Общество Всеобщего труда

Дуальное обучение: германская модель, компенсации и трудоустройство

Эксклюзив
Дуальная система обучения считается одной из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Дуальное обучение является связующим мостом между рынком образовательных услуг и рынком труда. Как дуальная система обучения внедряется и реализуется в нашей стране, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Астана29 Ноября , 09:34

Начиная с 2012 года, элементы дуальной системы обучения постепенно внедряются в Казахстане. Переход к новой системе подготовки профессионально-технических кадров в стране был начат по поручению Президента РК. В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства Н.А. Назарбаев подчеркнул важность развития дуального образования, а также необходимость современных центров прикладных квалификаций, которые позволят преодолеть дефицит кадров массовых профессий. Ключевая особенность дуальной системы заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии. Дуальное обучение дает возможность предприятию подготовить для себя кадры, при этом экономя расходы и время на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию.

Согласно Закону РК «Об образовании» дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося. Для развития дуального обучения создана нормативно-правовая база, разработаны правила организации дуального обучения, регулирующие деятельность всех участников этого процесса, порядок заключения договоров и выплаты компенсаций за обучение. В новом Трудовом кодексе РК появилась отдельная статья о дуальном обучении (Ст. 119), также наряду с трудовым договором определено понятие договор о дуальном обучении. По договору предприятие закрепляет за обучающимся наставника для осуществления руководства производственным обучением и профессиональной практикой.

С 2014 года реализуется Дорожная карта дуального обучения. Главной ее целью является качественная подготовка специалистов по потребности конкретных предприятий, участие компаний в процессе обучения, стремление колледжей и вузов на тесное сотрудничество с предприятиями своего региона. Отметим, что посредством дуальной системы обучения активно развивается взаимодействие между работодателями и системой технического и профессионального обучения (ТиПО). Опираясь на лучший международный опыт, в Казахстане продолжается внедрение германской модели обучения, признанной одной из самых эффективных в мире. Рынок рабочей силы в Германии, например, на 54% формируется за счет выпускников дуальных программ. За годы реализации программы дуального обучения в РК произошли позитивные изменения, которые находят большую поддержку со стороны населения.

Результаты социологических опросов Информационно-аналитического центра МОН РК демонстрируют, что около 70% населения поддерживают внедрение дуального обучения. Среди основных причин поддержки называются следующие преимущества дуальной системы: помогает студентам колледжей закрепить теоретические знания на практике – 72% респондентов; повышает уровень готовности выпускников колледжей к работе в реальных условиях – 70%; облегчает процесс дальнейшего трудоустройства – 66%; способствует учету требований, предъявляемых к будущим специалистам в ходе обучения – 63%; содействует укреплению взаимодействия образования и бизнеса – 57%.

Кроме того, значительно расширены масштабы внедрения дуальной системы обучения в колледжах. По данным МОН РК на сегодняшний день дуальное обучение внедрено в 460 колледжах с участием 3 055 предприятий, по сравнению с 2013 годом охват дуальной системой в колледжах возрос в более чем 2,5 раза, число участвующих предприятий возросло приблизительно на одну тысячу (в 2013 году – 176 колледжей и 2097 предприятий). В рамках государственной программы развития образования проводится мониторинг колледжей, внедривших основные принципы дуального обучения по технологическим и сельскохозяйственным специальностям. Согласно программе, до 2019 года планируется внедрение дуального обучения в 80,1% колледжах. В 2017 году данный показатель достиг своего планового значения и составил 70%. Так, из 614 колледжей из числа технических, технологических и сельскохозяйственных колледжей 432 внедрили основные принципы дуального обучения.

Если рассматривать охват дуальным обучением в региональном разрезе, то можно определить лидеров и аутсайдеров. В 2017 году доля колледжей, внедривших основные принципы дуального обучения, в среднем по стране составляет 55,1% от общего числа колледжей (2016 году – 52,4%). Второй год по данному показателю лидируют Павлодарская, Кызылординская и Мангистауская области – 91,8%, 74,2% и 69,2% соответственно. Дуальное обучение внедрили свыше 50% организаций ТиПО в ряде регионов страны, кроме Алматы, ЮКО и Алматинской области. Эти регионы второй год занимают нижние позиции. Как видим, процесс внедрения дуальной системы в Казахстане проходит достаточно неравномерно. Существует значительный разрыв в 3 раза между показателями Павлодарской и Алматинской областей по внедрению дуального обучения (Рис. 1).

Вместе с тем, произошло увеличение количества заключаемых договоров с 2 902 единиц в 2013 году до 10 993 в 2017 году, увеличение доли производственного обучения и практики на производстве с 60% до 80% общего объема учебного времени; совместно с предприятиями проводится разработка планов, программ и графиков учебного процесса.

Сегодня охват студентов в рамках дуальной системы составляет 31 607 человек, которые обучаются по 80 специальностям и 165 квалификациям. Также была сформирована необходимая институциональная структура дуального обучения, в рамках которой Национальная палата предпринимателей «Атамекен» ведет реестр договоров и создала базу наставников. В регионах созданы 95 учебных и ресурсных центров для переподготовки специалистов при предприятиях, 2 консорциума (между Ассоциацией предпринимателей сферы сервиса и услуги и Кызылординским индустриально-техническим колледжем; между ТОО «Казфосфат» и Химико-технологическим колледжем г. Тараз), 9 отраслевых кластеров и 21 сертификационный центр.

В Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования РК подчеркивается, что широкое внедрение дуального образования в колледжах ТиПО также способствует трудоустройству выпускников. Все эти меры оказывают положительное влияние на трудоустройство молодых специалистов после завершения колледжей. За последние три года показатель трудоустройства выпускников ТиПО, обучившихся по государственному образовательному заказу, имеет положительную динамику и в 2017 году составил 92% (в 2015 году – 68%, в 2016 году – 73,1%).

Таким образом, внедрение дуального обучения является важным для развития системы ТиПО в соответствии с запросами рынка труда. С 2012 года в Казахстане внедряются элементы дуальной системы на основе германской модели обучения. Постепенно усовершенствована законодательная и нормативная база дуального обучения в части определения основных понятий, организации учебного процесса, заключения договоров и др. Значительно увеличилось число основных участников дуальной системы – с 176 в 2013 году до 460 колледжей в 2017 году (55,1 % из общего числа колледжей и 70% из общего числа технических, технологических и сельскохозяйственных колледжей). В целом до 2019 года элементы дуального обучения будут внедрены в 80,1% колледжей. Сегодня система дуального обучения, внедряемая в ТиПО, призвана ликвидировать разрыв между теорией и практикой. Система «двойной» подготовки кадров в Казахстане обеспечит успешное вхождение молодежи на рынок труда и качественный рост их профессиональных компетенций.

Маншук Каримова

Коллаж: Надежда Линникова




Яндекс.Метрика