• Главная
  • Так ли оправдан и сколько средств сэкономил государству электронный дневник «Кунделик»?
5 Ноября, 2019 16:25

Так ли оправдан и сколько средств сэкономил государству электронный дневник «Кунделик»?

В этом году, как и в прошлым, родители и учителя столкнулись с проблемами доступа и заполнения школьного электронного журнала «Кунделик». О том, с чем связаны эти проблемы в нашей студии рассказал Генеральный директор «Кунделик» Мухтар Ильясов.


Первая четверть школьного учебного года благополучно закончилась, выставлены четвертные отметки. В этом году, как и в прошлым, родители и учителя снова столкнулись с проблемами доступа и заполнения электронного журнала «Кунделик». Система работает уже третий год подряд. Мы решили выяснить с чем связаны эти проблемы и насколько оправданно внедрение электронного дневника при том, что не все школы в Казахстане имеют доступ в интернет.

РН: Добрый день, в эфире Strategy online и сегодня мы поговорим об электронных системах ведениях журнала «Кунделик». Сегодня в нашей студии Генеральный директор «Кунделик» Мухтар Ильясов. Здравствуйте, Мухтар. Расскажите, пожалуйста, сколько людей являются активными пользователями «Кунделик»? Сколько родителей, учителей?

МИ: Мы постоянно ведем статистику, ежемесячно, ежегодную и каждый день. На сегодняшний день, на 31 октября 2019 года системой пользуются 6098 школ. Около 6 тыс – государственных школ и порядка 100 частных. Общая аудитория зарегистрированных пользователей 5 млн 200 тыс пользователей, из которых активно используют порядка 4 млн 100 тыс. Если спуститься по статистике сколько из них учителей, родителей и детей, то учителей зарегистрировано 337 тыс 167 учителя, из которых в онлайн режиме заходят 96% - 323 тыс 835 учителя. Учеников у нас зарегистрировано 2 млн 932 тыс учеников и активировано около 76% учеников – порядка 2 млн 200 тыс. Родителей у нас зарегистрировано порядка 2 млн, из которых используют систему около 83% - 1 млн 651 тыс.

РН: Заполнение электронного дневника является обязательным?

МИ: Является обязательным при трех условиях: если в школе есть высокоскоростной широкополосный доступ к интернету – от 4-х мгб и выше, если в этой школе есть определенный компьютерный парк, кабинет информатики, в учительских присутствуют компьютеры, третий фактор - если школа освоила использование системы. То есть перед тем как подключиться или принять решение к переходу использования электронного журнала и дневника, школа изучает, а затем тестирует систему в тестовом режиме. И после этого они принимают решение, согласованное с районным отделом образования, с Управлением образования о полноценном переходе на электронное ведение дневника и журнала. Соответственно в таких школах дублирование двойной работы не должно быть. То есть в таких школах выставление оценок, посещаемость, выдача домашних заданий и прочее ведется в электронном формате, не дублируется на бумажных носителях в рамках того функционала, который есть в «Кунделик». 

РН: Сейчас порядка 700 школ имеют всего одну точку доступа к интернету, а порядка 100 школ и вовсе не имеют доступа.

МИ: Это общереспубликанская статистика. Если у нас в стране порядка 7300 школ, учитывая, что в нашей системе всего 6100 школ, соответственно 1200 школ находятся за рамками «Кунделик». Есть школы, в которых вообще нет интернета, как в селах, так и в городах. Большинство из них малокомплектные школы. Большинство их них ведут документы строгой отчетности по старинке на бумажном носителе. Как раз среди них есть те 93 школы, которые вообще не имеют доступа в интернет. Мы как компания, считаем, что уровень образования на селе, должен быть равен уровню образования в городах. Наличие интернета и компьютеров в данных школах – это тот самый фактор.

А вот в рамках 700-ста школ, да, действительно, есть среди них школы с низкой скоростью интернета, со слабым, устаревшим компьютерным парком. То есть это устаревшие компьютеры, которые не обновлялись как минимум 5 лет. Этот вопрос нужно прорабатывать руководству школы с районными отделами образования, акиматами (МИО), чтобы наконец обратили внимание на боль и чаяния этих школ.

РН: Есть сообщения в соцсетях о том, что возникает много проблем с тем, чтобы заполнять дневник. В частности, уже при 500 запросах система начинает виснуть или вообще сбрасывается.

МИ: В вашем вопросе, позволю себе сказать, есть неверная интерпретация касательно 500 запросов. Касательно проблем доступа. Мы называем их техническими и технологическими проблемами. В основном они связаны с концом четвертей во время учебного процесса, когда происходит просто гигантский наплыв пользователей. В частности, все учителя начинают выставлять отметки в один и тот же день...

РН: Ну разве система не должна быть готова к этому?

МИ: Я сейчас отвечу на этот вопрос. Потом они начинают выставлять четвертные оценки. Затем оценками начинают активно интересоваться наши родители и дети, чтобы узнать какая выставлена оценка. При этом, они не интересуются, я не говорю обо всех, не интересуются своими оценками в течение четверти. Соответственно происходит резкий скачок. В это время система начинает притормаживать, мы это объективно признаем. Нельзя говорить, что она полностью недоступна. Она начинает притормаживать и это сказывается на части пользователей. В конце этой четверти у нас заходило свыше 750 тыс уникальных пользователей - это небывалая цифра для нашего Казахстана. Мы в несколько раз больше, чем электронное правительство и ряд других СМИ ресурсов по посещаемости. Соответственно в эти дни происходит, в силу того, что мы ГЧП проект и являемся разработчиками программного обеспечения, но все данные, все коммуникации, аппаратно-технический комплекс и серверов - это государственная структура. Она не всегда выдерживает ту саму пресловутую нагрузку. Есть еще один технический момент – это скорость интернета. То есть в школе по договору зафиксирована одна скорость интернета – 10 мгб в сек. По факту, в ряде многих случаях и это мы совместно с министерством образования измерили с помощью «Кунделик», эта скорость намного ниже. Соответственно этот разговор должен быть между конкретной школой и интернет провайдером. Если школа ежемесячно платит за интернет, за 10 мгб в сек, то эта скорость должна быть постоянно, а он бывает 4, 2, 1.

Теперь касательно второго вопроса, мы говорим – технологического характера. Многие пользователи, особенно в этом году столкнулись с тем, что не могли попасть в систему. В 90% случаев это было связано с человеческим фактором. То есть кончились летние каникулы, пользователи благополучно забыли свои логины и пароли от «Кунделик». Более того, в силу информационной безопасности, есть срок жизни пароля, который истекает если им не пользоваться более 45 или 90 дней в зависимости от роли пользователя. С чем столкнулись наши пользователи. Во-первых, они не помнят ответ на секретный вопрос, во-вторых, они не указали свою электронную почту, в-третьих, они не позвонили в кол-центр и не идентифицировали себя, чтобы мы могли им помочь сбросить этот пароль. Вот с такими проблемами мы сталкивались, 90% проблем было связано с этим. 

РН: Сколько было обращений? 

МИ: Мы в день обрабатываем порядка 1 тыс звонков пользователей. В зависимости от периода. Еще несколько тыс писем, бывает 500 писем в день, бывает 1,5 тыс.

РН: Скажите, сколько хакерских атак было, была ли утечка информации? Есть ли, теоретически, возможность зайти и поменять оценки? 

МИ: Мы испытываем хакерские атаки на постоянной основе. Любая крупная информационная, тем более система, использующаяся в промышленном масштабе, всегда представляет интерес. Хакерские атаки мы испытываем примерно еженедельно в виде интересных атак, своеобразных, DDOS атак. Мы их успешно предотвращаем. Но за всю историю проекта, у нас было 2 серьезные атаки. Это была крупнейшая DDOS атака как раз на день учителя в октябре. Причем эта атака не была связана только с «Кунделик», это была атака практически на все государственные системы, которые находились в АО «НИП» - это egov и e-notariat и прочее. В том, что основной удар принял на себя «Кунделик» ответ простой – те системы не так популярны, туда не так много народу заходит ежесекундно, ежеминутно. А в нашу систему, в силу того, что среднее образование касается каждой семьи и в силу того, что это высоко нагрузочная система, весь акцент о том, что была хакерская атака, естественно принял на себя «Кунделик». Но эта DDOS атака коснулась практически 14 систем в стране. Также серьезная DDOS атака была в этом году, до 20 октября, то есть мы ее периодически испытываем.

РН: Скажите, 20 сентября на «Кунделик» появилась реклама религиозная реклама, была размещена христианская молитва, реклама икон, церковной атрибутики. Разрешена ли реклама на сайте «Кунделик»? Если да, разрешена ли религиозная реклама? С чем была связана эта реклама? 

МИ: Такой рекламы на нашем сайте просто не было. Мы давали наш официальный ответ. Говорят, что пользователи видели в соцсетях, но непонятно кто ее видел. В соцсетях практически невозможно идентифицировать реальный это пользователь или фейковый аккаунт. Касательно данного эпизода. Данной рекламы на нашем сайте не было. Мы предоставили свой анализ, более того, мы запросили независимую экспертизу в компании Yandex они провели свой анализ и дали официальное опровержение тому, что данной рекламы, на нашем сайте не было – это раз, во-вторых ее просто не могло быть потому, что форма такой рекламы, размера баннеров на нашем сайте просто нет. Мы фильтруем рекламу. Мы не рекламируем рекламу формата 6+, то есть табачные изделия, алкогольную продукцию, религиозного характера и прочее. 

У нас реклама разрешена, это согласовано в договоре о государственном частном партнерстве. Я хочу сказать, что данную разработку, внедрение, техническое сопровождение, постоянные доработки и улучшения, государство не платит нам ни копейки бюджетных денег. Мы не филантропы, мы - бизнесмены, мы вложили инвестиции в этот проект, мы вкладываем и развиваем его. Но чтобы вернуть те инвестиции, вложенные в наш проект, у нас есть два стрима – две возможности. Мы их возвращаем с помощью рекламы, за которую платят рекламодатели, мы ее фильтруем и размещаем на «Кунделик» и второй стрим возврата наших инвестиций – это дополнительные, коммерческие, необязательные сервисы для пользователей. 

РН: Какие задачи решил «Кунделик»? так ли он был необходим? 

МИ: Давайте я отвечу на этот вопрос и как потребитель, как гражданин, и как бизнесмен. Как гражданин, я считаю, что внедрение «Кунделик» и таких систем – это требование 21 века. «Кунделик» дает возможность оцифровать часть ресурсов, документооборот и вести в онлайн режиме – это требование времени, своевременное, а может даже запоздалое. Такие решения должны были быть уже 10 лет назад. Теперь касательно вопроса что должно быть ранее – яйцо или курица. Широкополосный интернет и затем вишенкой на пироге – система «Кунделик». Когда мы начинали этот проект, мы исходили из официальной статистики. По официальным данным у нас просто прекрасная ситуация с покрытием интернета в стране. 98% пользователей имеют доступ в интернет. 

РН: По сути «Кунделик» показал как все работает на самом деле… 

МИ: А по факту не все так радужно, как было представлено в нашей стране. Такая система как «Кунделик», и другие системы в здравоохранении, электронное правительство обнажили проблемы нашей страны. И это хорошо. Потому, что с помощью «Кунделик» наконец начали подниматься на самом высоком уровне вопросы: «а действительно, какова скорость интернета в наших городах и селах? Почему тарифы не соответствуют ожиданиям населения?» Значит нужно прорабатывать вопросы с операторами связи. Мы оголили те проблемы, которые ранее не были видны или недоговаривались. 

Второй фактор – министерство образования получило реальный и прозрачный инструмент отслеживания процесса перехода к суммативному оцениванию. 

И третий и немаловажный фактор – «Кунделик» способствует решению вопросов, связанных с коррупцией. Когда в системе меняются оценки, а это делает только учитель, все это записывается, и это все видно нам, коллективу школы, управлению образования и министерству. Соответственно нельзя так просто взять и вытянуть за уши ребенка и поставить ему фейковую «пятерку», если он учится на «четверку». С другой стороны, если ребенок все время получал «пятерку», а ему ее занизили, это тоже можно отследить.

В онлайн-режиме остаются следы кто что менял и почему менял, если есть некое разумное объяснение, а если нет, то нужно задуматься что не так в конкретной школе, управлении или в министерстве. 

Посмотрите на эти вопросы с точки зрения экономики. Благодаря ГЧП проектам, а это общемировая сейчас тенденция, - это когда государство хочет сблизиться с бизнесом, получать лояльность бизнеса. Это тот слой, который платит налоги и развивает общество. Благодаря ГЧП проектам происходит существенная экономия государственных бюджетных денег. Это и нас с вами касается, мы такие же налогоплательщики и хотим знать куда они расходуются. За 3 года использования «Кунделик» государство сэкономило порядка 930 млн тенге. Государство не платит за разработку, получило различные формы отчетности в электронном виде, то есть не надо тратиться на бумагу, не нужно тратиться на различные командировки в регионы. Можно зайти и посмотреть всю статистику в онлайн режиме. Вот эти факторы почему-то забываются всеми критиками и начинаются истерики, не побоюсь этого слова, хайп и раздувают из мухи слова. Но есть и здравая критика, которая бывает ценна, в особенности от технократов, которые предлагают улучшения. 

РН: Подытожим. Какие у вас рекомендации? 

МИ: Уважаемые пользователи, когда у вас возникают какие –либо вопросы, пройдите на сайт, там есть инструкция на двух языках. Если ознакомитесь, то многие вопросы сами по себе снимутся. Если вам тяжело воспринимать информацию в письменном виде, то можно просмотреть видео по заполнению на канале «Кунделик» в youtube. Также просьба писать к нам на электронную почту службы поддержки и не реагировать на излишний шум и хайп в соцсетях, не перепроверив информацию. 

Наше сознание, наш менталитет привыкло, что качество знаний – это оценка. Качество знаний – это не оценка, а тот багаж, который остался в голове и который мы будем использовать в своей повседневной жизни и в будущем, и так далее. 

РН: То есть нынешнее оценивание направлено на оценивание реальных навыков… 

МИ: Оно направлено на критическое мышление, оно больше направлено на самостоятельную работу, а не на зубрежку. Поэтому методология может быть с шероховатостями, но задумка и посыл правильны, потому, что не все измеряется оценками. Отличники школы – не всегда успешные люди в жизни, точно также необязательно, что троечники не преуспеют в будущем. 

Спасибо, что пригласили в студию, озвучить действительно наболевшие вопросы. Может мои ответы, наконец внесут определенную ясность. Мы всей командой надеемся, что пользователи нас услышат. 

РН: Будем надеяться, что, система будет совершенствоваться. 

 

 

 

 

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения