• Главная
  • Реформы в РК: новая система госпланирования, национальный план развития и концепция госуправления

Реформы в РК: новая система госпланирования, национальный план развития и концепция госуправления

8 февраля, 2021 12:07

15 января на открытии первой сессии Парламента седьмого созыва Глава государства сообщил, что 29 января будет одобрена новая Система государственного планирования, актуализированный Национальный план развития страны до 2025 года, а также новая концепция государственного управления. 29 января прошел Высший совет по реформам. О решениях совета и новой системе госуправления и госпланирования, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


Высший совет по реформам при Президенте был создан в сентябре 2020 года в целях стратегического планирования, устойчивого развития страны и углубления экономических, социальных и политических реформ. Тогда Глава государства отметил, что Высший совет по реформам должен ставить окончательную точку в межведомственных спорах. Кроме того, задача совета задавать новый ориентир в управлении национальной экономикой, общественном развитии и институциональных реформах.

Напомним, ранее система госпланирования была в функции Министерства национальной экономики РК. Функции Высшего экономического совета играл совет по экономической политике на уровне Премьер-министра.

Высший совет по реформам и роль Агентства по стратегическому планированию и реформам

29 января прошел Высший совет по реформам, на котором было обсуждено 6 вопросов, включая новую систему государственного планирования, актуализированный Национальный план развития страны до 2025 года, а также новую концепцию государственного управления.

Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Кайрата Келимбетова отметил, что такие нововведения – это ответ на развернувшиеся события в результате пандемии, в результате чего наблюдался спад в глобальной экономике на 4%. Таким образом, многие представители бизнеса, в том числе и в нашей стране, оказались перед выбором закрытия.

Он напомнил, что институт Агентства по стратегическому планированию не новый. Он был создан еще в 1997 году Первым Президентом РК. Тогда была озвучена первая стратегия Казахстана – «Казахстан – 2030», итоги которой были подведены в 2012 году. Далее был провозглашен новый политический курс нации – Стратегия «Казахстан - 2050».

«Казахстан тогда поставил перед собой цель войти в 30-ку самых развитых стран мира, с тем чтобы уровень благосостояния граждан был на уровне граждан мировых экономик. Это очень амбициозная и серьезная задача до 2050 года. И очень важно, чтобы мы, имея такую долгосрочную цель, имели четкие цели, в том числе и по краткосрочным циклам», - сказал Келимбетов в ходе интервью национальному телеканалу.

Он сообщил, что на последнем Высшем совете по реформам было отмечено, что планирование, проведение реформ и оценка реформ проводится внутри Правительства для того, чтобы давать более объективную оценку тем действиям, которые происходят сегодня в экономике Казахстана. По результатам реформ все-таки нужен орган, который находится вне традиционной системы правительственных, государственных органов, с одной стороны, и для того, чтобы четко понимать критерии эффективности, с другой.

«Критерии должны базироваться на основе статистических данных Бюро по статистике», - отметил председатель Агентства.

Напомним, Бюро по статистике было также выведено из состава Правительства и на сегодняшний день находится в составе Агентства по стратегическому планированию и реформам.

Таким образом, по его словам, Высший совет под руководством Президента планирует реформы, готовит эти реформы для Высшего совета по реформам, далее Правительство реализует эти реформы, а Агентство оценивает, насколько они были реализованы. При этом, по словам Келимбетова, над реформами работает каждый государственный орган, включая всю правительственную вертикаль и горизонталь.

«Вы знаете, что при совете по поручению Главы государства создано 6 специальных консультативных комитетов. Это консультативные комитеты по макроэкономике, по диверсификации экономики, по бизнес регулированию, по судебной и правоохранительной системе и по реформе государственного управления. Все эти комитеты – это коллектив госорганов, членов Правительства, независимых экспертов, международных экспертов, которые помогают разработать правильный экономический курс в конкретной отрасли. Агентство по стратегическому планированию и реформам участвует в этой работе, но дает также свою независимую оценку – заключение для Главы государства», - пояснил Кайрат Келимбетов.

Он также рассказал, как проходит заседание Высшего совета по реформам.

«В этом году запланировано 4 заседания Высшего совета. В прошлом году прошли первые два заседания, на которых мы в целом обсуждали и календарный план реформ, и работу в этом году. Членами совета, как я уже сказал, являются руководители государственных органов, Премьер-министр, Председатель Национального банка, Председатель по регулированию финансового сектора, руководитель НПП «Атамекен», секретарь Совета безопасности, руководитель Администрации Президента. Возглавляет Совет Глава государства. Сума Чакрабарти является представителем международных экспертных кругов», - рассказал спикер.

При этом, как он отметил, работа и взаимодействие друг с другом происходит на ежедневной основе, через консультативные комитеты, а также через межведомственное взаимодействие.

Новая система государственного планирования

«Сегодня обсуждали новую систему госпланирования. Этот вопрос всегда очень важен для всех участников дискуссии, потому что оттого как будет выглядеть система принятия решений по существу, очень многое зависит. Поэтому было высказано много мнений о том, как должна строиться система госпланирования, что должно приниматься в первую очередь, что во вторую. В результате было принято мудрое решение по поводу того какая последовательность действий одобрения на Высшем совете должна быть», - рассказал председатель Агентства.

Он отметил, что в новых подходах системы госпланирования есть новеллы. Система госпланирования базируется на фундаментальных вещах. Прежде всего, это подтверждение преемственности того политического экономического курса, который Казахстан выбрал в начале Независимости, который был затем обоснован в «Стратегии 2030» в 1997, который видоизменился, как Стратегия «Казахстан - 2050», выработанная под руководством Первого Президента. В 2015 году был принят План нации и пакет институциональных реформ, 100 шагов навстречу к институциональным реформам, которые, по словам спикера, остаются актуальными.

«Те реформы, которые мы сейчас будем проводить, либо завершение тех или иных реформ, либо их доработка или продолжение. По сути, все эти реформы направлены на реформу и модернизацию сферы государственного управления, на верховенство права, на усиление доверия граждан госинститутам, с одной стороны, с другой – на диверсификацию экономики, в том числе приватизацию. Вот эти важные вопросы реформы госуправления – это основополагающая составляющая тех реформ, которые будут происходить», - отметил руководитель Агентства.

При этом, Кайрат Келимбетов отметил, что в условиях новых вызовов пандемии, некоторые реформы нуждаются в адаптации и должны быть гибкими.

«В связи с этим Глава государства поручил построить очень гибкую систему принятия решения, которая основывается на том, что в реализацию стратегической задачи вхождения в 30-ку, мы должны принять общенациональные приоритеты, которыми будет руководствоваться страна, например, до 2025 года», - сообщил Келимбетов.

Общенациональные приоритеты и национальны план развития

Таким образом, Стратегия «Казахстан - 2050» остается, а также добавляется Указ об общенациональных приоритетах.

«Национальные приоритеты – это некая инклюзивная платформа, которая включает в себя все те направления, которые на сегодняшний день являются важными для реализации институциональных реформ. Эти приоритеты сегодня обсуждались и прежде всего – это справедливое эффективное государство, благополучие Казахстана и сильная рыночная экономика. В этих направлениях будут развиваться реформы в ближайшей перспективе», - рассказал спикер.

Он добавил, что всего будет 7-10 приоритетов, которые будут утверждены после подписания Указа Президента.

«Очень важно, что общенациональные приоритеты будут дополнены Национальным планом развития. Национальный план развития – это в прошлом аналог Стратегического плана до 2025 года. Таким образом будет утвержден заново Национальный план развития. В основу его положены приоритеты, которые были обозначены Главой государства в Послании Президента в сентябре прошлого года», - сообщил спикер.

Он добавил, что также этот план является серьезной платформой для реализации концепции партии «Nur Otan», которая победила в выборах в январе этого года. Таким образом предвыборная повестка партии будет имплементирована в новый документ – Национальный план развития Казахстана на 5 лет.

При этом, он отметил, что во время пандемии социальная сфера и сфера здравоохранения получили серьезный вызов в части предоставления онлайн услуг населению, которого не было в прошлые годы. Сегодня эти вопросы будут решаться внутри Национального плана развития.

Напомним, на последнем расширенном заседании Правительства Глава государства отметил, что будет построено 800 школ до конца 2025 года, будет ликвидирована проблема трехсменных школ, будут построены 20 центров академических превосходства, 20 многофункциональных клиник, будет обеспечен доступ к качественному здравоохранению, в том числе и на селе.

Национальные проекты и персональная ответственность

Кроме того, он добавил, что при наличии общенациональных приоритетов и Национального плана, очень важно, чтобы не размылась персональная ответственность.

«Важно, чтобы каждое направление переходило на проектный подход. Во всем мире каждая корпорация или компания частного сектора переходит на проектный подход. Во многом система госуправления во всем мире претерпела вот это изменение. Первыми перешли такие страны, как Великобритания, Малайзия. Этот опыт сейчас применяется активно, в том числе и на пост советском пространстве, в РФ. Мы также уже в 2018 году перешли на создание проектных офисов. И сегодня эта работа закрепляется тем, что появляется новый государственный инструмент государственного планирования, который называется «Национальные проекты», - это комплекс мер, который имеют триединую важную задачу. Прежде всего, этот комплекс мер является человекоцентричным – люди прежде всего. То есть нужно понять какое позитивное влияние на граждан оказывает тот или иной проект, второе – это проектный подход и третье, Национальный проект – это проект, который оказывает влияние на всю экономику, на соцсистему в масштабе всей страны», - разъяснил Келимбетов.

Напомним, на заседании Правительства 15 января Глава государства отметил необходимость перехода от государственных программ к Национальным проектам до 1 июля 2021 года.

«Национальные проекты – это более лаконичное изложения комплекса мер, которые прежде всего фокусируются на достижимости цели, на ее важности, на конкретных этапах реализации и доступности ресурсов. Кроме того, эти проекты будут оцифрованы. То есть будет видно, о реализации какой госцели идет речь, какие на это затрачиваются ресурсы, и кто несет персональную ответственность», - пояснил спикер.

Глава Агентства добавил, что эта реформа происходит ввиду того, что на сегодня затрачиваются огромные ресурсы и очень важно видеть обратную связь между госорганами и населением, насколько эффективно реализуются задачи и какую оценку получает реализация у населения.

При этом оценкой эффективности Национальных проектов будут заниматься три центра.

«Это Центр национальный проектный офис при Правительстве, который будет заниматься и подготовкой проектов, и ежедневным мониторингом реализации этих проектов, поскольку очень важна ведомственная координация в этом вопросе. Также будет специальный аналитический офис при Агентстве по стратегическому планированию, который вместе с бюро по Национальной статистике будет давать объективную оценку реализации того или иного проекта», - пояснил он.

Все это будет в открытом доступе, то есть будет оценка и общественных экспертных кругов в том числе в онлайн режиме. Кроме того, планируется создать Центр цифровой трансформации, который будет упрощать доступ населения к госуслугам, а также проводить бизнес реинженеринг тех процессов госорганов, которые нацелены на взаимодействие с населением.

«Глава государства дал четкое поручение о том, что Счетный комитет будет возглавлять работу по эффективности той или иной госпрограммы, либо Национального проекта. Поэтому будет тесное взаимодействие Счетного комитета, Правительства и Агентства по стратегическому планированию и реформам», - подчеркнул спикер.

Напомним, в 2019 было принято 9 новых госпрограмм, которые рассчитаны на пятилетку, в том числе «Нурлы жер» и «Дорожная карта бизнеса 2020». По словам Келимбетова, эти программы будут переформатированы после анализа Правительством по необходимости. Таким образом, будет либо переформатирование, либо продолжение реализации госпрограмм.

«Например, госпрограмма «Агробизнес 2020 2025» - ей на смену придет Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса. В целом есть список тех национальных проектов, которые прозвучали в рамках Послания Главы государства, в обращении Президента к депутатам Парламента на последнем расширенном заседании с участием Главы государства. Есть список госпрограмм, подлежащих поэтапному переформатированию в Национальные проекты – это порядка 15 госпрограмм. В том числе будет рассмотрен новый Национальный проект по промышленной политике», - проинформировал Кайрат Келимбетов.

Он добавил, что Глава государства поставил задачу произвести переформатирование до 1 июля текущего года.

«Именно в июле месяца начнутся финальные заседания Республиканской бюджетной комиссии, которые будут формировать бюджет на 2022-24-25 годы. К тому времени все бюджетные планы должны коррелироваться с теми основополагающими приоритетами и целями, которые поставлены в документах и будут утверждены в рамках новой системы госпланирования. Напомним, это такие документы, как Общенациональные приоритеты, Список Национальных проектов, Национальный план развития. Они лягут в основу приоритетного финансирования со стороны бюджета на предстоящие 3 года», - отметил председатель Агентства.

Всего планируется 15 Национальных проектов и существует порядка 15 госпрограмм. При этом, в ходе переформатирования и разработки акцент будет отдаваться на снижении количества ключевых показателей эффективности для того, чтобы четко понимать что является приоритетом для государства, а что обычной функцией.

«Таким образом, первый уровень документов – это Стратегия «Казахстан – 2050», Общенациональные приоритеты и Национальный план развития, а также План территориального развития и План национальной безопасности. Эти документы являются фундаментом всей платформы. Документы второго уровня – это различные концепции, планы действий и Национальные проекты. Документы третьего уровня – это документы реализационного уровня, планы центральных госорганов, план квазигоссектора», - подытожил Келимбетов.

При этом, что касается регионального развития, то, по его словам, Глава государства отметил, что План территориального развития будет разработан на основе конкурентных преимуществ каждого региона с целью выработки соответствующей экономической стратегии региона, в том числе с учетом межрегионального взаимодействия.

Отметим, Национальный план развития будет утверждаться приказом Главы государства. Кроме того, Национальные проекты будут утверждаться на уровне Президента. Новая концепция госуправления и Система госпланирования в рамках сегодняшнего разделения труда будут утверждаться постановлением Правительства по согласованию с Главой государства.

Все новости