• Главная
  • Придорожный сервис: когда можно будет путешествовать по стране с комфортом
29 Ноября, 2019 15:19

Придорожный сервис: когда можно будет путешествовать по стране с комфортом

В июле текущего года прошло совещание с участием депутатов Мажилиса Парламента по вопросам эксплуатации дорог и придорожного сервиса. Одним из заключений совещания стало решение о более тесном сотрудничестве АО НК «КазАвтоЖол» с местными исполнительными органами для определения свободных участков в целях постройки объектов придорожного сервиса. О том, на каком этапе сейчас данная работа, мы пригласили рассказать заместителя председателя АО НК «КазАвтоЖол» Талгата Смагулова в нашу студию Strategy2050 online.


РН: Добрый день, в эфире Strategy2050 online, меня зовут Рабига Нурбай и сегодня мы поговорим об эксплуатации дорог и придорожном сервисе. В нашей студии сегодня заместитель председателя АО НК «Казавтожол» Талгат Смагулов. Здравствуйте Талгат Назымбекович, расскажите, пожалуйста, в каком состоянии сейчас дороги в Казахстане? 

ТС: В первую очередь нужно сказать о протяженности. Общая протяженность дорог общего пользования составляет 96 тыс км. Из них республиканской сети – 25 тыс км. Ежегодно нашими филиалами национальной компании «Казавтожол» совместно с эксплуатирующей организаций «Казавтодор», национальным центром качества дорожных активов, а также с представителями административной полиции Министерства внутренних дел РК ежегодно проводятся осенне–весенние осмотры по результатам которых выявляются транспортно-эксплуатационные показатели дорог и, соответственно, выводится оценка качества дорог. На сегодняшний день показатель дорог в хорошем состоянии составляет 86%. В хорошем состоянии 50% - это порядка 12 тыс км, в удовлетворительном 36% - это примерно 8 тыс км, и в неудовлетворительном 14% - это чуть более 3 тыс км. Соответственно, если говорить об участках с неудовлетворительным качеством дорог, то это участки Канлагаш-Эмба-Шалкар-Иргиз и Актобе-Атырау в Актюбинской и Атырауской областях. Эти участки у нас в плане. По Атырау-Актобе у нас уже начата реализация. По итогам реконструкции и ремонтных работ качество дорог улучшается в среднем на 5% ежегодно. 

РН: За 10 месяцев этого года какая работа была проведена. Основные мероприятия? 

ТС: Как вы знаете, сейчас реализуется крупный масштабный проект. Мы прошли первый этап реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол». Порядка 4 тыс км дорог было отремонтировано. Сейчас по поручению Главы государства, по поручению Правительства реализуется второй этап государственной программы «Нурлы жол» - это 6,7 тыс км дорог. На сегодняшний день на реконструкции находится 4,4 тыс км дорог. Такого не было в истории Казахстана. Даже при строительстве проекта Западная Европа - Западный Китай, объем работ по протяженности был 1,5 тыс км. Большие средства выделяются, большие работы проводятся. 

РН: Говоря о средствах, сколько средств выделяется на содержание дорог? 

ТС: На содержание в текущем году было выделено 28,4 млрд тенге при условии норматива финансирования в текущем году, 40 млрд тенге. Здесь, конечно, речь идет о недофинансировании, но в то же время, содержанием на сегодняшний день у нас занимается специализированная организация «Казахавтодор», который имеет в структуре подразделения 92 единицы дорожно-эксплуатационных участков с численностью чуть более 3 тыс человек. 

РН: На ваш взгляд наши стандарты качества дорог соотносятся с международными? 

ТС: Наши все стандарты коррелируются с международными стандартами, международные стандарты действуют на территории РК и есть наши стандарты. 

РН: Наши климатические условия отличаются от условий других стран… Как скоро в нашей стране изнашиваются дороги? 

ТС: Вы правильно отметили, у нас резко-континентальный климат, и большие перепады температуры от -40 до +40, это сильно влияет на дальнейшее качество дорог в период эксплуатации. Мы проводим следующий ремонт дорог после капитального ремонта по истечении 5 лет. Это средние ремонты верхних слоев, которые подвергаются большему износу, это устранение шероховатостей, поверхностные обработки с применением новых технологий, такие как тонкие слои износа, планируем покрытие бетонным слоем – у нас уже есть опытные участки, а также асфальто-бетонное покрытие. 

РН: Планируется, через какое-то время, что ремонт дорог будет проводиться за те средства, которые будут выручены из пропускных пунктов. К какому году мы придем к этому? 

ТС: На сегодняшний день у нас 4 платных пропускных пункта: это Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капчагай и Алматы – Хоргос. Данные участки содержатся сбора средств и полностью окупают себя. В дальнейшем мы планируем, вот сейчас мы объявили инвестиционный конкурс по внедрению системы по взиманию платы на 11 тыс км дорог. Будет поэтапное внедрение по мере ввода новых участков. Тем самым мы хотим снизить нагрузку на республиканский бюджет, как вы правильно сказали, в части содержания дорог и те участки, которые будут платными будут полностью себя самоокупать. 

РН: В начале интервью вы сказали, что общая протяженность дорог в Казахстане – 96 тыс км. 

ТС: Да, из них республиканская сеть – 25 тыс км. Остальные дороги – областного и местного значения. Содержатся за счет государственных средств. 

РН: Из 25 тыс 11 тыс планируется содержать за счет сбора средств на пропускных пунктах. 

ТС: Если говорить об экономии, то ежегодно на содержание республиканской сети тратится около 40 млрд тенге. 11 тыс – это, грубо говоря, половина республиканской сети, значит экономить мы будем ежегодно порядка 20 млрд тенге. 

РН: Скажите, в июле этого года было проведено совещание по вопросам придорожного сервиса. Тогда было принято решение о тесном сотрудничестве МИО и «Казавтожол». На каком этапе данная работа сейчас? 

ТС: В данном направлении у нас проводится большая работа. Как вы знаете общее количество объектов придорожного сервиса составляет 1822 объекта, из них в соответствии с национальным стандартом находятся 865 объектов, что составляет 47%. Наблюдается положительная тенденция по приведению объектов придорожного сервиса в соответствии со стандартом. В части работы именно с МИО мы тесно сейчас в этом направлении работу ведем. На сегодняшний день уже определены 655 участков, где в дальнейшем мы планируем устроить объекты придорожного сервиса. Кроме того, я бы хотел сказать, что обществом проводится инвестиционный конкурс, согласованный с Комитетом автомобильных дорог Министерства инвестиций и инфраструктурного развития на установку 304 санитарно-гигиенических узлов. Речь идет о современных санузлах – теплые туалеты. В текущем году мы планируем, первый этап уже конкурса прошел, в данный момент идет второй этап и думаю к концу года мы подведем итоги и будут уже определены поставщики по установке данных санузлов. В этом году мы планируем установить 40 ед до конца года. 

РН: Насколько охотно идут инвесторы в финансирование установки санузлов. 

ТС: В данном направлении мы достигли договоренностей с «Байтерек венчурс фонд» по льготному кредитованию под 8%. Банки второго уровня на сегодняшний день готовы вести такую работу. Также мы подписали ряд меморандумов с компанией «Казтрансгаз» на установку современных автозаправочных станций. 

РН: Расскажите подробнее, как будут выглядеть объекты придорожного сервиса? В чем заключается «национальный стандарт»? 

ТС: Согласно национальному стандарту объекты придорожного сервиса делятся на категории А В С D, – это самый простой объект сервиса – кафе с теплым туалетом включает в себя наличие автозаправочной станции, - это гостиница, мотель и - это объект со всеми условиями, включая медицинский пункт, торговые точки.

Сами объекты, в рамках инвестиционного конкурса – это теплые туалеты Kazway – они уже у нас установлены на участке Нур-Султан – Щучинск, в Алматинской области и в этом году мы установили в Мангистауской области. Поэтапно мы сейчас будем ставить модульного типа теплые туалеты. 

РН: До конца года вы планируете установить 40 единиц, какого класса? 

ТС: Хотел бы поправиться, до конца года установить скорее всего не успеем. Но по крайней мере будут подписаны договора и по наступлению благоприятных погодных условий мы начнем работу по установке. 

РН: Какого качества будут объекты? 

ТС: Минимальные требования мы уже выставили. И также разделили эти требования по категориям от типа 1 до типа 4 в зависимости от площади, от количества мест. По качеству – это модульный тип наподобие Kazway. 

РН: На каком расстоянии должны быть удалены объекты придорожного сервиса друг от друга? 

ТС: Согласно национальному стандарту имеются рекомендуемые расстояния между этими объектами. В среднем это порядка 50 км.

РН: По каким направлениям в ближайшем будущем люди смогут поехать и посмотреть красоты Казахстана с комфортом?

ТС: В первую очередь – это те участки, где мы уже провели ремонтные работы – это наши международные ворота Западная Европа и Западный Китай. Здесь мы уже определили 100 участков, где будут установлены современные автозаправочные станции со всеми удобствами, в том числе с теплыми санузлами. 

РН: То есть люди смогут уже отправляться в путь и пробовать? 

ТС: Да 

РН: Наболевший вопрос, люди часто спрашивают, когда смогут путешествовать на Алаколь? Когда будут там дороги и придорожный сервис? 

ТС: В рамках программы «Нурлы жол», у нас реализация на сегодняшний день идет автомобильной дороги международного коридора Алматы – Усть-Каменогорск, как раз через курортные места. В текущем году 4 тыс 400 км находится на реконструкции, в том числе и эта дорога. На сегодняшний день работы ведутся полным ходом, срок завершения данных дорог в 2023 году. Соответственно в рамках данных работ предусмотрены постройка и устройство объектов придорожного сервиса. Есть несколько объектов, участок большой. Поэтому мы устанавливаем пункты обогрева с придорожным сервисом. В чрезвычайных ситуациях пользователи могут остановиться… 

РН: Такие пункты устанавливаются, наверное, в первую очередь? 

ТС: Да, если взять участок Нур-Султан – Темиртау, в данный момент строится объект в районе Аршалы, в Ошаганды имеется такой проект, он уже сдан в эксплуатацию. Мы через комитет государственного имущества передали его в аренду и данный пункт уже работает. В направлении Нур-Султан – Павлодар, такой пункт имеется в Торгае, пункты в Шидертах. На новых участках будут такие же объекты строится. 

РН: Если не секрет, сколько средств затрачивается на 1 проект? 

ТС: В среднем по расценкам Комитета госимущества стоимость колеблется от 1,5 до 3-4-х млн тенге. В самый дорогой входят и такие пункты, как столовая, гостиничные номера, теплые гаражи, боксы, где можно обогреть машину. В минимальную стоимость входит сервисный центр, большая парковка. 

РН: То есть инвестор построит и затем это будет передано в аренду? 

ТС: Мы строим эти объекты в рамках республиканского бюджета. А затем уже передаем в аренду 

РН: Расскажите о планах на будущее. 

ТС: На следующий год мы планируем продолжить работу по реконструкции в рамках государственной программы «Нурлы жол». По программе капитальный-средний ремонт мы начнем работу, есть переходящие участки. В этом году, кстати, мы планируем провести все тендерные процедуры, мы планируем провести конкурсные работы уже в ноябре-декабре, чтобы все подрядные организации с января будущего года смогли приступить к ремонтным работам, а в северных регионах у нас сезон короткий, чтобы смогли произвести качественный ремонт и в сроки завершить. Как я уже сказал мы планируем в рамках реконструкции 4 тыс 400 км, в рамках капитального ремонта 500 км и в рамках среднего – более 1 тыс км. 

РН: Спасибо вам за интервью! Пожелаем вам удачи, чтобы все было в срок и не было отставаний от графика!



рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения