• Главная
  • Ценообразование в строительстве: факторы роста и текущие цены

Ценообразование в строительстве: факторы роста и текущие цены

12 марта, 2021 10:21

На строительном рынке Казахстана наблюдается повсеместное подорожание строительных материалов. Рост стоимости стройматериалов влечет за собой удорожание стоимости жилья, а также строительства школ, больниц и других объектов. О том, как происходит ценнообразование в строительном секторе, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.

 


Система ценообразования в строительстве РК 

На сегодняшний день в Казахстане действует государственная система ценообразования в секторе строительства. Система ценообразования в строительстве включает в себя нормативные документы по строительству, которые необходимы для определения стоимости строительства по проектам инвестора: это методические документы по ценообразованию в строительстве, сметные нормы расхода ресурсов на строительные и монтажные работы, сметные нормы расхода ресурсов на ремонтно-строительные работы, сметные цены в текущем уровне на строительные материалы, изделия и конструкции, инженерное и технологическое оборудование, сметные цены на оплату труда рабочих (сметные тарифные ставки), сметные цены в текущем уровне на эксплуатацию машин и механизмов, сметные цены в текущем уровне на перевозки строительных грузов.

В настоящее время государственные органы и субъекты квазигосударственного сектора являются крупнейшими заказчиками на рынке в строительном секторе. Таким образом, государство является крупнейшим инвестором в отрасли. Это касается всех направлений строительства: промышленного строительства во всех отраслях экономики и инфраструктурного строительства, а также жилищно-гражданского строительства. Именно поэтому уполномоченные органы формируют спрос на систему ценообразования в строительстве.

По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, наблюдается увеличение объема строительных работ. По итогам 2017 года объем строительных работ составил 3,5 трлн тенге, а в 2018 году он достиг 3,8 трлн тенге. Общий объем инвестиций в строительство за 2018 год составил около 5,9 трлн тенге, наибольшая часть из которых государственные вложения или инвестиции с участием государства.

В связи с этим, развитие ценообразования и сметного нормирования в Казахстане ведется в рамках государственных программ. А вопросы разработки сметных нормативов отнесены к компетенции уполномоченного государственного органа. В свою очередь, государства ведет контроль за затратами на строительство объектов с госучастием.

При этом, по данным Казахского научно-исследовательского и проектного института строительства и архитектуры (КазНИИСА), ежегодно на развитие и совершенствование системы ценообразования в строительстве выделяется 400 млн тенге.

С 2015 года в стране внедрена сметно-нормативная база, основанная на применении ресурсного метода определения сметной стоимости строительства.

Этот метод позволяет определить сметную стоимость строительства объектов, текущих цен с реальной рыночной стоимостью материалов и оборудования по всем 16 регионам РК, реальную заработную плату работников строительной отрасли, а также обеспечит оперативное обновление смет нормативной документации данных новых материалов, оборудования и технологий.

Сметные цены на материалы, изделия, конструкции, инженерное оборудование, оплату труда, эксплуатацию строительных машин и механизмов определяются в целом на планируемый год с учетом планируемого уровня изменения индекса минимального расчетного показателя (МРП). При этом, сборники сметных цен выпускаются отдельно для каждого региона.

Отметим, при составлении документов также учитывается транспортная составляющая.

Развитием системы ценообразования на государственном уровне в Казахстане занимается Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства РК. А отдельными вопросами системы ценообразования – Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры.

Кроме того, крупные застройщики могут формировать систему ценообразования самостоятельно. 

Текущая ситуация

На строительном рынке Республики Казахстан наблюдается повсеместное подорожание строительных материалов.

Рост стоимости строительных материалов повлек за собой подорожание стоимости жилья. Кроме того, по данным депутатов фракции «Народная партия Казахстана», это приведет к росту затрат на строительство школ, больниц и других объектов, возводимых за счет государственного бюджета. 

«Например, стоимость тонны арматуры, за короткое время поднялась на 40% - 55%, в сентябре 2020 года составляла 190 000 тысяч тенге, на сегодняшний день стоимость тонны арматуры колеблется в пределах 290 000 – 325 000 тысяч тенге. Рост цены арматуры повлек за собой повышение цен на металлоизделия и листовую, оцинкованную сталь на 40%-50%, что в свою очередь, привело к повышению цены всего перечня материалов, которые производится из данного сырья, а именно воздуховоды, оцинкованные профиля и т.п», - говорится в депутатском запросе «Народной партии Казахстана» к Премьер-министру страны. 

При этом, стоимость цемента марки М-400 в январе 2021 года составляла 18 тыс 500 тенге за тонну, а на сегодняшний день составляет 21 тыс тенге за тонну, то есть удорожание составило 13,51 % за календарный месяц, а стоимость арматуры А-1 д. 6,5 мм по сравнению с январскими ценами выросла на 62,22%, стоимость свай выросла на 45 % и т.д. 

«В связи с повышением цен на цемент, стоимость гипсокартона увеличилась на 10%, кроме того, производители сухих смесей объявили повышение цен от 10% до 20% на гипсовую штукатурку, шпаклевки и т.п», - отмечается в запросе. 

Кроме того, по данным депутатов, на сегодняшний день в Казахстане в преддверии начала строительного сезона сложился дефицит кадров в определенных отраслях. 

«В строительной отрасли дефицит кадров, связан, прежде всего, с нехваткой разнорабочих, каменщиков, маляров и др. ввиду того, что выполнение таких работ требуют постоянной физической нагрузки в сложных погодных условиях, на высоте и т.д., при этом в отрасли низкие заработные платы, не всегда соблюдаются социальные гарантии и трудовые права. Также одной из ключевых причин дефицита кадров является полное отсутствие взаимодействия между строительной отраслью и учреждениями ТиПО», - говорится в запросе. 

По мнению депутатов, колледжи не проводят профессиональное ориентирование учащихся, не обеспечивают прохождение ими производственной практики на строящихся объектах и являются наименее привлекательными среди местной молодежи. Количество местных граждан, желающих работать на стройке, крайне мало. 

На сегодняшний день, по информации Союза строителей Казахстана, строительная отрасль остро нуждается в 242 000 специалистах без специального образования. 

В этой связи, депутаты «Народной партии Казахстана» предложили Правительству РК рассмотреть следующие пункты в целях насыщения рынка труда квалифицированными иностранными работниками: 

1. Рассмотреть возможность регулирования ценообразования в рынке строительных материалов, с целью сдерживания роста стоимости жилья в Республике Казахстан.

2. Дополнение Правил 5-ой категорией работников - «особая категория иностранцев и (или) лиц без гражданства» - низкоквалифицированные и (или) неквалифицированные работники.

3. Увеличение срока пребывания иностранного работника на территории РК на период проведения работодателями строительно- монтажных работ согласно сроку проекта.

4. Внедрение принципов и правил FIDIC при строительстве объектов через реализацию пилотного проекта.

5. Обеспечить скоординированную работу по включению в учебный процесс ТИПО производственных занятий, прохождение учащимися производственной практики и реальное наполнение принципов дуального обучения. 

По их мнению, это позволит работодателям восполнить имеющиеся кадровые проблемы в строительном секторе. 

Отметим, последние поправки в законодательство по вопросу ценообразования в строительстве были внесены в 2015 году.

Все новости