• Главная
  • Повышение стоимости ГСМ: ценообразование и причины роста

Повышение стоимости ГСМ: ценообразование и причины роста

11 марта, 2021 14:17

В настоящее время наблюдается повышение цен на бензин и другие горюче-смазочные материалы. По данным Министерства энергетики, это происходит ввиду повышения цен на сжиженный нефтяной газ. При этом, цены на ГСМ на внутреннем рынке РК формируются на основе спроса и предложений, то есть регулируются рынком и не привязаны к мировым ценам на нефть. Подробнее о причинах и факторах, влияющих на рост цен на ГСМ в Казахстане рассказали представители министерства энергетики на брифинге в СЦК, передает корреспондент Strategy2050.kz.

 


Ценообразование на ГСМ

По данным Министерства энергетики, основными факторами при ценообразовании являются стоимости нефти в Казахстане (внутренние цены), процессинг (услуга по переработке нефти), налоги и акцизы, расходы по лабораторным испытаниям и присадкам, обслуживание банковских займов, подача-уборка цистерн, транспортировка товара и другие сопутствующие расходы. 

При этом, при определении стоимости нефти в расчет берется удельный вес каждого вида нефтепродукта, который основывается на его рыночной стоимости и доли выработки из одной тонны нефти. 

«Конечная цена для потребителей складывается на основании оптовой стоимости нефтепродукта, всех транспортных расходов до АЗС, хранение на нефтебазах, расходы розничного реализатора, а также акцизы и налоги», - сказал вице-министр энергетики Асет Магауов в ходе брифинга в СЦК.
неав.jpg
Причины роста цен

По словам вице-министра, в настоящее время наблюдается повышение цен на ГСМ в Казахстане. Это происходит ввиду повышения цен на сжиженный нефтяной газ ввиду отмены ранее введенного временного нефтяного соглашения о снижении добычи нефти стран ОПЕК+

Кроме того, как он отметил, рынок нефтепродуктов является высоко волатильным и на цены влияют такие факторы, как ценообразование и обеспечение ГСМ на внутреннем рынке сопредельных государств и РК, а также ценообразование ГСМ в областях, граничащих с соседними странами (неконтролируемый переток). 

«Вышеуказанные обстоятельства требуют постоянного поиска ценового «равновесия» на нефтепродукты. Другими словами, цена на бензин в Республике Казахстан не должна быть значительно ниже или значительно выше цен в сопредельных государствах. В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта на рынки сопредельных государств, а в случае высоких цен, возможен профицит импортного бензина и как следствие затоваривание казахстанских складов отечественным топливом и последующее снижение объемов переработки на НПЗ РК», - пояснил Магауов. 

Он добавил, что по состоянию на 5 марта текущего года совокупный запас нефтепродуктов находится на комфортном уровне, в частности, по бензину 218,7 тыс тонн, что достаточно для покрытия 20 суточной потребности страны, а по дизельному топливу 306,2 тыс тонн, что обеспечит потребность внутреннего рынка на 28 суток.     

В свою очередь директор департамента газа и нефтегазохимии Куаныш Сарсекеев отметил, что повышение цен на ГСМ происходит и ввиду отмены ранее введенного временного госрегулирования розничных цен на сжиженный нефтяной газ на автогазозаправочных станциях с 1 марта текущего года. 

Напомним, временное госрегулирование продаж сжиженного газа было введено в апреле 2020 года. Основанием послужило решение госкомиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте РК. Был принят приказ об установлении предельных цен. 

«В настоящее время розничные цены на АГЗС устанавливаются рынком с учетом спроса и предложений. Проведенный Министерством энергетики анализ розничной цены СНГ показал, что текущие цены ниже, чем в 1 квартале 2020 года до пандемии, в среднем по республике на 5%. То есть, текущие рыночные цены даже ниже ранее действовавших», - сказал Сарсекеев в ходе брифинга. 

При этом ведомство продолжает ежемесячно формировать план поставок сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок. Четверть объемов реализуется через электронные торговые площадки. Остальное отпускается по утверждаемой ежеквартально министерством оптовой предельной цене. 

«На I квартал 2021 года цена утверждена на уровне 38 701 тенге/тонна без НДС, цены не менялись с 1 января 2018 года. За исключением 3 квартала 2020 года, когда стоимость снизилась до 28 000 тенге/тонна без НДС в связи со снижением мировых цен на сжиженный газ», - отметил спикер.

Он добавил, что НПП «Атамекен» и отраслевые ассоциации неоднократно обращались в госорганы с просьбой ограничить срок действия приказа. В случае его продления у предпринимателей, то есть владельцев АЗС, существовал риск сокращения штата и зарплат сотрудников. Также низкие установленные цены в отдельных регионах могли способствовать перетоку объемов газа в другие регионы с более высокими ценами. А это могло создать дефицит сжиженного газа.

По данным эксперта нефтегазовой отрасли Олжаса Байдилдинова, текущее повышение цен на ГСМ совпало с ростом мировых цен на нефть. 

«Текущее повышение совпало с ростом мировых цен на нефть, из-за чего сложилось неверное мнение мол «вот мировые цены выросли, а вы поднимаете нам цены на бензин». Это не так. Я писал в материале от 20 марта, цены уже на тот момент были в целом убыточны для нефтедобывающих и перерабатывающих компаний. Цены при рыночной экономике должны были вырасти еще год назад, но этого не произошло, несмотря на рост акцизов на переработку с января 2020 года из-за спада потребления», - сказал Байдилдинов.

Он отметил, что до повышения цен Казахстан находился на 7-м месте в мире по самому дешевому бензину. На сегодня Казахстан находится на 8-м месте в мире по цене на бензин (179 тенге за АИ-95). При этом, по его информации цена за баррель составляет около 27 200 тенге в мире. 1 баррель – 160 литров. Таким образом, сырая нефть в мире стоит выше, чем цена за 1 литр бензина в Казахстане. 

Отметим, в целях стабильного проведения отопительного периода 2020-21 годов утвержден «График поставки мазута», в рамках которого выделено 236,6 тыс тонн по цене 58 000 тенге/тонна. По состоянию на 5 марта текущего года отгружено 170 тыс тонн (71,5%).

Все новости