• Главная
  • Углеродная нейтральность: амбициозная цель или необходимость?

Углеродная нейтральность: амбициозная цель или необходимость?

2 сентября, 2021 15:51

1 сентября 2021 года Глава государства обнародовал Послание Президента Народу Казахстана, в котором озвучил необходимость достижения углеродной нейтральности страны до 2060 года ввиду предстоящего дефицита электроэнергии уже в 2030 году. Эксперты «Института экономических исследований» поделились своими мнениями об этой инициативе в интервью корреспонденту Strategy2050.kz


Директор Центра АО «Институт экономических исследований» Долорес Тюлебекова высказала свое мнение об углеродной нейтральности страны, рассказав о международном опыте.        

«Данный вопрос является одним из ключевых в мировой повестке. Так, в рамках исследования ОЭСР, проведенного в 2021 году, по зеленому бюджетированию освещены данные вопросы и опыт зарубежных стран», - сказала Директор Центра АО «Институт экономических исследований» Тюлебекова в интервью корреспонденту Strategy2050.kz

Долорес Тюлебекова отметила, что совместное исследование ОЭСР-ЕС показало, что 21 из 34 стран ОЭСР (62%) предприняли действия по интеграции экологических перспектив с мерами по борьбе с COVID-19.

«Повышая стоимость углеродоемких активов, ценообразование на углерод будет направлять инвестиции и потребление в сторону низкоуглеродных альтернатив, при этом оставаясь инструментом восстановления государственных финансов и увеличения налоговых поступлений. Так, в Финляндии акцент был сделан на меры, направленные на достижение цели правительства по углеродной нейтральности. По мнению экспертов, с целью достижения углеродной нейтральности к 2035 году Финляндии необходимо предпринять ряд мер, таких как уменьшение использование ископаемого топлива и вырубка леса», - привела пример Тюлебекова.

По данным эксперта, в данный момент финские масштабы вредных выхлопов в атмосферу составляют порядка 60 млн тонн углекислого газа, тогда как природное поглощение углеводорода оставляет порядка 20 млн тонн в год.

«Наибольшая ответственность ложится на плечи энергетической промышленности, которая должна сократить или полностью избавиться от использования каменного угля и индустриальных масел, запустить АЭС (Олкилуото в Финляндии) и увеличить долю использования энергии ветра», - подчеркнула директор института.

Следующий важный момент, как отметила спикер, это – автопром.

«Уменьшение вредных выхлопов должно произойти за счет перехода на электромобили и биотопливо, а также за счет общего сокращения частного автопарка», - отметила Тюлебекова.

В заключении, спикер Тюлебекова отметила, что по мнению экспертов, наиболее эффективной мерой стало бы уменьшение потребления мяса, однако это зависит от граждан. Также важно увеличить масштабы природного поглощения углеводорода, что означает запрет на использование торфа и вырубку леса.

В свою очередь, заместитель Директора АО «Институт экономических исследований» Ерлан Каримов отметил, что цель по достижению углеродной нейтральности страны до 2060 года амбициозна, учитывая текущую генерацию электроэнергии.

«Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич в ходе Послания поставил смелую и амбициозную задачу о достижении углеродной нейтральности страны к 2060 году. Учитывая, что в стране более 70% генерации электроэнергии осуществляется углем, такая задача показывает серьезные намерения страны встать на рельсы устойчивого развития», - сказал заместитель Директора АО «Институт экономических исследований» Каримов в интервью корреспонденту Strategy2050.kz

Он отметил, что об экологизации экономики говорят не только отечественные эксперты, но и авторитетные международные исследования. Так, согласно отчету SDG Index, в 2021 году Казахстан занимает 59 место в мировом рейтинге по достижению целей и задач устойчивого развития. При этом вопросы экологии являются самыми острыми и актуальными для страны.

По мнению эксперта, предстоящие вызовы, связанные с окружающей средой, можно разделить на два крупных блока:

1. Влияние изменения климата;

2. Риски снижения продаж основных экспортных товаров страны.

«Изменение климата уже сегодня отрицательно влияет на многие отрасли Казахстана, особенно на сельское хозяйство и промышленность. Это выражено низким уровнем осадков, засушливостью, резким колебанием погодных условий и неравномерным распределением ресурсов», - считает заместитель директора Каримов.

Эксперт напомнил, что предстоящие изменения в международной торговле, связанные с введением ЕС «углеродного налога» в 2023 году вызывают риски недополучения доходов от продажи основных экспортных товаров (энергоресурсы, металлы, химикаты и тд).

«Однако у нашей страны имеются определённые достижения в этом вопросе. Так, в 2013 году Казахстан первым в Центральной Азии ввел систему торговли квотами на выбросы углекислого газа (СТВ), который является отличным рыночным инструментом экологической политики страны», - отметил Каримов.

Напомним, в 2015 году страна представила первый определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ) по обязательствам Казахстана в рамках Парижского соглашения (сдерживания глобального потепления на уровне значительно ниже 2°C по сравнению с уровнями 1990 г.).

«Вывод: Учитывая обязательства Казахстана в рамках Парижского соглашения, планируемого ЕС углеродного налога, а также назревающего дефицита электрической энергии к 2030 году, Казахстану необходимо мобилизовать большие средства и вести работу по климатической маркировке бюджета. Климатическая маркировка бюджета может помочь разработать механизм выявления расходов государства, которые направлены на озеленение экономики, так и расходы, оказывающие негативное влияние на климат», - заключил заместитель директора Института экономических исследований Каримов.

Напомним, в своем Послании Глава государства отметил, что на сегодня мир движется в сторону экологизации промышленности и экономики в виде конкретных решений налогов, пошлин, мер технического регулирования, где Казахстан не может оставаться в стороне, поскольку ожидаемые налоги на углерод ЕС напрямую затронет Казахстан через экспорт инвестиции и трансферт технологий.


Все новости