• Главная
  • Строительство, развитие дорог и гражданской авиации. О чем еще говорил глава МИИР на отчетной встрече

Строительство, развитие дорог и гражданской авиации. О чем еще говорил глава МИИР на отчетной встрече

2 июня, 2021 19:15

По данным МИИР РК, в результате пандемии произошло общемировое удорожание цен на строительные материалы. Однако в этом году в ведомстве поставили задачу по строительству 17 млн кв м жилья. О причинах роста цен на стройматериалы, развитии дорог и гражданской авиации, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


Автомобильный транспорт

По данным министра индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбута Атамкулова, за 4 месяца 2021 год перевезено 860 млн тонн грузов и 1,8 млрд пассажиров (4 мес 2020 года - 880 млн тонн, 5,6 млрд пассажиров). По словам министра, сокращение объемов произошло в результате пандемии.

На сегодня износ из 10,5 тыс городских автобусов составляет 46%, а потребность в обновлении – 2 тыс ед в год.

«В этой связи в текущем году по льготному лизингу выделено 22 млрд тенге, на сегодня в 3 регионах поставлено 383 отечественных автобусов», - сказал Атамкулов в ходе отчетной встречи перед населением в СЦК

Он отметил, в рамках Комплекса мер по развитию городских пассажирских перевозок в 2021 году на субсидирование социально значимых маршрутов выделено 58,1 млрд тенге. Отметим, в 2020 году было выделено 46,4 млрд тенге.

Также, в мае текущего года впервые было подписано Отраслевое соглашение по социальному партнерству в сфере автотранспорта, позволяющие усилить меры защиты социально-трудовых прав работников отрасли. 

Глава ведомства сообщил, что до конца года планируется обновление автобусного парка в регионах в рамках программы льготного кредитования для приобретения автобусов отечественного производства более 500 единиц.

Гражданская авиация

По словам министра, отрасль гражданской авиации оказалась одной из наиболее пострадавших из-за пандемии. Во время ЧП в 2020 году были приостановлены внутренние и международные полеты, что сказалось на объемах перевозок.

Однако, как отметил Атамкулов, с начала этого года, после постепенного восстановления полетов, наблюдается рост основных показателей. Так, за 4 месяца 2021 года число перевезенных пассажиров увеличилось на 47% - 2,5 млн чел (за 4 месяца 2020 года – 1,7 млн чел). На 39% увеличилось количество обслуженных пассажиров в аэропортах – 4,6 млн чел (за 4 месяца 2020 год – 3,3 млн чел).

«На сегодня полностью восстановлены внутренние рейсы - 47 маршрутов с частотой 574 рейса в неделю. Также возобновлены международные рейсы с 14-ю странами по 43 маршрутам с частотой 123 рейса в неделю», - проинформировал спикер.

Отметим, с 8 июня текущего года запускаются новые международные регулярные рейсы между городом Алматы и городом Великого шелкового пути Самарканд. Рейсы будут выполняться с частотой 4 рейса в неделю авиакомпаниями «Эйр Астана» (по 3,7 дням) и «Uzbekistan Airways» (по 2,6 дням) на воздушных суднах типа А-320/321.

Открытие нового международного маршрута будет способствовать дальнейшему развитию торгово-экономических, культурных и туристических отношений между Казахстаном и Узбекистаном.

Напомним, в марте текущего года между Казахстаном и Узбекистаном был запущен новый международный рейс Актау - Ургенч, по которому полеты выполняются авиакомпаниями «SCAT» и «Uzbekistan Airways».

В целом, в настоящее время между двумя странами выполняется 24 регулярных рейса по маршрутам Нур-Султан - Ташкент, Алматы - Ташкент и Актау - Ургенч.

Кроме того, в июне ожидается расширение рейсов в Турцию. В данный момент между Казахстаном и Турцией осуществляется 12 рейсов. Планируется добавить рейс до Антальи.

Также министр отметил, что продолжается модернизация инфраструктуры воздушного транспорта.

«В прошлом году запущен новейший аэропорт города Туркестан – духовного центра тюркского мира. Для развития туризма в аэропорту внедрен режим «открытого неба». Сегодня аэропорт ежедневно принимает рейсы из городов Нур-Султан и Алматы, а также международные рейсы из Стамбула и Бишкека», - сообщил министр.

Он добавил, что для обеспечения безопасности полетов и развития внутреннего туризма, в малых городах Урджар и Ушарал местными исполнительными органами начаты работы по реконструкции взлетно-посадочных полос.

«Мы понимаем, что ремонт вызывает неудобства для пассажиров, но после завершения реконструкции эти аэропорты смогут принимать современные реактивные самолеты Boeing и Airbus. Это увеличит поток туристов в последующие летние сезоны. На период реконструкции аэропортов для обеспечения доступности озера Алаколь будет увеличено автобусное и ж/д сообщение», - проинформировал глава ведомства.

Министр напомнил, что за счет расширения маршрутной сети лоукостера Fly Arystan и субсидирования рейсов воздушные перевозки стали доступнее для людей.

При этом основной акцент придается популярным туристическим направлениям Балхаш, Алаколь, Кокшетау. На эти цели выделено 2,4 млрд тенге.

«Хочу отметить, что сегодня по некоторым маршрутам стоимость перелета дешевле, чем поездка на железнодорожном транспорте», - подчеркнул министр.

В целом контроль и надзор на воздушном транспорте постоянно совершенствуется. Сегодня в Казахстане функционирует 55 авиакомпаний, в том числе 7 авиакомпаний (Эйр Астана, Fly Arystan, Скат, Qazaq Air, Южное небо, Жетысу Авиа, Жезказган Эйр) выполняют регулярные перевозки на 75-и современных авиалайнерах. В долгосрочной перспективе наши авиакомпании планируют приобретение 39-и современных ВС до 2031 года.

«Наша цель – стать региональным лидером в области безопасности полетов. Мы уже внедрили передовой европейский подход в части контроля и надзора гражданской авиации. Несмотря на различные обсуждения и критику, Авиационная администрация делает свою работу и доказала свою состоятельность. В качестве руководителя привлечен опытный иностранный специалист, который обеспечивает независимый и объективный контроль. По итогам инспекционных проверок авиапредприятий приостановлена деятельность 8-и авиакомпаний, таких как Bek Air, Sigma Airlines, Jet Airlines, JENIS AIR, Phoenix, Qazaq Helicopters, AZEE AIR, MS AIR KZ», - сообщил глава МИИР РК.

Он добавил, что в ближайшее время ожидается получение заключения по расследованию авиакатастрофы с авиакомпанией Бек Эйр в Алматы.

«К сожалению, данная трагедия вскрыла серьезные нарушения в соблюдении стандартов по безопасности авиакомпании. Объективно, расследование затянулось из-за ограничений, связанных с пандемией. Международные эксперты не смогли своевременно прибыть в Казахстан для работы. В целях беспристрастной и объективной проверки, согласно международной практике, мы не имеем права комментировать ход расследования катастрофы, пока компетентные органы не дадут заключений», - заявил Атамкулов.

Министр подчеркнул, что немаловажное значение для безопасности полетов имеет качество наземной инфраструктуры.

«На сегодняшний день в республике действует 20 аэропортов, из них 12 аэропортов находится в государственной собственности - Нур-Султан, Атырау, Актобе, Кокшетау, Павлодар, Усть-Каменогорск, Семей, Костанай, Талдыкорган, Кызылорда, Шымкент, Петропавловск, 6 аэропортов в частной собственности - Алматы, Караганды, Тараз, Уральск, Балхаш, Жезказган и 2 аэропорта в доверительном управлении Актау, Туркестан», - проинформировал спикер.

Бейбут Атамкулов напомнил, что столичный аэропорт в силу своего стратегического статуса принадлежит государству, остальные государственные аэропорты переданы в ведение местных исполнительных органов.

Министр сообщил, что в настоящее время ведется строительство нового терминала аэропорта Шымкент, реконструкция терминала аэропорта Уральск и взлетно-посадочной полосы аэропорта Усть-Каменогорск.

«Несмотря на возникшие трудности, ряд аэропортов завершили непростой 2020 год с положительными показателями, в том числе за счет активной работы по привлечению грузовых рейсов. В этой связи, хотелось бы отметить работу менеджмента аэропортов Алматы, Актау, Актобе, Семей и Тараз», - подчеркнул министр.

В то же время есть аэропорты, требующие повышения уровня обеспечения безопасности полетов. К примеру, по итогам проверки Авиационной администрацией выявлены замечания в аэропорту города Петропавловск, что повлияло на его бесперебойную работу. В настоящее время аэропортом совместно с акиматом ведется работа по устранению выявленных нарушений.

Спикер также сказал, что отрасль испытывает серьезные проблемы по качественному кадровому обеспечению.

«Ведущие авиапредприятия страны (авиакомпании Эйр Астана, СКАТ и др., РГП «Казаэронавигация») обеспечивают самостоятельное обучение работников и повышение их квалификации. Единственный профильный ВУЗ по подготовке авиационных специалистов – Академия гражданской авиации – в настоящее время не готовит специалистов, соответствующих современным требованиям», - отметил министр.

Для улучшения ситуации разрабатывается долгосрочная программа развития Академии, предусматривающая сертификацию ВУЗа по ведущим мировым стандартам.

Автодорожная отрасль

«В народе говорят: «Жақсы жол - елге жора». В текущем году нами ведется активная работа по развитию автодорожной отрасли. В этом году дорожно-строительными работами охвачено 8,4 тыс км, из них по республиканской сети 5 тыс км и 3,4 тыс км на дорогах и улицах местной сети», - сообщил министр.

В Казахстане большая разветвленная сеть автомобильных дорог, протяженность которой составляет 157 тыс км, 25 тыс км из них приходятся на республиканскую сеть и 132 тыс км -на дороги и улицы местной сети.

«На сегодняшний день ведутся масштабные строительные работы на участках от Караганды до Капшагая (946 км). На востоке страны реконструируются дороги «Талдыкорган-Усть-Каменогорск» (768 км) и «Калбатау-Майкапшагай» (415 км). В южном регионе для развития туристического кластера озера Алаколь мы проводим реконструкцию автодороги «Ушарал-Достык» (184 км), также здесь ведется реконструкция трассы «Мерке – Бурылбайтал» (262 км), которая обеспечит качественной инфраструктурой курортную зону озера Балхаш», - рассказал министр.

Кроме того на юге страны реконструируется автодорога «Узынагаш-Отар» (96 км) и ведется строительство развязки на железнодорожном переезде на станции Шамалган. В западном регионе мы реализуем проект «Актобе-Атырау-Астрахань» (740 км).

На эти цели привлекаются займы признанных международных финансовых институтов, которые активно реализуют дорожные проекты в сотрудничестве с Правительствами разных стран. В их числе такие банки, как Всемирный, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, и займы ЭксИмБанка КНР.

«К сожалению, при реализации проектов мы столкнулись с определенными трудностями. В частности, на проектах «Балхаш-Бурылбайтал» (288 км) и «Узынагаш-Отар» (96 км), финансируемых Международным банком реконструкции и развития, по представлению Казахстана за некачественное выполнение работ были расторгнуты 4 контракта с подрядными организациями СПИК Аккорд (1 контракт), АзерИншаат (2 контракта), Шанхайконтракшен (1 контракт). По 2-м участкам на отрезке Балхаш-Бурылбайтал определены новые подрядчики», - проинформировал глава МИИР.

Он добавил, что по остальным 2-м участкам проводятся конкурсные процедуры по определению подрядной организации по правилам банка.

«В целом, как поручил Глава государства, коридор Караганда-Балхаш-Алматы полностью завершим в 2023 году. По проектам «Мерке-Бурылбайтал» и «Калбатау – Майкапшагай», финансируемых за счет займов ЭксИмБанка, имеются вопросы по организации работ к подрядным организациям «СиньСинь» и ТОО «СП «КазГерСтрой»», - сообщил министр.

На реализацию займовых проектов, по мнению главы МИИР, повлияла девальвация и волатильность тенге, которые сказались на стоимости дорожно-строительных материалов. Влияние оказывает и постоянный рост цен на дорожно-строительные и горюче-смазочные материалы. Это касается повышение стоимости битума, цемента, металла, дизельного топлива.

«Также мы слышим недовольства от пользователей по качеству объездных дорог. В среднем строительные работы занимают до 3 лет, и объездные дороги устраиваются на локальных участках и по мере их завершения. Для обеспечения качественного содержания объездов, мы поручили Национальной компании КазАвтоЖол взять на строгий контроль состояние объездных дорог. Здесь, мы хотим принести извинения за временные неудобства, возникшие при реализации наших проектов», - сказал министр.

Бейбут Атамкулов добавил, что также на качество дорог влияет и то, как они содержатся.

«Для этого внедряется платность, которая позволит в полной мере покрыть затраты содержания и снизить нагрузку на республиканский бюджет. Здесь хотел остановиться на расценках. Ставки платы были утверждены Правительством Республики Казахстан в 2013 году, когда внедрили первую платную систему на дороге «Астана-Щучинск», при этом эти расценки сохраняются и на новых участках», - пояснил министр.

Он сообщил, что в соседних странах система платности работает уже много лет, где тарифная ставка намного выше по сравнению с Казахстаном.

«3-4 дня назад случились инциденты, где многие водители-дальнобойщики выразили возмущение по поводу внедрения платности на новых участках. Для решения данного вопроса Представителями Министерства, АО «НК «КазАВтоЖол», НПП «Атамекен» и Казлогистикс была проведена разъяснительная работа», - рассказал глава ведомства.

Этот вопрос обсуждался на протяжении 2-х последних лет совместно с НПП «Атамекен», общественными организациями, в том числе с Союзами перевозчиков Казахстана – ассоциациями «КазАТО» и Казлогистикс.

«Платные дороги - общемировая практика. Система платности во многих странах отражает справедливый принцип «Кто пользуется дорогой - тот платит за ее содержание», так как зачастую, в погоне за прибылью, большегрузный автотранспорт, который осуществляет перевозку инертных материалов, разрушает дорожное полотно», - подчеркнул министр.

До 2025 года планируется внедрить платность на 11 тыс км автомобильных дорог. На первом этапе в 2021 году планируется открыть платное движение на 5,8 тыс км.

Сегодня вдоль республиканской сети действует 1 854 объектов сервиса, из которых 58% отвечают требованиям Национального стандарта. В планах министерства до конца года довести количество объектов сервиса, отвечающих нормативным требованиям, до 66% (1322 ед), а также построить 125 новых объектов, в том числе за счет якорных инвесторов 38 АЗС и за счет частных инвестиций 87 ед санитарно-гигиеничных узлов.

До 2025 года дополнительно будут построены свыше 400 современных объектов.

«Как вы знаете с наступлением весны, в социальных сетях пошли недовольства населения состоянием автодорог после зимнего периода и качеством проводимых ремонтных работ. Особенно это касалось местных дорог и улиц населенных пунктов. Здесь, прозвучала справедливая критика со стороны Главы Государства и нам поручено уделить особое внимание качеству выполняемых работ», - сказал министр.

В этой связи он отметил, что одной из мер по повышению качества дорог было создание в марте 2019 года Национального Центра качества дорожных активов.

«Если в 2020 году охват экспертизой по республиканской сети составил 100 %, то по местной сети всего 50 %. Это было обусловлено проблемами по заключению договоров по организации контроля качества с местными исполнительными органами», - отметил спикер.

Глава ведомства сообщил, что в планах этого года произвести 6,9 тыс инспекционных выездов, 18,9 тыс км диагностики, включая мониторинг гарантийных участков 4,9 тыс км и 14 тыс км оценки фактического состояния. По его данным, с начала этого года Центром уже выявлено 492 нарушения.

В соответствии с поручением Главы Государства, для повышения качества автомобильных дорог, Министерством разрабатывается комплексный план по повышению качества автомобильных дорог.

Строительство

«Прежде чем перейти к вопросам строительного блока, хотелось бы отметить, что Главой государства особое внимание уделяется решению вопросу доступности жилья для нашего населения. При этом, на особом контроле находятся вопросы обеспечения жильем социально- уязвимых слоев населения. Для решения всех этих вопросов в соответствии с Предвыборной программой партии «Nur Otan» до 2025 года планируем построить (за счет всех источников финансирования) 103 млн кв метров жилья или 977 тыс жилищ», - сообщил министр.

За 5 –летний период будет обеспечено необходимой инфраструктурой 235 тыс земельных участков, предоставляемых гражданам под строительство индивидуального жилья (в областных центрах, малых городах -125 тыс земельных участков и 110 тыс земельных участков в сельской местности).

«Из них в текущем году перед нами стоит задача построить 17 млн кв м нового жилья или 163,1 тыс жилищ», - проинформировал министр.

За счет средств республиканского бюджета в рамках программы «Нұрлы жер» социальным жильем будут обеспечены 24,8 тыс семей и Отбасы банком будут выданы 23 тыс льготных займов по условиям программ «Бақытты отбасы», «Шаңырақ» и «5-20-25».

Атамкулов добавил, что преимущественно мерами поддержки будут охвачены очередники, в том числе дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов и работающая молодежь городов-мегаполисов.

По итогам 4-х месяцев уже введено в эксплуатацию 3,5 млн кв метров или 28,9 тыс жилищ (21% от годового плана), что составляет 113,3% к аналогичному периоду прошлого года.

«На сегодня в очередности в акиматах 562 тыс граждан. Из них для 185 тыс очередников, имеющих доход ниже 1 прожиточного минимум на члена семьи, внедряем механизм субсидирования арендной платы в частном жилищном фонде с привлечением частных инвестиций в строительство арендного жилья», - привел данные глава МИИР.

Он отметил, что в основном это многодетные семьи, дети-сироты, семьи, имеющие детей инвалидов и другие социально-уязвимые слои населения (ежегодный прирост 18 тыс человек).

«Арендная плата будет субсидироваться за счет государственных средств в размере – 31 месячного расчетного показателя городов Нур-Султан и Алматы (90 427 тенге), 21 месячного расчетного показателя (61 257 тенге) – иных регионов и 15 месячного расчетного показателя (43 755 тенге) для сельской местности», - сообщил министр.

Остальные 377 тысяч очередников с доходами выше 1 прожиточного минимума будут обеспечиваться кредитным жильем и льготными займами через Отбасы банк. (Это госслужащие, бюджетники, неполные семьи и другие очередники (ежегодный прирост 32 тыс человек).

Он напомнил, что для этого по поручению Главы государства Жилстройсбербанк был преобразован в «Отбасы банк» и на его базе создан «Центр обеспечения первым жильем».

«Данным Центром будет вестись дальнейшая работа с очередниками акиматов, а также постановка на учет всех нуждающихся граждан в жилье», - заключил министр.

Что касается повышения цен на стройматериалы, министр подчеркнул, что это общемирова тенденция.

«Страны выходят из экономического кризиса, активно строятся. Поэтому во всем мире наблюдается повышение цен на строительные материалы, в том числе на арматуру», - пояснил глава ведомства.

Одной из главных задач, поставленных Главой государства строительство жилья в селе.

«В рамках данных поручений выработан механизм субсидирования затрат работодателя при строительстве жилья на селе для своих работников и обеспечение до 2025 года включительно строительство инженерных коммуникаций к 110 тыс. земельным участкам под индивидуальную застройку (ежегодно 22 тыс земучастков)», - отметил министр.

Он напомнил, что в этом году по инициативе Главы государства гражданам предоставлено беспрецедентное право использования пенсионных накоплений на лечение и улучшение жилищных условий.

«На сегодня уже свыше 164 тыс граждан смогли использовать пенсионные накопления на цели улучшения жилищных условий (всего 1,3 трлн. тенге)», - сообщил Бейбут Атамкулов.

Также в рамках поручений Главы государства ведется планомерная работа по внедрению института собственников имущества.

«Идеология – собственники квартир должны быть подлинными хозяевами своего имущества и управлять сами. В соответствии с требованиями закона КСК должны передать всю финансовую и техническую документацию собственникам дома. Но на сегодня КСК неохотно передают управление домами собственникам. Акиматами разработаны дорожные карты, в которых определены даты передачи», - отметил министр.

До 1 июля 2022 все КСК должны передать свои финансовые и технологические документы, в том числе оборудование созданным ОСИ. В Казахстане около 54 тыс многоквартирных жилых домов. На сегодня создано около 5 тыс ОСИ.

Отметим, до 2022 года требуется создать формы управления собственниками 50,5 тыс жилых домов. По уведомлению КСК обязаны передать все документы и оборудование вновь созданному ОСИ в течение 3-х дней.

Все новости