Регулирование в сфере предпринимательства: что изменится

12 мая, 2021 15:32

В Казахстане разработан законопроект, предусматривающий внедрение новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в РК. Что измениться, читайте в материале Strategy2050.kz.

 


Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в РК» разработан в целях исполнения Указа Президента РК от 31 декабря 2020 года № 483 «О мерах по внедрению новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».

В рамках реализации законопроекта будут законодательно определены цели, задачи, базовые принципы и новые подходы к новой регуляторной политике в сфере предпринимательской деятельности в РК.

Законопроектом предусматривается следующие основные новеллы:

1. Совершенствование принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства (поправки в ст. 9 и 11 Предпринимательского кодекса (далее – Кодекс).

2. Определение новых целей и задач государственного регулирования предпринимательства (поправки в ст. 80 Кодекса).

3. Определение условий формирования регуляторных инструментов (новая ст. 81-1 Кодекса).

В Предпринимательском кодексе предусматривается новая статья, определяющая условия формирования регуляторных инструментов.

Основным условием формирования регуляторных инструментов, в том числе требований является защита здоровья граждан, экологии, обороны и безопасности государства.

Таким образом, любое вводимое государством требование для бизнеса должно быть направлено на защиту здоровья граждан, экологии, обороны и безопасности государства. 

4. Внедрение принципа «1 in 2 out», которое предусматривает отмену двух действующих требований при введении одного нового (поправка в ст. 82 Кодекса).

5. Внедрение института регуляторной апелляции (поправки в ст. 83 и 309 Кодекса).

«Бизнес-омбудсмен будет формировать свод всех жалоб и предложений по пересмотру требований госорганов. Данные предложения рассматриваются Министерством национальной экономики. Министерство по итогам рассмотрения данных предложений выносит на обсуждение экспертной группы или МВК по вопросам регулирования предпринимательской деятельности вопрос отмены регуляторного инструмента либо его пересмотра путем проведения процедуры АРВ», - пояснили в МНЭ. 

6. Введение Экспериментального правового режима (новая ст. 83-1 Кодекса).

Предусматривается введение Экспериментального правового режима или механизма так называемой «Регуляторной песочницы» для апробирования на практике новых регулирований или отмены существующих, в целях дополнительного изучения экономического и прочих эффектов введения нового регуляторного инструмента, отмены или изменения действующего.

7. Введение Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства (новая ст. 83-2).

Реестр будет являться базой данных нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, а также требовани,й предъявляемых к субъектам предпринимательства.

В Реестр подлежат включению только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике.

Кроме того, в Реестре будут определены сроки рассмотрения нормативных правовых актов на соответствие новой регуляторной политике.

В случае несоответствия правовые акты должны будут пересмотрены или отменены.

Реестр позволит обеспечить:

для предпринимателей – полную картину о количестве, составе, сроках действия и взаимосвязи всей совокупности требований, действующих в отношении субъектов предпринимательства, в разрезе отдельных видов предпринимательской деятельности;

для потребителей – простоту и доступность информации о действующих требованиях к субъектам предпринимательства. 

8. Совершенствование системы государственного контроля.

Новый подход предусматривает проверки только на соответствие разрешительным требованиям и внеплановые проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам. Проверки, проводимые по особому порядку
(в 8 сферах), на основе оценки степени риска будут отменены.

При этом предлагается усилить в данных сферах профилактический контроль путем применения надзорной функции – применение мер оперативного реагирования без возбуждения административных дел (приостановка опасной деятельности, изъятие опасной продукции и др.).

Справочно: по данным Комитета правовой статистики за
2019 год (2020 год не является показательным в связи с пандемией коронавируса) показал, что посещение субъектов предпринимательства в рамках профилактического контроля было почти в 2 раза больше, чем посещений с целью проверок по особому порядку (40975 профпосещений против 24522 проверок по особому порядку).

При этом итоги проверок показали, что по большинству проверок нарушений не выявлено (из 126561 проверки нарушения выявлены по 58238 проверкам, 46 % от общего числа проверок).

Даная статистика показывает низкую эффективность проверочных мероприятий и целесообразность проведения профилактического контроля.

Также, предусматривается:

введение новой формы контроля – расследование, которое позволяет выявлять истинных нарушителей законодательства, исключая возможность неправомерного привлечения к ответственности субъектов предпринимательства.

закрепление обязанности контролирующих госорганов проводить вначале профилактический контроль без посещения и только после этого по результатам профилактического контроля без посещения – проводить профконтроль с посещением. 

9. Автоматизация отчетностей субъектов предпринимательства и закрепление требования, что предоставление отчетности вводится только в случаях, прямо предусмотренных в законодательных актах Республики Казахстан (поправки в ст. 112-1).

10. Исключение возможности применения обратной силы НПА, возлагающие новые обязанности, устанавливающие, усиливающие их ответственность или ухудшающие их положение (поправки в п. 3 и 4 ст. 43 Закона «О правовых актах).

11. Введение требования о необходимости получения экспертных заключений аккредитованных объединений субъектов предпринимательства и НПП в случае заключения международных договоров (поправка в статью 5 Закона
«О государственной службе»).

Вся работа по реализации законопроекта будет проведена в течение срока действия моратория на проверки.

Принятие законопроекта позволит провести реформу отечественного бизнес-регулирования путем кардинального пересмотра всего массива государственного регулирования в течение срока действия моратория на проверки микро- и малого бизнеса.

В результате будет сформирована принципиально новая нормативная правовая база деятельности предпринимательства, которая заработает с 2024 года. Требования, не соответствующие новой регуляторной политике, будут отменены. Предприниматели будут работать по новым правилам в соответствии с Реестром обязательных требований.

Также, необходимо отметить, что данные подходы одобрены 21 апреля 2021 года на заседании Высшего совета при Президенте РК по реформам.

Все новости