Сотрудничество государства с НПО как сервис с особыми условиями

28 сентября, 2020 17:54

Как взаимосотрудничать представителям гражданского и государственного сектора, чтобы извлечь наибольшую пользу для общества? Материал об этом подготовил корреспондент Strategy2050.kz.


Проблемы взаимодействия НПО и государства

Руководитель ассоциации «Гражданский альянс Карагандинской области», президент Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Гульнар Курбанбаева считает, что, когда в независимом Казахстане только-только начиналось строительство рыночной экономики и развитие общественного движения, практически не было законодательства, которое его регулировало. Все еще только становилось на рельсы.

«Но, на удивление, именно в это время, когда мы писали письма и организовывали первые встречи, проблемные вопросы решались быстрее. Я вспоминаю 2000 год, когда по инициативе нашей Ассоциации предпринимателей на уровне правительства была создана первая диалоговая площадка – комиссия по малому бизнесу при правительстве. Возглавлял ее вице-премьер. Как только мы поднимали там вопросы, то там же на заседании давались задания и поручения министерству, которое тут же меняло приказы и подзаконные акты, и проблема сразу решалась», - считает Гульнар Курбанбаева.

А сегодня, по ее словам, когда появилось огромное количество подзаконных актов, обязывающих государство согласовывать с обществом, неправительственным сектором и с бизнесом свои действия и принимаемые решения, становится гораздо сложнее работать.

«Конечно, нельзя категорично заявлять, что совсем все плохо. Безусловно, среди государств СНГ у нас одно из самых сильных законодательств в части госрегулирования предпринимательства. Появилась господдержка неправительственного сектора. Выделяются огромные деньги на гранты. Но, если поделить их на количество НПО и бенефициариев, то становится понятно, что в среднем это 2-3 тыс тенге на человека в год, и это небольшие деньги. С одной стороны, вроде как чиновники идут навстречу, с другой стороны, процесс очень бюрократизирован, и мы маршируем на месте. Причем на уровне республики процесс гораздо активнее. На областном уровне маршировки гораздо больше, но какие-то вопросы решаются, хотя бы в части государственного социального заказа. Что касается районов и городов, там даже не маршируем. Мы просто стоим и смотрим друг на друга. Вот так выглядит процесс взаимодействия общества и государства. В Карагандинской области есть два-три региона, где сами акимы понимают важность ситуации, и они стараются работать и пытаются вовлекать гражданский сектор – и бизнес-ассоциации, и социальные НПО – в процесс решения проблем, которые есть в регионе», - говорит спикер.

В чем причины проблем?

Причин несколько. С одной стороны, очень активная позиция гражданского сектора повлекла бесконечное изменение и совершенствование законодательства, что, собственно говоря, нормальный процесс, а с другой стороны, уже сами общественники перестали успевать за изменениями в законах.

Второй момент, когда одна из сторон не знает о том, что что-то изменилось в законодательстве, и требует того, что уже невозможно получить.

«Третья проблема – появилось много форм господдержки (Дорожная карта бизнеса, Дорожная карта занятости, Программа продуктивной занятости и массового предпринимательства, различные индустриальные программы) – много что делается. Для НПО создано огромное количество всевозможных ресурсных центров, выделяются государственные деньги, представителей гражданского сектора обучают. Но появился паразитарный взгляд на многие вещи. Многие НПО, обращаясь к государству, говорят: вы нам обязаны. Я пытаюсь коллегам сказать: вам никто не обязан. Это была ваша собственная инициатива – создать неправительственную организацию, и вы сами ответственны за то, что вы создали и ответственны перед теми, для кого вы создали эту организацию», - размышляет Гульнар Курбанбаева.

Следующая причина: государственный сектор не пытается знакомиться и ближе узнавать гражданский.

«Для отделов внутренней политики работа с НПО – это профильная деятельность, и поэтому они в этой работе компетентны. А если это отдел управления промышленности, или отдел ЖКХ – то для них вопрос о том, как они работают с неправительственными организациями, с гражданским сектором – это седьмой знак после запятой. Таков уровень значимости этой работы для них. Да, они привлекают бизнес-ассоциации, экономические НПО, отраслевые ассоциации. Но почему только с ними? У нас огромное количество неправительственных организаций. У них тоже есть вопросы, например, к экологии, к энергетике. К сожалению, они не понимают, также, как этого не понимают многие акимы. И чем ниже мы спустимся до поселкового уровня, тем меньше понимания значимости гражданского сектора для решения проблем поселка, района или города», - добавила представитель НПО.

Неправительственный сектор как движущая сила

А между тем, неправительственный сектор – это на самом деле движущая сила для того, чтобы изменить общество к лучшему. Но для этого лучше всего использовать бизнес-подход. За очень малые деньги от привлечения НПО можно получить выхлоп гораздо больше.

«Сегодня они имеют возможность не только напрямую работать с людьми с инвалидностью, с детьми, с престарелыми, с молодежью с девиантным поведением. Они сегодня могут консультировать, проводить медиации в трудовых коллективах, могут читать лекции по организации управленческого процесса. Они могут читать маркетинг, потому что есть такие бизнес-ассоциации, как наша. У нас высококлассные тренеры, которые занимаются волонтерской работой. И наша ассоциация с удовольствием может провести консалтинг. Это источник зарабатывания для любой неправительственной организации. Причем НПО предоставляют такие услуги не по коммерческим ценам, а примерно в два раза ниже, чем любая другая консалтинговая коммерческая структура», - дополнила Гульнар Курбанбаева.

Например, нужно организовать массовый спорт на уровне сельского района. Понятно, что у государства нет столько денег для этого - бюджет поселка или района не резиновый.

«Так привлеките любую другую неправительственную организацию, дайте ей условно 2 – 3 миллиона, и она вам организует крутое волонтерское движение. Придут люди, которым интересно это делать, они бесплатно вычистят площадки, покрасят заборчики, умельцы из бросовых материалов или автомобильных шин смастерят фигурки, сделают полосу препятствий, турники, брусья. Когда люди включаются, то с одной стороны, это помощь бюджету, когда не хватает денег, но самое главное – появляется единение людей, меняется отношение к собственному региону, городу, поселку, району, и люди начинают по-другому относиться к своему и общему. Это очень важные вещи. Но стоит огромных усилий доказывать совершенно очевидные вещи. Чем больше госорганы будут привлекать неправительственный сектор, будь то бизнес-ассоциации, будь то социальные ассоциации к решению каких-либо задач – в городе, в регионе, в стране – тем больше шансов получить интересное предложение и конкретный результат с максимальным эффектом», - продолжает Курбанбаева.

Барьеры для бизнеса

«Мы, как бизнес-ассоциация, понимаем, что государство либеризовало очень многие вопросы, а с другой стороны, мы видим, как госорганы, не согласовывая с бизнесом, придумывают новые барьеры для бизнеса. Например, ввели утилизационный сбор, но никто не посоветовался с бизнесом. А давайте посчитаем, какой он должен быть? Утильсбор на сельхозтехнику, на кабельную продукцию вообще не согласовывался. Цена вопроса у кабельщиков – пять процентов от объема продаж или объема импорта. Это могут быть сотни миллионов тенге. У сельхозтоваропроизводителей – до 7%. Гипотетически это выглядит так: трактор купили за 5 тенге, а утилизационный сбор составит 10 тенге. Это несоизмеримые деньги. А это все барьеры для бизнеса. Это частные примеры, с которыми мы сейчас воюем», - привела пример Курбанбаева.

По ее мнению, с увеличением количества предпринимателей, соответственно, стало больше законодательных актов и бюрократии. И если не ставить в рейтинг работу акимов, министерств и любого другого ведомства с неправительственным сектором, то уровень взаимоотношений с НПО не изменится.

Что делать?

Начать надо с самих себя, считает Курбанбаева. 

«Представителям НПО нужно учиться работать с нормативно-правовыми актами. Иногда сам гражданский сектор, имея серьезные проблемы, не может их сформулировать, или не обращается в госорганы за помощью. Как только мы сами становимся профессиональными, мы можем объективно оценивать, насколько наш потенциальный партнер в диалоге, будь то акимат, какой-нибудь департамент ЖКХ или земельных отношений профессионален сам. И тогда нам проще выстраивать свою аргументацию и настаивать на своих позициях», - говорит она.

Второе – нужно закрывать все пробелы в законодательстве. Это существенно важно, считает спикер.

Третье – необходим конкретный рейтинг ведомств по сотрудничеству и развитию неправительственного сектора.

«Четвертое – хватит принимать людей на работу по стажу. Должна быть четкая программа. Ты идешь акимом города – дай программу развития, и причем она должна быть согласована с Общественным советом. Ты идешь министром – дай четкую программу развития отрасли. А если ты идешь просто менеджером в отдел развития предпринимательства – у тебя должно быть четкое понимание основных проблем предпринимательства. Люди должны представлять, куда они идут, а не просто сдавать тесты при поступлении на госслужбу. При хорошей памяти все тесты можно сдать на 5, но это не прибавит умения работать. Считаю, что в систему госслужбы правильно заложено повышение квалификации каждые три года. Но там обязательно должны стоять вопросы о вовлечении гражданского сектора в решение государственных задач. Нужно ввести вопросы о том, как они будут вовлекать неправительственный сектор», - считает Курбанбаева. 

Потому что, по ее мнению, госслужба – это служба народу, у народа и на средства народа, а отношения с обществом и гражданским сектором – это сервис с особыми условиями и с особой ответственностью, который должен предоставлять государство.

«Но все должно быть уважительно, все должно быть в рамках. И мы, неправительственный сектор должны помогать государству, но и чиновники должны понимать, кто они есть», - подытожила Курбанбаева.

Все новости