• Главная
  • Новости
  • Политические инициативы Президента: как реализуется третий пакет реформ

Политические инициативы Президента: как реализуется третий пакет реформ

29 июня, 2021 12:36

В докладе известного политолога и эксперта, директора центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева «Политические инициативы Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева: особенности 3 пакетов» представлены обзор и анализ политических инициатив Главы государства и процесса их реализации в современных условиях развития Казахстана. Как реализуется третий пакет политических реформ Президента, читайте в материале Strategy2050.kz.

 


Политические инициативы Главы государства, составляющие третий пакет реформ, были озвучены им 15 января 2021 г. в рамках выступления на открытии первой сессии Парламента РК VII созыва.

Политолог отмечает, что немаловажно, что по итогам прошедших парламентских выборов депутатами Мажилиса Парламента РК VII созыва стали 9 членов Национального совета общественного доверия, представленные в депутатских фракциях партий «Nur Otan», «Ак жол» и НПК.

«Их участие в работе законодательного органа увеличивает возможности для более качественного обсуждения и реализации предложений НСОД по основным направлениям его деятельности», - считает Андрей Чеботарев.

Напомним, в ходе выступления на открытии первой сессии Парламента VII созыва 15 января 2021 года Касым-Жомарт Токаев сказал, что одна из главных реформ в Казахстане – политическая модернизация. Основной принцип этой модернизации – реализовать все изменения эволюционным путем, опираясь на общенациональный диалог и согласие.

В третий пакет реформ входят 9 мер, по реализации которых, как отмечается в докладе, уже предприняты определенные шаги:

1. Снижение порога прохождения в Мажилис Парламента для политических партий с 7% до 5%.

2. Введение графы «Против всех» в бюллетенях на выборах всех уровней.

Обе эти меры уже нашли свое отражение во вступившем в силу 25.05.2020 г. Конституционном законе РК «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». 

«Первая из них увеличивает возможность для политических партий быть представленными в Мажилисе Парламента и маслихатах разного уровня по итогам будущих парламентских и местных выборов в случае поддержки их соответствующим количеством избирателей», - отмечает Чеботарев.

Что касается включения в избирательные бюллетени графы «Против всех», то, по мнению эксперта, это расширяет свободу выбора граждан в избирательном процессе и возможно положительно отразится на явке избирателей на тех или иных выборах в будущем. 

3. Введение выборности районных акимов.

В своем выступлении перед парламентариями Президент РК заявил: «мы намерены укреплять систему местного самоуправления, начиная с самых низов. Это очень важный вопрос. Поэтому после предстоящих выборов сельских акимов можно переходить к выборам районных акимов». Затем на пятом заседании НСОД, прошедшем 25 февраля 2021 года, он выступил за проведение этих выборов в 2024 году.

«Данные установки Главы государства нашли свое отражение в проекте Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2030 года. Причем помимо акимов районов в документе также предусмотрено избрание прямым голосованием местных жителей акимов городов областного значения, не являющихся областными центрами. Все это свидетельствует о готовности руководства страны расширить базу участия граждан в процессе управления делами общества и государства, а также увеличить степень ответственности акимов разного уровня перед населением вверенных им административно-территориальных единиц», - поясняет политолог.

4. Принятие отдельного закона об Уполномоченном по правам человека (Омбудсмене), определяющего его статус, полномочия и упорядочивающего его деятельность по различным направлениям и секторам.

5. Укрепление аппарата Уполномоченного по правам человека, включая создание его региональных представительств.

«В настоящее время депутатами Парламента РК разработан проект закона «Об Омбудсмене» и сопутствующий законопроект о внесении изменений в законодательство, нацеленный на укрепление статуса Омбудсмена. Они были представлены парламентариями на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека, состоявшемся 19 мая 2021 г. Планируется публичное обсуждение базового законопроекта на региональном уровне, а также будет проведение ряда круглых столов с участием широкого круга неправительственных организаций, международных и национальных экспертов, ученых, практикующих адвокатов и юристов. При этом Уполномоченным по правам человека достигнута договоренность с ПРООН, ОБСЕ и УВКПЧ ООН об оказании поддержки данных мероприятий и получении экспертных заключений», - проинформировал спикер.

6. Внедрение «Индекса развития молодежи», способного лечь в основу оценки деятельности местных исполнительных органов по реализации молодежной политики. Глобальный Индекс развития молодежи (ИРМ) был разработан с расчетом для 170 стран мира и публикуется под эгидой ООН с сентября 2013 г. Он включает в себя следующие 5 критериев – образование, здоровье и благополучие, трудоустройство, политическое участие и гражданское участие.

Вопросы разработки и внедрения собственного Индекса развития молодежи в Казахстане, в частности, были рассмотрены в марте и апреле т.г. в рамках проведенных Министерством информации и общественного развития РК стратегических сессий по вопросам молодежной и семейной политики и заседания Координационного совета по развитию молодежных организаций соответственно.

«В этом году запланировано совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики, предусматривающей 46 поправок в 4 законодательных акта. По информации директора Научно-исследовательского центра «Молодежь» Аяна Сакошева, в рамках соответствующего законопроекта предлагается дополнить понятие «Индекс развития молодежи». Последний будет представлен как комплексный показатель эффективности деятельности местных исполнительных органов в части реализации государственной молодежной политики, включающий ключевые индикаторы по следующим отраслям: образование, здоровье и благополучие, занятость и возможности, политическое участие, гражданское участие, досуг и доступ к инфраструктуре, безопасность», - рассказал Андрей Чеботарев.

7. Дальнейшее совершенствование системы общественного контроля.

8. Законодательное оформление института онлайн-петиций.

9. Расширение мер по стимулированию благотворительной деятельности, включая предоставление налоговых и иных льгот предприятиям и частным лицам, участвующим в благотворительных акциях и волонтерских проектах.

«Последние три из отмеченных выше инициатив Главы государства призваны способствовать расширению условий и возможностей для заинтересованных граждан и институтов гражданского общества по участию в общественной жизни страны и конструктивному взаимодействию с государством и его органами», - подытожил политолог.

Напомним, политические инициативы Президента РК состоят из трех пакетов реформ. При этом в 2020 году первый из этих пакетов был полностью реализован. По двум остальным пакетам продолжается работа по выработке, обсуждению и принятию соответствующих концепций, законов и подзаконных актов

Все новости