• Главная
  • Новости
  • Технологии электоральных опросов в Казахстане: развитие и перспективы

Технологии электоральных опросов в Казахстане: развитие и перспективы

12 мая, 2021 12:21

За годы независимости Республики Казахстан система проведения выборов прошла длительный путь эволюции. Вместе с ней развивались и технологии электоральных исследований. Адаптация зародившихся за рубежом форм и методов проведения предвыборных, послевыборных исследований и экзит-полов, в Казахстане проходит с учетом местных особенностей, касающихся главным образом как активности избирателей на выборах, так и особенностей их участия в социологических опросах. Подробности, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.


Как и в большинстве других стран мира, ключевыми игроками рынка электоральных исследований в Казахстане являются инициаторы (заказчики) исследований и их исполнители. Инициаторами и основными заказчиками проведения предвыборных исследований и экзит-пола выступают государственные органы, в чью компетенцию входит изучение установок электората, политические партии, изучающие предвыборную ситуацию с целью корректировки действий «своего» кандидата, а также исследовательское сообщество и СМИ. Последним принадлежит доминирующая роль в инициировании опросов в день выборов. Так, например, в период выборов в Парламент Республики Казахстан 10 января 2021 года экзит-пол был проведен тремя социологическими компаниями по заказу трех СМИ (рисунок 1).

эхз.jpg

В мировой электоральной социологии, преимущественно, в США, выделяются 4 группы исполнителей электоральных исследований: «публичная» социология (социологические компании), «партийная» социология (социологические службы при кандидатах, политических партиях), «академическая» социология (исследовательское сообщество) и сайты-агрегаторы социологической информации.

В Казахстане нет столь четкого разделения исполнителей электоральных исследований, как за рубежом. Как правило, предвыборные опросы и экзит-полы проводятся авторитетными социологическими компаниями, имеющими соответствующий опыт и репутацию в исследовательских кругах. Чаще всего эти компании не сосредоточены исключительно на электоральной социологии, ими проводятся исследования по самому широкому кругу вопросов. По своему предназначению и характеристикам они соответствуют «публичной» социологии в западных странах.

«Партийная социология» в Казахстане развита в отношении крупных политических партий. Так, партия «Nur Otan» располагает собственной социологической службой, проводящей опросы общественного мнения по самому широкому кругу вопросов. Как правило, небольшие политические партии не располагают собственными социологическими службами и используют результаты исследований профессиональных социологических исследовательских институтов. При вузах и научно-исследовательских институтах Казахстана развивается «академическая социология», однако ее «голос» не выходит обычно за рамки научных дискуссий и не известен широкой общественности. «Сайтов-агрегаторов», обобщающих на своих ресурсах большой объем социологических данных, в том числе по результатам электоральных исследований, в настоящее время в Казахстане нет, однако, на базе ряда научно-исследовательских структур постепенно создаются хранилища социологических данных.

Одним из наиболее дискуссионных в электоральной социологии является вопрос технологии проведения электоральных опросов (в том числе, экзит-полов). Основными спорными моментами здесь выступают: объем и стратегия выборки, применяемые методы и содержание инструментария.

Стратегии построения выборки в электоральных исследованиях. В настоящее время в мировой практике электоральных исследований, как предвыборных, так и экзит-пола, используется два типа выборки: вероятностная и невероятностная (исследование онлайн-панелей).

акц2.jpg

В Казахстане в ходе проведения электоральных исследований (и предвыборных, и экзит-полов) применяется только вероятностная выборка, практика онлайн-панелей не используется. В части квотирования применяемая стратегия в целом соответствует общемировой, то есть при формировании выборочной совокупности всегда задаются квоты по полу, возрасту и региону проживания.

В рамках экзит-пола основные методологические трудности социологов, решившихся проводить исследование в день выборов, заключаются в отборе точек опроса. Наиболее предпочтительной является пропорциональная вероятностная выборка (Probability Proportional to Size Sampling, PSP), когда количество избирательных участков отбирается пропорционально ожидаемой численности избирателей. Таким образом, в населенных пунктах, где проживает наибольшее число потенциальных избирателей (население в возрасте 18 лет и старше), отбирается наибольшее число избирательных участков. В обязательном порядке учитывается тип поселения: город, село. На выходе из избирательного участка опрашивается каждый n-ный избиратель. Шаг отбора респондента определяется как отношение общего числа зарегистрированных избирателей к необходимому количеству респондентов на данном участке.

В Казахстане в ходе проведения экзит-пола на президентских выборах в 2019 году объем выборки (количество опрашиваемых респондентов) разными социологическими службами рассчитывался по-разному. Так, НИЦ «Молодежь» было опрошено 12 тысяч избирателей на 300 избирательных участках, расположенных во всех регионах Казахстана. Институтом «Қоғамдық пікір» было опрошено в тот день 13 200 человек.  В 2021 году в день парламентских выборов РК Институтом «Қоғамдық пікір» экзит-полом было охвачено 24 тысячи избирателей.  Количество опрошенных «Институтом демократии» в этот день составило 20 тысяч человек на 500 избирательных участках.

Методы электоральных исследований. Как правило, предвыборные и послевыборные исследования проводятся в той же форме, что и другие тематические опросы. Могут применяться как количественные методы (опрос), так и методы качественной социологии (фокус-группа, глубинное интервью и др.), однако приоритет в данном случае всегда отдается опросу. Как правило, предвыборные исследования носят характер мониторинга, то есть проводятся повторно через определенные промежутки времени по единой методологии.

В мировой практике электоральной социологии в ходе анализа предвыборной и послевыборной ситуации активнее всего применяются три социологических метода (рисунок 3).

имп3.jpg

Для проведения экзит-пола (опроса в день выборов) во всем мире как правило используется традиционная, наиболее распространенная методика - заполнение анкеты на выходе из избирательного участка, когда человек отвечает на вопрос, за кого он проголосовал.

В ходе эволюции методики экзит-пола появилась новая практика - методика (secret ballots), когда в коробку, имитирующую урну, избиратели бросают заполненную анкету в виде бюллетеня, что позволяет сохранять конфиденциальность и тайну голосования, а также нивелировать погрешность и уменьшить возможные ошибки. (Ю.Баскакова. Экзит-полл и его задачи. Мониторинг общественного мнения № 4(104) июль-август 2011 года).

 В Казахстане практика использования приема имитации избирательного бланка впервые была использована при проведении экзит-пола Научно-исследовательским центром «Молодежь» на выборах Президента страны в 2019 году.

Инструментарий предвыборных исследований. Чаще всего предвыборные замеры носят характер мониторинга и являются полифункциональными. В Казахстане мониторинг предвыборной ситуации обычно проводится по единой для всех замеров анкете и включает в себя анализ общественно-политической ситуации в стране в разрезе регионов. В ходе мониторинга изучаются такие вопросы как:

оценка населением политической и экономической ситуации в стране,

оценка материального положения своей семьи,

замер уровня доверия населения к основным государственным органам,

определение вероятности участия в протестных выступлениях и поводы для таких выступлений,

составление рейтинга отдельных политических деятелей и/или политических партий.

Помимо мониторинга ОПС проводятся разовые предвыборные замеры по расширенной анкете, с большим объемом выборки для возможности межрегионального анализа. Так, в 2019 году накануне выборов Президента РК, в числе предвыборных исследований Научно-Исследовательским центром «Молодежь» был проведен региональный социологический опрос с охватом 39 городов, 164 районов, 169 сел, общее число опрошенных составило 6 800 респондентов. Использовались типичные для предвыборных исследований вопросы:

·  Примете ли Вы участие в президентских выборах, назначенных на 9 июня 2019 года?

·  За кого из кандидатов на пост президента Вы проголосуете?

В отличие от полифункциональных предвыборных опросов исследование в день выборов (экзит-пол) представляет собой разовое, точечное исследование с минимумом задач. Анкета экзит-пола в большинстве стран мира, включая и Казахстан, обычно ограничивается одним вопросом: «За кого из кандидатов Вы проголосовали?». Дополнительно фиксируются некоторые социально-демографические характеристики опрошенных (пол, возраст, образование).

Перспективы развития электоральных опросов в Казахстане связаны с формированием новых подходов как ответа на намечающиеся новые тренды в электоральном поведении:

1. Прежде всего, это снижение электоральной активности, которое наблюдается во многих странах мира, и, по-видимому, в ближайшие годы будет характерна и для Казахстана. В связи с этим необходима разработка новых направлений в методологии электоральных исследований, ключевое внимание в которой следует уделять именно предвыборному периоду. Электоральный цикл должен изучаться равномерно, по единому, отработанному инструментарию с сопоставлением получаемых данных с предыдущими замерами (и предыдущими выборами).

2. В ряде развитых стран мира (с учетом ситуации пандемии коронавируса) растет количество избирателей, голосующих заочно или досрочно. Данная тенденция требует корректировки применяемых методов, включения в арсенал используемых методик онлайн-методов опроса (телефонный опрос, онлайн-опрос). Учитывая наличие объективных ограничений у каждого из них, следует идти в направлении комбинирования применяемых социологических методов как во время предвыборных исследований, так и во время проведения экзит-полов.

3. Одним из мировых трендов является недоверие общества к результатам экзит-полов и к социологическим компаниям, их проводящим. Критике могут подвергаться как сами озвученные результаты, так и применяемая методика. С целью повышения уровня доверия избирателей к процедуре участия в экзит-поле, в методику его проведения вносятся новые практики (практика имитации бланков для голосования, заполняемых избирателем самостоятельно), повышающие анонимность процедуры и тем самым, общий уровень доверия к ней. В целях повышения доверия населения к итогам экзит-полов необходимо расширить перечень социологических компаний, осуществляющих опросы у избирательных участков – экзит-полы.

Ольга Калдыбаева, ведущий научный сотрудник отдела социологических исследований КИСИ при Президенте РК

Все новости