• Главная
  • Поддержка МСБ: в Казахстане создадут новый Налоговый кодекс в 2021 году

Поддержка МСБ: в Казахстане создадут новый Налоговый кодекс в 2021 году

25 сентября, 2020 16:49

В этом году Послание Главы государства было самым ожидаемым выступлением Президента, поскольку было озвучено во время пандемии КВИ, из-за которой огромные нагрузки легли на государство и МСБ. Государством были предприняты ряд мер по поддержке МСБ в непростых условиях. Кроме того, Президент поручил Правительству совместно с НПП «Атамекен» реализовать среднесрочные меры для поддержки МСБ. О том, над чем сейчас работают в палате «Атамекен», читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


Текущая ситуация по МСБ

«Национальная палата предпринимателей с начала введения ЧП и в период карантинных мер была активно вовлечена в работу Правительства по выработке антикризисных мер. С учётом мнения бизнеса, многие меры были поддержаны и находятся в реализации», - сказал председатель Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов на брифинге в СЦК.

Он напомнил, что малый и средний бизнес до июня был освобожден от налогов, а предпринимателям, испытывающим трудности по уплате налогов с заработной платы, ранее установленный льготный период до 1 октября, продлили до конца года. Предпринимателям, ушедшим в вынужденный отпуск, выплачена социальная выплата в размере 42 500 тенге. Кроме того, более 40% предпринимателей, получивших кредиты в банках, смогли взять «каникулы». Срок освобождения от уплаты кредита продлили до 31 декабря.

Но, по его словам, до сих пор большое количество бизнеса простаивает.

«По данным опроса, который был проведен палатой среди предпринимателей среди более 70 тысяч предпринимателей, 10% от общего числа находятся на грани банкротства. 20% рассматривают такую возможность. 30% отметили, что они готовы приступить к сокращению своего штата (половина из них к отправлению в отпуск без содержания)», - проинформировал председатель правления НПП.

По его словам, наиболее пострадавшие сфера – это сфера услуг. Все кинотеатры, аттракционы, фудкорты, это 15-20% - до 30% общепита, которые не в состоянии окупиться.

Кроме того, по его данным, более 4 тысяч дошкольных организаций и детских садов испытывают серьезные трудности.

В связи с этим, как сообщил Аблай Мырзахметов, в соответствии с поручениями Президента, Палата ведет работу по внедрению регулирования «с чистого листа».

«Это важный вопрос для предпринимателей, потому что та сфера регулирования - то с чем предприниматель сталкивается от создания до закрытия: различные разрешения, получение лицензии, субсидий – все, что связано с этими мерами – это все пока на том советском наследии. Мы много его модернизировали, по поручениям Елбасы, но тем не менее, остатки есть», - отметил спикер.

Новый Налоговый кодекс

В связи со сложившейся ситуацией, Президент предложил не латать старую систему, а создать ее «с чистого листа» и на цифровой основе. Речь идет о новом Налоговом кодексе. Работа над ним будет включать полную ревизию действующего. Мырзахметов сообщил, что до 2022 года будет разработан новый Налоговый кодекс.

Таким образом, на разработку современной и новой системы урегулирования отвели один год.

По его словам, система регулирования бизнеса будет разработана на основе мирового опыта. За основу возьмут опыт стран Балтии и Грузии.

Реформа агро-промышленного комплекса

Кроме того, в Палате ведется работа по разработке мер для поддержки товаропроизводителя и новая реформа АПК.

Что касается АПК, то одним из вопросов, требующих рассмотрения, является субсидирование через информационную системы субсидирования «Колдау». На вопрос журналиста можно ли пересмотреть и создать оказание помощи в субсидировании через Правительство для граждан, Мырзахметов ответил, что такие вопросы возникли из-за проблем с системой «Колдау».

«Хотел бы сказать, что по информационной системе субсидирования «Колдау» очень много вопросов. Мы о ней хорошо знаем. Во вторник, я Премьер-министру в присутствии ключевых министерств докладывал эту ситуацию. К сожалению, до сих пор решения не нашлось. В Министерстве сельского хозяйства огромное количество пользователей получают субсидии через эту систему. «Колдау» – это информационная система при Министерстве финансов. Она, вроде бы, благую цель преследовала. Во-первых, автоматизировать, чтобы не ходить и не собирать бумаги. И прозрачно, и оцифровка земель происходит. Но, к сожалению, как и любая реформа, когда без подготовки, без пилота, без учета мнений, быстро пытаются внедрить, это находит какие-то пробелы. Эти пробелы начиная с 2019 года начались. Мы уже начали от фермеров получать жалобы», - рассказал председатель правления.

Он напомнил, что упущение было и в том, что не был учтен неравный доступ к интернету в сельской местности.

«Не везде есть интернет. Мы знаем, что в трети сел интернета нет, и люди, фермеры, вынуждены выезжать в районные центры и делать подачу оттуда. Этот момент не учтен. Везде, где нет устойчивого покрытия интернетом, пытаться получать услуги сложно», - пояснил Мырзахметов.

К тому же, он добавил, что в системе сложная формула, особенно по гербицидам.

«Там целую карту надо делать. Эта карта получается в другой системе и, к сожалению, многие вещи не были учтены. А самое ключевое – я бы хотел сказать, то, что фермеров беспокоит – это же государственная услуга, субсидии, государственная мера поддержки, – она стала вдруг платной. Это сильно возмущает фермеров, справедливо возмущает», – сказал глава НПП.

В связи с этим, он отметил, что раз это государственная мера, то бюджет должен нести расходы.

«Мы считаем, что раз это государственная мера, бюджет должен нести расходы, мы платим налоги и считаем, что фермеры, тем более мелкие, должны быть освобождены от них. Если «Колдау» не может это решить, то мы предлагаем альтернативный вариант – у Минсельхоза есть другие системы, есть egov. Сейчас Премьер-министр поручил это антимонопольному комитету, который до этого был в миннацэкономики, расследование идет. Там сейчас судебный процесс начался, но мы надеемся, что в ближайший месяц решение будет найдено», –заявил Аблай Мырзахметов.

Он добавил, что Премьер-министр поручил до 15 октября найти решение.

Ликвидация теневой экономики

В Казахстане теневая экономика составляет порядка 25-30%.

«Это вопрос, который давно поднимается. Он сложился в лихие 90-ые, когда формировались рыночные отношения, в сложный экономический период, в основном на базарах. Крупный бизнес далёк от этого», - поделился мнением глава НПП.

По его словам, теневой бизнес сосредоточен в сфере торговли, где бизнес может не регистрироваться в течение 10-15 лет.

«В теневой рынок входит «базарная экономика». С одной стороны, потребителям кажется, что товары на базаре дешевле. Понятно, что цены на товары ниже, когда не платятся налоги. Но, в конечном счете, и государству, и потребителю наносится большой ущерб. Потому что эти товары не проходят сертификацию, то есть, есть сомнения по их качеству», – отметил спикер.

Мырзахметов сообщил, что у Правительства есть соответствующий план. В настоящее время разрабатывается полный цифровой список предпринимателей. В ходе съезда, который состоится 29 октября, будут презентованы конкретные меры.

«Для ликвидации теневой экономики необходимо остановить наличный оборот. Соответствующее постановление уже есть. Все операции должны проводиться посредством банковских счетов, отношения между потребителем и предпринимателем должны осуществляться только по безналичному расчёту. Поэтому все должны переходить к карточной системе или цифровой. С 1 июля принято решение Национального банка», - заключил председатель правления «Атамекен».

Аблай Мырзахметов отметил, что самой действенной мерой считает меру, которая была введена в США, а затем в России, - предоставление бизнесу кредитов под 0-2% сроком на 1-1,5 года. Если предприятие не останавливалось, сохранило 80-90% штатной численности работников, но не могло получать прибыли в связи с ограничениями численности клиентов, по истечении срока сумма кредита должна списываться. Однако, это зависит от возможностей бюджета.

Кроме того, он отметил, что повторного локдауна нужно избежать, поскольку в случае второго локдауна, потери бизнеса будут более серьезными и невосполнимыми. Это зависит только от ответственного поведения самих граждан по выполнению санитарных предписаний.

«В любом случае, даже если локдаун будет, с учетом опыта первой волны пандемии, полной остановки деятельности предприятий не потребуется», - заключил Мырзахметов.

Напомним, что в Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев озвучил ряд мер по поддержке отечественного бизнеса. Это стимулирующая денежно-кредитная политика, переориентация избыточной ликвидности банков второго уровня на кредитование малого и среднего бизнеса. При этом, государство снизит долю участия в экономике, но создаст Единый реестр ОТП для всех площадок, регулируемых закупок с единой системой сертификации.

Все новости