюджет участия», когда жители микрорайонов могут сами выбирать: что им нужно – сквер, детскую площадку или футбольное поле. Для этого не нужно идти своими ногами в акимат и выступать. Это можно сделать онлайн и голос каждого гражданина может и должен быть услышан и зафиксирован. Мы к этому тоже постепенно придем. И уже сейчас в Нур-Султане это практикуется. И говоря об институте онлайн-петиций, Касым-Жомарт Токаев, я думаю, имел в виду развитие онлайн-петиций, как инструмента участия каждого в жизни страны. Президентом дан курс на развитие этого направления. На развитие в сторону демократизации, транспарентности, открытости.

Послание очень стратегически выверенное, и если поручения Президента будут выполнены, то это поставит нас в один ряд со зрелыми государствами. Чего стоят только вопросы по экологическому воспитанию. Последние нашумевшие новости о варварском отношении к природе – то же озеро Кобейтуз, избиение тюленей, Селетинское водохранилище в Акмолинской области. С каким пиететом и трепетом относятся граждане Японии к своей стране: каждый листик на дереве бережно сохраняется. Почему между нами такая разница? Поэтому то, что сейчас вопросы духовного развития, воспитания, культуры поднимаются в Послании – это показательно. Не только хлебом насущным жив человек. Нужно дальше смотреть - что мы хотим через 10 - 20 лет оставить потомкам? Выжженную землю? Многие страны позавидовали бы нашим природным ландшафтам, нашим природным сокровищам, нашей территории. Раз нам повезло родиться в такой прекрасной стране, значит, мы ответственны перед своими будущими поколениями, чтобы все это сохранить.

- Спасибо за интервью!

Фото: liter.kz

Все новости