Внешняя политика РК: достижения и перспективы

26 ноября, 2021 09:46

Знаменательная веха 30-летия Независимости обязывает осмыслить пройденный государством путь, осознать проблемы и достижения, наметить перспективы дальнейшего развития. В ряду безусловных достижений важное место занимает евразийская инициатива Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н. А. Назарбаева, реализованная в создании Евразийского союза, укрепление дружбы между Казахстаном и Россией. Об основных этапах развития внешней политики независимого Казахстана, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.


Казахстан прошел долгий путь за почти 30 лет своего суверенитета. Руководство страны может отметить впечатляющее экономическое развитие, стабильность, укрепленный суверенитет и уважение бренда «Казахстан» на международной арене. Заглядывая далеко за 2025 г. и далее, казахстанские власти сформировали амбициозную концепцию по превращению страны в одно из самых развитых государств в мире. Занимая стратегически важную позицию между Россией, Китаем и Центральной Азией, Казахстан был вынужден самой географией и геополитикой разрабатывать далеко идущие стратегии своего развития. В конечном итоге, у Казахстана, как и у других государств, единственная цель – оставить следующим поколениям безопасный, безъядерный мир.

Казахстан придерживается принципа многовекторности как во внешней политике, так и в сфере внешнеэкономических отношений. Для Казахстана большое значение имеет сотрудничество как с Россией, так и с ЕС, КНР и другими партнерами. Для Нур-Султана особенно чувствителен вопрос национального суверенитета. Казахстан на протяжении всего постсоветского периода последовательно реализует собственную программу социально-экономического развития, и внешнеэкономическое взаимодействие, равно как и свое участие в интеграционных проектах, рассматривает исключительно в соотношении с собственными национальными приоритетами и задачами.

Озвученная Первым Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 1994 году в Москве в МГУ идея о Евразийском союзе многими политиками воспринималась неоднозначно, порой откровенно скептически, хотя и находила положительные отклики у простого населения. Сейчас же ни у кого не вызывает сомнения, что интеграции альтернативы нет, тем более, между нашими странами, имеющими общие глубокие исторические корни и тесные экономические связи, которые с запуском Евразийского экономического союза будут только укрепляться.

Создание ЕАЭС стало возможным благодаря возросшей заинтересованности ряда стран постсоветского пространства в углублении сотрудничества на многосторонней основе, которому предшествовал ряд интеграционных проектов. При этом создание Таможенного союза (а ранее – ЕврАзЭС) и затем ЕАЭС сталкивалось с целым рядом проблем. К сожалению, старт ЕАЭС пришелся на сложный период мирового финансово-экономического кризиса, что не могло не сказаться на работе этого объединения. Евразийский союз сейчас находится только в начале своего пути.

Особо следует отметить вклад Казахстана в поиск решений для глобальных кризисов. Так, еще в 1992 году Казахстан запустил процесс созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), структуры для продвижения безопасности на крупнейшем континенте планеты, где подобной площадки доселе не существовало. К 2015 году, конференция стала весьма влиятельным форумом, объединяющим 26 стран.

В 2010 году Казахстан был председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), став первой страной СНГ, добившейся этого. В рамках своего председательства Казахстан сумел дать новый импульс организации и созвать первый саммит ОБСЕ за 11 лет в Астане, подтвердивший принципы, на которых она зиждется, уделяя особое внимание стратегии единого и неделимого сообщества евро-атлантической и евразийской безопасности.

В 2011-2012 годах Казахстан возглавлял Организацию Исламского Сотрудничества (ранее – ОИК) и предпринял значительные меры по созданию лучшего взаимопонимания между преимущественно мусульманскими народами и остальным миром, также среди прочего оказал помощь в формировании Комиссии ОИС по правам человека. Именно по инициативе Астаны и во время ее председательства, Организация исламской конференции сменила свое название на Организацию исламского сотрудничества для отражения более масштабных целей по поощрению сотрудничества между ее 57-ю государствами-членами. Кроме того, по казахстанской инициативе и в ходе казахстанского председательства ОИС приняла решение создать Исламскую организацию по продовольственной безопасности.

Казахстан внес вклад в международные усилия по разрешению сирийского кризиса, предоставив площадку для проведения серии переговоров с сирийской оппозицией.

Кроме того, в 2014 году и начале 2015 года Елбпсы Нурсултан Назарбаев провел ряд переговоров с международными участниками украинского кризиса, и оказал значительную помощь в созыве и достижении итогового успеха двух минских саммитов по данному вопросу, состоявшихся в августе 2014 года и феврале 2015 года.

И наконец, Казахстан направил своих наблюдателей в миротворческие миссии ООН для поддержания мира в Западной Сахаре и Кот-д’Ивуаре. В 2015 году Казахстан поддержал глобальные усилия по борьбе с терроризмом и экстремизмом путем проведения в Астане Региональной конференции по борьбе с насильственным экстремизмом (БНЭ) для Центральной и Южной Азии, а также участвовал в саммитах БНЭ в Вашингтоне и Нью-Йорке. На Генеральной Ассамблее ООН в 2015 году, Назарбаев призвал мировых лидеров активизировать их усилия по противодействию терроризму и предложил создать Всемирную коалицию (сеть) по борьбе с терроризмом под руководством ООН.

Начиная с 2003 года, каждые три года Казахстан принимает Съезд лидеров мировых и традиционных религий, инициированный Первым Президентом РК.

С 1 января 2017 года Казахстан занимал место непостоянного члена Совета безопасности ООН. Говоря о повестке дня РК как непостоянного члена СБ ООН, можно сказать, что в целом деятельность Казахстана на этом направлении можно разделить на два основных направления:

Казахстан в своем статусе непостоянного члена СБ ООН старался по мере возможности содействовать укреплению взаимодействия и интенсификации контактов между различными военно-политическими и геоэкономическими организациями, действующими в зоне Евро-Азиатской безопасности, что является актуальным и для Беларуси: ОДКБ и НАТО, ШОС и СВМДА, ЕС и ЕАЭС. В идеале, Казахстан призывает все государства-члены ООН, особенно постоянных членов Совета Безопасности, избавить мир от ядерного оружия к 100-летию ООН в 2045 году.

Директор Центра Института Центральной Азии и Кавказа С.Корнелл и основатель и почетный председатель этого института проф. Ф.Старр подготовили в конце 2020 года новую работу «Роль Казахстана в международном посредничестве при Первом Президенте Нурсултане Назарбаеве». (Cornell Svante E., Starr S. Frederick. Kazakhstan’s Role in International Mediation under First President Nursultan Nazarbayev. – Washington, D.C.: Johns Hopkins University, 2020. – 81 p.). 

Исследование состоит из четырех разделов. Первый посвящен непосредственно внешней политике РК; второй – участию, месту и активности Казахстана в международных организациях (СВМДА, ООН, ОБСЕ) и международной дипломатии с участием РК. Третий раздел охватывает международные инициативы РК, в т.ч. по мирному урегулированию: Нагорно-Карабахский конфликт, кризис 2010 г. в Киргизстане, переговоры по иранской ядерной программе в Алматы, российско-украинский конфликт, инициатива по установлению согласию в исламском мире, турецко-российский конфликт 2016 г. и Астанинский переговорный процесс по Сирии.

Авторы отмечают, что за последнее десятилетие Казахстан превратился в важного игрока в процессе мировых посреднических переговоров в рамках международных споров и конфликтов. Здесь исследователи обращают внимание на два аспекта посреднической роли РК: первый состоял в последовательном проведении многовекторной политики; второй заключался в личной роли и активности президента Н.Назарбаева, который выступил с инициативой созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В дальнейшем эта инициатива дополнилась председательством в ОБСЕ в 2010 г. и статусом непостоянного члена Совета Безопасности ООН в 2017-2019 гг.

Успехам РК в качестве международного медиатора способствовали два фактора: первый заключался в доброй воле других участников, видевших в Астане «честного маклера»; второй – и это главное – четкая нейтральная позиция Казахстана. И наконец, все усилия и соответственно успехи страны на международной арене самым тесным образом были связаны с личностью Первого Президента Н.Назарбаева. Авторы задаются вопросом: а в дальнейшем в долгосрочной перспективе сохранит ли Казахстан свою уникальную роль посредника между великими и региональными державами?

Авторы обращают внимание на тот факт, что прежние успехи Казахстана на международной арене были завязаны на личности первого главы государства и его авторитете. Отвечая на поставленный вопрос, они склонны отвечать на него утвердительно. Во-первых, преемником Н.Назарбаева является К.Токаев – сам опытный дипломат и некогда международный чиновник из высшего слоя руководства ООН. Он был фактически соавтором и непосредственным проводником многовекторной политики Казахстана. Во-вторых, посредническая роль Казахстана будет востребована в силу непрекращающегося соперничества различных внешних и региональных сил в центральной Евразии по линиям Россия-Турция, Запад-Россия, Запад-Иран, Китай-Запад, Турция-Китай (в СУАР) и все вместе – в Афганистане. В данной ситуации резко вырастает роль РК как опытного и внушающего доверие медиатора.

В заключение отметим, что на сегодня данное издание – это самый компетентный анализ истории внешней политики постсоветского Казахстана, к тому же благожелательно оценивающий вклад нашей страны в укрепление мировой и континентальной стабильности. Остается надеяться, что бушующая до сих пор пандемия коронавируса не отразится на статусе и международном положении Казахстана как регионального актора и международного медиатора. 

Мурат Лаумулин, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК   

Все новости