Поддержка одаренных детей: новые условия проведения олимпиад

7 июня, 2021 15:36

Поддержка одаренности детей в Казахстане реализуется через проведение интеллектуальных олимпиад, а также конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, конкурсов профессионального мастерства и спортивных соревнований. О новом перечне республиканских и международных олимпиад, а также новых условиях проведения олимпиад для одаренных детей, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


По данным вице-министра образования и науки РК Шолпан Кариновой, цель интеллектуальных олимпиад - развитие способностей, углубление теоретических знаний и практических умений, содействие самореализации личности, создание условий для выявления одаренных детей, отбор и подготовка обучающихся к участию в международных олимпиадах.

При этом, интеллектуальные олимпиады и конкурсы, проводимые Министерством образования и науки РК, координирует Республиканский центр «Дарын», творческие и художественные направления- Республиканский центр дополнительного образования, спортивные направления – Республиканский центр физической культуры и спорта.

«Необходимо отметить, что проводимые Министерством образования и науки РК все соревнования, в том числе интеллектуальные, творческие, спортивные - проводятся за счет средств бюджета. Все они для детей являются бесплатными. По итогам олимпиад и соревнований призерам и победителям выдаются соответствующие дипломы, участникам - сертификаты, которые также бесплатные для детей. Они необходимы, т.к. в олимпиадном движении важны как поддержка, так и стимулирование развития одаренности», - сказала вице-министр на пресс-конференции в СЦК.

Вместе с тем, как она отметила, на рынке образовательных услуг работают и частные организации, которые предлагают свои услуги детям, школам, педагогам, родителям через разные источники информирования.

«Данная сфера услуг не лицензируется, не требует официальных разрешений со стороны МОН РК. Их услуги платные, за участие в них родители вкладывают свои средства или привлекаются другие источники. Нужно сказать, что уровень проведения этих соревнований разный, от самого плохого до интересных и познавательных в плане развития детей. Зачастую эти организации перенимают наименования олимпиад с Перечня олимпиад МОН РК. Но Министерство образования и науки не имеет никакого отношения к данным платным соревнованиям. Поэтому дети и их родители, педагоги и школы должны быть разборчивыми при выборе участия детей в различных олимпиадах и конкурсах. Прежде чем вкладывать свои финансовые средства должны выяснить, кто организатор, какой опыт имеет в развитии детей, для чего участвовать детям в них, что даст тот или иной конкурс или олимпиада, какие навыки и компетенции они развивают и др.», - заявила вице-министр.

Шолпан Каринова напомнила, что участие в олимпиадах и конкурсах добровольное.

«Каждый родитель сам определяет участвовать его ребенку или нет в платных конкурсах. При этом ни педагоги, ни администрации школ, ни методические службы не имеют права организовывать платные мероприятия, не имеют права принуждать участвовать платно. Если будут факты принуждения необходимо обратиться в территориальные департаменты Комитета по обеспечению качества образования», - подчеркнула спикер.

Кроме того, она сообщила, что в настоящие время внесены изменения в приказ министра образования и науки РК от 7 декабря 2011 года № 514 «Об утверждении Перечня республиканских и международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, конкурсов профессионального мастерства и спортивных соревнований». Согласно данным правкам, изменены подходы к организации олимпиад, а также обеспечению объективности и прозрачности процедур проведения.

«В действующем до 2021 года перечне олимпиад было 56 олимпиад и конкурсов. Сегодня перечень расширен до 175-ти мероприятий», - проинформировала Каринова.

При этом, как она отметила, увеличено не только количество проводимых соревнований для выявления одаренности в различных направлениях, но и качественные характеристики соревнований.

«Все олимпиады теперь имеют школьные, районные, городские, областные этапы. Это важно для стимулирования детей на каждом этапе. Это важно и с точки зрения поощрения труда педагогов, т.к. результаты будут учитываться при квалификационной оценке их деятельности», - пояснила вице-министр МОН.

Кроме того, предусмотрены отдельные олимпиады для учащихся начальных классов, для учащихся среднего звена, которых в прежнем перечне не было. Помимо этого, предусмотрены отдельные интеллектуальные соревнования для сельских школьников.

«Они важны, так как не всегда есть возможность у сельских школьников конкурировать с городскими школьниками из гимназий, лицеев», - отметила спикер.

Она сообщила, что также предусмотрены интеллектуальные соревнования для специализированных организаций для одаренных детей. Их уровень обучения более высокий, программы другие, поэтому уровень сложности их заданий также будут соответствующий их уровню.

Другим новшеством, установленным в правилах, определены вузовские олимпиады для школьников, целью которых являются привлечение к профессии, замер углубленных знаний для освоения профессий, профориентационная работа.

Вице-министр сообщила, что к началу учебного года все организации получат Положения о проведении олимпиад и конкурсов, условия участия, критерий оценивания и сроки их проведения. Это даст возможность системного развития одаренности.

Она добавила, что включены конкурсы и олимпиады по вопросам экологии, смарт- технологий, исследовательские конкурсы.

Стоит отметить, что база всех участников соревнований и их результаты будут доступны электронно в системе НОБД.

Также в перечне имеются конкурсы по IT – компетенциям, ораторскому искусству и музыкальной импровизации, конкурсы музыкантов, художников, театрального искусства, хореографического, технического творчества, фестиваля детского кино, также конкурсы профессионального мастерства и спортивных соревнований.

Таким образом, по ее информации, в перечень включены 33 олимпиады и конкурсы для педагогов, результаты которых будут учитываться при аттестации педагогов на присвоение квалификации.

В заключение спикер сообщила, что если будут выявлены факты нарушения организаторами принципов академической честности, законности, прозрачности, объективности, бесплатного проведения, то олимпиада или конкурс будут исключаться из перечня. Те же самые принципы и критерии будут условиями для включения в перечень новых мероприятий. Таким образом, министерство намеревается поднять качество и эффективность проводимых в стране конкурсов и олимпиад.   

Все новости