• Главная
  • Реформы в Казахстане: хронология, логика, результаты

Реформы в Казахстане: хронология, логика, результаты

9 апреля, 2021 17:46

Казахстанский совет по международным отношениям (КАСМО) опубликовал Аналитический доклад известного политолога и эксперта, директора центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева «Реформы в Казахстане: от намерения к действиям». В докладе дана объективная оценка политическим, экономическим и социальным реформам, проведенным за последние 2 года президентства Касым-Жомарта Токаева. О скорости, эффективности и последствиях реформ для страны, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.

По мнению автора доклада, за 2 года был реализован масштабный пакет реформ, которые, часто сложно осмыслить и оценить, находясь в этом процессе.

image-09-04-21-01-08-11.jpeg

«Доклад посвящен президентским реформам. За два года президентства Касым-Жомартом Токаевым осуществлен достаточно масштабный пакет реформ. Причем реформы охватывают самые разные сферы. Основой его реформ является концепция «Слышащего государства», которая заложила принципиально новые основы взаимоотношения власти с гражданами. Находясь внутри процесса, мы не всегда можем ощущать масштаб и скорость проводимых реформ. В данном докладе я попытался обобщить и систематизировать президентские реформы с точки зрения эксперта», - сказал Андрей Чеботарев на презентации доклада.

Автор отметил основные реформы и инициативы Главы государства в хронологическом порядке, а также подвел промежуточные итоги в процессе политического реформирования.

«Первое, что сделал Касым-Жомарт Токаев после вступления в должность – создание Национального совета общественного доверия, который работает и задает тон при генерации, выработке и реализации реформ», - отметил политолог. 

По его мнению, далее самым основным достижением при реализации первого пакета политических реформ стало принятие нового закона о мирных собраниях.

«Реализован первый пакет политических реформ. Но самым серьезным достижением я бы отметил новый закон о мирных собраниях», - подчеркнул Чеботарев.

По его словам, население стало свидетелями положительных последствий введенных норм.

«То есть, если люди делают все грамотно по закону, подают, как положено, в исполнительный орган, договариваются по работе... Когда люди не хотят этого делать, тогда, конечно, легче оппонентам выйти и сказать: «Нам не дают – мы выйдем». Но они не обращаются. Я сам общался с некоторыми членами совета и спрашивал почему вы не подаете? Если бы подали и вам бы отказали, то это был бы один вариант. А потом вы говорите, что ваши права нарушаются, но вы сами нарушаете закон», - считает эксперт.

Кроме того, он отметил, что отдельным блоком проводится процесс реформы государственного управления.

«Это и политическая, и административная реформа. Что достигнуто здесь: создано 4 новых министерства. Первое - Министерство торговли и интеграции (МТИ). На мой взгляд – это очень важно, поскольку мы вступили во Всемирную торговую организацию в 2015 году, мы участвуем в ЕАЭС. МТИ очень важно, чтобы эти вопросы решались. Далее - Министерство экологии, геологии и природных ресурсов. Когда-то оно было частью Минэнергетики. И в этом отношении было противоречие. С одной стороны, министерство занималось деятельностью, которая считается самой экологически неблагоприятной, с другой стороны, защищало экологию. Их необходимо было разделить, что и сделал Президент», - пояснил политолог.

Он добавил, что два других министерства также нуждались в реорганизации и возобновлении работы. Это МЦРИАП (особенно в период пандемии, когда все ушли в онлайн формат) и МЧС.

Помимо создания и реорганизации работы министерств, он выделил создание и реорганизацию шести агентств.

«Это Агентство по делам госслужбы, по противодействию коррупции. Здесь ситуация была похожая, как с Министерством энергетики. С одной стороны, принимают на работу, с другой стороны, грубо говоря, сажают. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, по стратегическому планированию и реформам. Многие агентства действовали и раньше. Однако реформа по стратегическому планированию была своевременной, поскольку акцент был сделан именно на стратегическое планирование. Был создан Национальный план развития, а также была принята новая концепция по госуправлению», - рассказал эксперт.

При этом, важно отметить, что Президент подчинил агентства непосредственно себе.

«Это усиление ответственности – за все отвечает Президент», - подчеркнул спикер.

Он добавил, что помимо создания дополнительной ответственности, Президент лично участвует в различных социальных вопросах.

«Личное участие и реагирование Президента в различных ситуациях, требующих решений. Многие критикуют Президента, что занимается не теми вопросами. Но, на мой взгляд, когда Президент берет дело под личный контроль - это показатель того, что дело решится. А дела бывают разные, резонансные», - сказал Чеботарев.

По его мнению, в целом все эти инициативы укладываются в озвученную Президентом концепцию «Слышащего государства».

В заключение презентации доклада Андрей Чеботарев отметил, что в результате следования данной концепции, Президенту удалось провести своевременные экономические реформы, отвечая на нужды населения.

«В период пандемии трудно было сказать, где реформы, а где меры антикризисного действия. Я бы отметил меру по мораторию на налогообложение. Это было сделано для того, чтобы развивать предпринимательство», - отметил эксперт.

Эксперт добавил, что в целом реформы прошли без особых потрясений.

В свою очередь политолог Ерлан Саиров согласился с автором, что в целом, реформы прошли без забегания вперед, поступательно и своевременно.

image-09-04-21-01-08-5.jpeg

«За эти годы проведена большая политическая работа. Налажена связь между ветвями власти, включая уровень районных акиматов», - сказал Саиров в ходе презентации.

Он напомнил, что к 2024 году станет возможна прямая выборность сельских акимов.   

«Мы все думаем, что политика в городах, но она в регионах потому, что Казахстан состоит из регионов. Многие вопросы не решались системно. Теперь с появлением института выборности акимов, местного самоуправления, будут решаться вопросы экономического, социального и инфраструктурного характера», - подчеркнул политолог.

В целом он отметил, что концепция постепенных, экологичных реформ дает свои плоды.

В свою очередь Помощник Президента РК Ерлан Карин также дал свою оценку аналитическому докладу.

image-09-04-21-01-08-1.jpeg

«Данный доклад посвящен теме тех преобразований и реформ, которые осуществляются в нашей стране в последнее время. Несмотря на то, что эти реформы осуществляются в последние 1,5-2 года, пакет реформ настолько масштабный, что уже сейчас чувствуется потребность в их системном изложении, чтобы эксперты и все другие наши коллеги, СМИ, могли представить как масштаб проводимых реформ, так и видеть логику осуществляемых преобразований», - сказал Карин в ходе презентации.

Он добавил, что доклад – это попытка осмысления процесса, находясь внутри этого процесса, ведь в потоке сложно систематизировать всю информацию.

Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Алуа Жолдыбалина подчеркнула, что в результате проведенных реформ уровень доверия населения к Президенту достаточно высок.

«Население видит реформы и уровень доверия сейчас достаточно высокий. Эти реформы - основа развития политической, экономической и социальной сферы на десятилетия», - считает замдиректора КИСИ.

Она добавила, что в целом доклад представляет собой интерес как для политологов, студентов, так и для исследователей. Кроме того, доклад будет интересен зарубежным представителям, которые смогут увидеть логику проводимых реформ.

Отметим, с полным текстом доклада можно ознакомиться на сайте Казахстанского совета по международным отношениям (КАСМО).

Все новости