В чем заключаются новшества новой Концепции местного самоуправления

17 августа, 2021 11:42

В своем Послании Народу «Казахстан в новой реальности: время действий» от 01.09.2020 Глава государства поручил разработать новую Концепцию местного самоуправления. В соответствии с этим поручением была разработана концепция местного самоуправления до 2025 года. По данным Института Экономических Исследований в рамках проекта концепции сформированы новые подходы, направленные на дальнейшее совершенствование и повышение эффективности системы местного самоуправления. О том какие меры предусмотрены по повышению участия населения и за счет чего ожидается рост самодостаточности сел, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz


По данным Института Экономических Исследований (ИЭИ) проект Концепции местного самоуправления является логическим продолжением реформ по развитию местного самоуправления, реализованных в предшествующие годы. Предлагаемые проектом Концепции меры соответствуют стратегическим задачам экономического и социального развития регионов страны, а также отвечают интересам жителей и государства в целом.

Выборность органов местного самоуправления

«Новая модель местного самоуправления будет сформирована на основе пяти ключевых принципов:

Первый.    Участие граждан в процессе принятия решений.

Второй. Выборность органов местного самоуправления.

Третий. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении организационных, экономических и финансовых вопросов.

Четвёртый. Чёткие функциональные границы деятельности государственных органов и местного самоуправления.

Пятый. Прозрачность и подотчётность органов местного самоуправления перед жителями», - говорится в сообщении ИЭИ.

При этом, для активного вовлечения граждан в процессы государственного управления и принятия решений на местах предусмотрены меры по внедрению прямых выборов акимов.

Напомним, в мае текущего года были внесены правки в выборное законодательство, согласно которым с июля текущего года начались прямые выборы сельских акимов. На прошедших выборах было отобрано 730 акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов. До конца года будет отобрано еще 40 акимов. Прямые выборы продолжаться до 2025 года. К тому времени, по данным института, произойдет замена большинства действующих акимов в связи с завершением сроков их службы. Следующим шагом в рамках данного направления будет введение прямых выборов акимов районов с 2024 года.

Разделение институтов местного государственного управления и местного самоуправления

В проекте Концепции впервые предусмотрена необходимость чёткого разделения институтов местного государственного управления и местного самоуправления. Для этого будет разработан новый закон о местном самоуправлении, в котором будут определены структура, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления.

Для дальнейшей децентрализации и создания действенной системы местного самоуправления предусмотрены меры по перераспределению и исключению дублирования функций и полномочий между уровнями управления. Передаваемые полномочия будут обеспечены необходимыми ресурсами для их эффективной реализации.

Стимулирования гражданской активности и Кеңес

«В целях стимулирования гражданской активности предусматривается прямое участие жителей в принятии решений по наиболее важным вопросам местного значения. В частности, это вопросы изменения статуса, наименования и границ населённых пунктов, определение приоритетных задач местного сообщества», - говорится в сообщении института.

Кроме того, будет сформирован сельский представительный орган – «Кеңес».

«Кеңесу будут переданы полномочия по утверждению и контролю за исполнением плана развития местного сообщества и бюджета, регулированию размеров налоговых ставок на сельском уровне, а также вопросам благоустройства сел», - отмечается в сообщении.

В целях повышения эффективности работы исполнительных органов на местах, будет проведена реорганизация аппаратов акимов сельских округов.

Отметим, на сегодня требования, предъявляемые к сотрудникам аппарата акима сельского округа, практически аналогичны требованиям к сотрудникам центральных государственных органов. Кроме того, установленные лимиты штатной численности аппаратов в 3-5 человек, включая акима, не позволяют проводить работу с жителями на должном уровне. В этой связи, с учётом международной практики в рамках пилотного проекта будет внедрена новая организационно-правовая форма управления – «администрация местного самоуправления».

«Формирование кадрового состава администрации будет осуществляться по отдельному порядку. Это позволит внедрить гибкую систему управления персоналом, а также осуществлять дополнительные виды работ для обеспечения комфорта граждан», - говорится в сообщении.

Стоит отметить, что перечень оказываемых услуг, вопросы найма и определения размера оплаты труда работников будут регулироваться Кеңесом.

При этом, как говорится в сообщении, будет определен законодательно минимальный и максимальный порог заработной платы работников администрации местного самоуправления. А оказание платных услуг возможно при отсутствии на селе предпринимателей, их предоставляющих.

В случае положительных результатов пилотного проекта новая организационно-правовая форма будет масштабирована по всей стране.

«Качественное решение вопросов местного значения также зависит от эффективности работы маслихатов. В этой связи их роль будет усилена. Так, с 2022 года будут внедрены две освобождённых должности председателей постоянных комиссий маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы. Кроме того, в целях повышения статуса Секретаря маслихата ему будут переданы полномочия Председателя сессии маслихата», - говорится в сообщении.

Отметим, соответствующий Закон подписан Главой государства 30 июня т.г. В дальнейшем секретари маслихатов будут переименованы в председателей малихатов в рамках разработки проектов Законов «О местном государственном управлении» и «О местном самоуправлении».

Бюджет четвертого уровня

По данным института, на сегодня наблюдается хроническое недофинансирование бюджета четвёртого уровня. Собственные доходы покрывают всего 13,4% расходов данного уровня бюджета.

В этой связи, с 2022 года предусмотрена передача на сельский уровень дополнительных четырех видов налогов и платежей: единый земельный налог; плата за пользование земельными участками, поступления от их продажи и плата за продажу права их аренды.

Стоит отметить, в 2023 году планируется передать еще ряд налогов и платежей. В частности, будет предусмотрено распределение корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса между областью, районом и селом.

В целом, планируется значительное упрощение порядка формирования и исполнения четвёртого уровня бюджета путём укрупнения бюджетных программ, сокращения количества отчётов, оптимизации бизнес-процессов и внедрения механизма стимулирования расширения налогооблагаемой базы.

В результате принятия мер по фискальной децентрализации, в 2025 году ожидается рост самодостаточности бюджета сельских округов до 35%.

Обратная связь

В рамках концепции «Слышащего государства» в целях оперативного решения актуальных вопросов населения предусмотрены меры по повышению обратной связи между обществом и государством.

Так, предлагается наделение граждан и депутатов маслихата правом составления петиций по вопросам местного значения и развитию региона в целом.

Напомним, В прошлом году в пилотном режиме в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и во всех областных центрах был успешно внедрён инструмент «бюджет народного участия», который предполагает расширенное участие граждан в бюджетном процессе.

Учитывая положительные результаты пилотного проекта, предусматривается 10-кратное увеличение объёма финансирования проектов в рамках «Бюджета народного участия».

Отметим, по данным института, был реализован 81 проект по благоустройству дворов и спортивных площадок на сумму 2,3 млрд тенге.

Вместе с тем, в целях усиления контроля за процессом утверждения местных бюджетов предусматривается внедрение общественных экспертиз, включая применение онлайн-опросов по расходам на инфраструктурные и социальные инициативы.

Данные меры позволят учитывать реальные потребности населения и повысить уровень доверия граждан к органам исполнительной власти на местах.

Развитие местной инфраструктуры

По данным ИЭИ, на сегодня большое количество объектов местной инфраструктуры в стране, то есть дороги, сети водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, не поставлены на баланс местных исполнительных органов надлежащим образом.

Это приводит к тому, что акиматы не всегда могут оперативно проводить текущие и капитальные ремонты данных объектов. В свою очередь, это прямо влияет на социальное самочувствие граждан.

Для решения данных вопросов на местном уровне проектом Концепции предусмотрены меры, направленные на повышение рационального распределения расходов местного бюджета и эффективное использование объектов коммунальной собственности.

Первое. Инвентаризация и постановка на учет незарегистрированных объектов коммунальной собственности в упрощённом порядке (в т.ч. бесхозных активов).

Второе. Предоставление права акиму сельского округа совместно с «Кеңес» определять виды имущества, подлежащие передаче в коммунальную собственность местного самоуправления.

Третье. Для снижения расходов на проектирование социальных объектов в сельских населённых пунктах будет разработана типовая проектно-сметная документация.

Кроме того, в целях обеспечения равного доступа граждан к государственным услугам и социальным благам предусматриваются меры по совершенствованию административно-территориального устройства страны.  

Так, с учётом формирующихся трендов, актуален вопрос пересмотра статуса отдельных крупных сёл (с населением более 10 тыс человек) и малых городов (с населением менее 10 тыс человек). В этой связи, будут разработаны новые стандарты административного деления на районном и сельском уровнях.

«На основе сформированных стандартов будет проведена комплексная работа по объединению и укрупнению, переподчинению населённых пунктов и изменению их статуса с учётом экономических, социальных и демографических особенностей», - говорится в сообщении.

Отметим, все изменения, касающиеся границ и статусов населенных пунктов, будут в обязательном порядке согласовываться с местным сообществом.

Качественная реализация озвученных мер позволит к 2025 году сформировать новую модель местного самоуправления, отвечающую вызовам времени и направленную на полноценную реализацию интересов наших граждан в соответствии с концепцией «Слышащего государства».


Все новости