• Главная
  • В три раза выросла электронная торговля в Казахстане

В три раза выросла электронная торговля в Казахстане

26 апреля, 2021 11:20

В Казахстане рынок электронной торговли также стремительно растет. в 2020 году она выросла почти в 3 раза и достигла 9,7%. Подробности, читайте в материале Strategy2050.kz.


По данным исследования Ranking.kz, за последние три года доля e-trading в общем объеме розничной торговли заметно выросла, а пандемия COVID-19 только ускорила процесс. Так, если в 2018-2019 годах доля электронной торговли соответственно составляла 2,9% и 3,8%, то уже в 2020 году она выросла почти в 3 раза и достигла 9,7%.

Введение режима социального дистанцирования, карантин и другие ограничительные меры привели к фундаментальному сдвигу в структуре глобального спроса на онлайн-покупки товаров и оплату услуг, а также к росту использования цифровых инструментов коммуникации и дистанционного потребления.

Электронная торговля в Казахстане способствует развитию и увеличению объемов внутренней и внешней торговли, безналичных платежей, сокращению издержек бизнеса и минимизации теневого оборота. В 2020 году объем безналичных платежей вырос в 2,4 раза, до 35,3 трлн тенге. Тенденция роста наблюдается и в текущем году: за два месяца 2021 года объем безналичных платежей составил 7,8 трлн тенге, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля онлайн-платежей, проведенных посредством интернета и мобильного телефона, составила 82% от общего объема.

В разрезе международных платежных систем 99,1% всех безналичных транзакций приходится на MasterCard Worldwide и VISA International.

unnamed (4).png

Значительный рост объема электронной торговли наблюдается как в сегменте B2C (business-to-consumers, потребительский рынок), так и в сегменте B2B (business-to-business, корпоративный рынок). Это связано с налаживанием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками клиентов через бонусы и кешбэки, а также активным использованием безналичной оплаты во всех видах общественного транспорта. Сейчас в стране уже более 108 тыс торговых предприятий, в которых можно оплачивать товары и услуги безналичным способом.

Малый и средний бизнес получил множество возможностей для перехода на безналичный режим оплаты. К примеру, сервис международной платежной системы MasterCard — Tap on Phone — позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса принимать бесконтактные платежи с помощью смартфона, используя его как терминал. Таким образом предприниматели экономят средства на покупке POS-терминала, а также заметно расширяют клиентскую базу. На данный момент сервис пользуется наибольшим спросом у предприятий фастфуда, розничных магазинов, цветочных бутиков, такси и т. д. Сервис отличается высоким уровнем безопасности — MasterCard является лидером в осуществлении безопасных платежей для продавцов и клиентов.

unnamed (5).png

Впрочем, в РК сегменты B2B и B2C в электронной торговле все еще развиты слабо. Зачастую распространение электронной торговли B2B замедляется неосведомленностью продавцов и производителей о существовании платформ и принципах работы на них, как и об особенностях взаимоотношений с дистрибьюторами.

В этих условиях возникает вопрос о предоставлении помощи малому бизнесу. В госпрограмме развития торговли РК отмечено, что в целях повышения компетенций предпринимателей в сфере электронной торговли будут проводиться обучающие мероприятия по выходу продавцов на рынок e-commerce.

К примеру, в текущем году в Казахстане запущен бесплатный образовательный проект по стимулированию e-commerce среди МСБ.   

Все новости