Цифровая грамотность: как бороться с нарушениями прав потребителей на электронных платформах
Стремительное развитие цифровых платформ сопровождается появлением большого количества рисков, создающих угрозу для развития конкуренции, ограничения свободы потребителей и неправомерного использования данных. Представители Агентства по защите и развитию конкуренции РК и Министерства цифрового развития и аэрокосмической промышленности рассказали о подходах защиты потребителя на цифровых рынках в ходе Open Space на площадке МИА «Казинформ». Подробности, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.

Как нарушаются права потребителей на цифровых платформах
Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК РК ) Серик Жумагарин поделился своим опытом трехлетнего изучения роли антимонопольных органов в цифровой экономике и воздействия цифровой экономики на конкуренцию.
«Термин «цифровая экономика» был придуман, как ни странно, не экономистом, а системщиком, Николасом Неграпонте с Массачусетского Технологического Университета в 1995-м году. Он предполагал взаимодействие цифровых продуктов, потребителей с помощью электронных цифровых платежей», - сказал Серик Жумагарин, выступая в прямом эфире Open Space.
По его словам, в нынешнее время цифровая экономика – это все, что связано с интернетом и тем, что приносит какой-либо доход.
«Цифровая платформа – это система средств, поддерживающая использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов значительным количеством субъектов цифровой экосистемы и обеспечивающая возможность их бесшовного взаимодействия. Определение дано Высшего Евразийского Экономическим советом», - отметил Жумагарин.
Цифровая экосистема опирается на ряд цифровых законов. Прежде всего – это закон удешевления или Закон Мура. Количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 24 месяца. Это приводит к тому, что технологии удешевляются каждые 24 месяца
«Закон, который прежде всего, интересует нас – это закон Метклафа: полезность сети пропорциональна квадрату численности пользователей этой сети. Этот закон является основой работы больших цифровых гигантов. То есть – это воздействие, которое количество оказывает на качество сети», - отметил спикер.
Он пояснил, что это, так называемые, сетевые эффекты, которые бывают двух видов – прямой, между разработчиком и потребителем, и косвенный, когда, благодаря тому, что система становится интересна огромному количеству пользователей, она становится интересна и третьей стороне.
«Например, система IoS, которую применяет Apple или Android, благодаря тому, что количество пользователей увеличивается, оно становится интересно разработчикам приложений», - сказал спикер.
По его словам, в данной ситуации, чаще всего, разработчики и потребители оказываются в неравных условиях, где разработчики обладают наибольшим количеством информации. Далее происходят различные нарушения прав потребителей, такое как навязывание определенных поведенческих схем. Например, покупая телефон, мы покупаем его уже с определенным набором приложений и далее, для его нужного функционирования, необходимо загрузить еще несколько приложений.
«Мы думаем, что мы не платим за пользование ничего, но мы платим своими данными (сбор и обработка данных). А это валюта твердая и не подлежит девальвации никогда», - подчеркнул Жумагарин.
По его данным, это также ведет к подрыву платежных систем государства. В этой связи, государствами стран ведется работа финансовыми регуляторами для борьбы с нарушениями.
Подходы зарубежных стран
«Первое и самое главное – это антиконкурентное соглашение посредством алгоритмов. Алгоритмические соглашения могут быть вынужденными, то есть, когда компания применяет одинаковые алгоритмы, которые одинаковым образом реагируют на ситуацию в ценовом плане. Это не считается нарушением», - отметил Серик Жумагарин.
Другое дело - сговор. Он рассказал, как в Российской Федерации был выявлен сговор по дистрибуции телефонов.
«Нарушение было выявлено антимонопольным регулятором Apple. Каждый дистрибьютор на каждый телефон определял свою цену достаточно жестко, что, конечно, запрещено», - привел пример председатель Агентства по защите и развитию конкуренции.
Второй большой вид нарушений – приоритезация собственных сервисов.
«На сегодня цифровая экономика предлагает большое количество выбора. От этого устают пользователи. Этим пользуются компании. Например, 70% покупок в Америке происходит через сервис Amazon. На этом сервере есть опция Buy box, где компания предлагает свои лучшие решения для покупки. Был проведен опрос, где респонденты подтвердили, что Amazon действительно знает что хочет потребитель и предлагает лучшее решение», - рассказал Серик Жумагарин.
Однако, по данным независимой компании, которая провела тестовый закуп с сайта Amazon, выяснилось, что половина товара была произведена самой компанией Amazon. Другие товары были произведены компаниями, которые оплатили таргетированную рекламу на данном сайте.
«В результате, переплата составила 1400 долларов от той цены, которая могла бы быть, если бы покупатели сами выбирали свой товар», - пояснил председатель АЗРК.
Третий вид нарушений и подход борьбы с ним – это связывание товаров.
«Например, в России Google обязали использовать местного разработчика, такой как Yandex. Это тоже подход к развитию конкуренции», - отметил спикер.
Развитие цифровых платформ в Казахстане
В свою очередь вице-министр МЦРИАП РК Аскар Жамбакин согласился с тем, что поглощение цифровыми гигантами мелких цифровых платформ в конечном счете отражается на потребителях, поскольку цифровые гиганты концентрируют у себя большое количество данных. Это, казалось бы, удобно, с одной стороны- вся информация в одном месте. А с другой несет риски. В этой связи, самым главным аспектом для потребителя является защита его данных.
«Со стороны нашего министерства, мы, по одному из блоков данных внедряем инструмент по управлению данными GDPR General Data, Protection Rules - когда человек имеет возможность управлять своими данными. Это выдача разрешения пользования его данными на время транзакции, на постоянной основе или ограничение какими-то сегментами», - сообщил Жамбакин.
По его словам, данный инструментарий на сегодня внедряется, как технически, так и на законодательной основе. В данный момент ведется пилотный проект. Работа будет завершена в этом году с последующим внедрением в 2022-м году.
Отметим, Агентство по защите и развитию конкуренции РК является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии, а также государственный контроль и лицензирование деятельности в сфере товарных бирж.
-
Более 19 миллионов: названа численность казахстанцев после переписи населения
-
«УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ». Статья Первого Президента РК - Елбасы Нурсултана Назарбаева
-
Развитие столицы: доступное жилье, строительство школ и газификация
-
Нацбанк провел интервенции для стабилизации валютного рынка
-
Закон об амнистии: кто может на нее рассчитывать
-
Численность молодых людей, оставшихся без работы, сократилась на 7% за год
-
День Первого Президента: в объективе – Елбасы
-
Главные решения Первого Президента РК за годы Независимости
-
Какие меры приняты в Казахстане по недопущению завоза штамма «омикрон»
-
Новая концепция инвестиционной политики: сколько средств будет привлечено в 2022 году
-
Роль участкового инспектора: спектр полномочий и несвойственные функции
-
Нацпроект по поддержке предпринимательства: обучение, субсидирование рабочих мест и трудоустройство
-
Машиностроение: новые профессии и как трансформируются прежние
-
Как проходит вакцинация и ревакцинация в мире и в Казахстане
-
Долги по налогам: как избежать ареста счетов и расходов на судебных исполнителей

