• Главная
  • Почему нужно развивать экологическое образование и мировоззрение

Почему нужно развивать экологическое образование и мировоззрение

16 апреля, 2021 15:04

Жители Казахстана, к сожалению, в основной своей массе имеют очень низкую экологическую осознанность и образованность, считает ассоциированный профессор кафедры экологии агрономического факультета Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина Айжан Утарбаева, передает корреспондент Strategy2050.kz.


«Что такое экологическая осознанность и образованность? Это когда человек, умываясь утром или чистя зубы, выключает воду во время пауз. Или выключает «лишний» свет в других комнатах, или вынимает из розеток неиспользуемые электроприборы. И это тоже экология! Потому что вода – это наши ресурсы, а электросети в Казахстане изношены, и нужно заботиться как о природных возобновляемых и невозобновляемых ресурсах, так и об инфраструктуре», - считает преподаватель университета.

Кроме того, экологическая осознанность – это выброшенный мусор в специально предназначенный для этого бак, обертки и окурки, которые нужно донести до урны, а не выбросить, где придется. Почему казахстанцам так сложно привить такое самосознание и экокультуру поведения?

«Экологическое самосознание и мировоззрение у нас пока еще не на должном уровне. Мы с этим пытаемся бороться различными экологическими акциями и флэш-мобами. Возможно, ситуацию улучшат видеокамеры «Сергек», устанавливаемые на улицах крупных городов, с помощью которых выявляются различные правонарушения, в том числе экологического характера. Если брать примеры других стран, например, Германии, то там жильцы - соседи сами контролируют правопорядок и сообщают о нарушителях властям. За экологические правонарушения следует наказание в виде значительных штрафов», - сказала спикер.

В Казахстане же, как она отметила, такое поведение не приветствуется и называется стукачеством.

«У нас другой менталитет. Кроме того, мы привыкли, что сосед должен быть соседом и другом. Поэтому, возможно, опыт других стран в отношении жалоб и доносов не прививается в Казахстане. Одним из позитивных, на наш взгляд, примеров может стать проект Un-Waste, который наша кафедра экологии осуществляет в рамках Erasmus+ с вузами стран-партнеров ЕС, России и Казахстана по разработке магистерской образовательной программы «Управление отходами», - проинформировала Айжан Утарбаева.

Тем не менее, по ее мнению, мировой опыт в деле защиты окружающей среды, утилизации отходов и мусора очень большой и разносторонний, мы его должны и можем использовать.

«Построить правовое государство с нулевой терпимостью к правонарушениям, в том числе к экологическим, можно не только с помощью тотального видеонаблюдения на улицах городов. Мы, к сожалению, не очень задумываемся о том, что оставим будущим поколениям и как будут справляться наши внуки и правнуки с проблемами экологии в дальнейшем. Например, у меня рука автоматически тянется выключить лишние горящие лампочки там, где я живу, я выкидываю мусор только в предназначенные для этого мусорные баки. Но я не всегда сделаю замечание прохожему, который выбросил окурок или мусор мимо урны. Потому что я не знаю, что ожидать от этого человека – возможно, я получу агрессию. Детям тоже стало опасно делать замечания - родители могут воспринять это как нравоучение, вмешательство в личное пространство и давление на ребенка», - добавила она.

Между тем, по словам спикера, экологическое образование сейчас необходимо каждому человеку. Его нужно прививать с младых ногтей в семье и в социуме, начиная уже с детского сада.

«Мы активно сотрудничаем с детскими садами и школами, где приоритетным является экологическое направление в дошкольном воспитании и среднем образовании. Они пропагандируют экологические ценности, образование и мировоззрение. Сейчас из-за пандемии COVID -19 наше сотрудничество с ними проходит в онлайн-формате. И мы очень надеемся после окончания карантинных мер вернуться к совместным офлайн мероприятиям – конференциям, семинарам, встречам. Я очень надеюсь, что выпускники таких детских садов и школ – это наши будущие абитуриенты. Потому что они уже осознанные в экологическом плане», - считает эколог.

Она рассказала, что до пандемии проводились в таких детских садах и школах встречи.

«До пандемии мы вместе со студентами кафедры проводили в таких детских садах и школах встречи, семинары, вели научную работу, учили детей делать скворечники из подручных материалов (к примеру, из пустых пластиковых бутылок), готовили вместе с детьми проекты и поделки. Жаль, что экология не преподается, как отдельный предмет, в школе, а изучается только в рамках раздела биологии», - сказала профессор.

По ее словам, такие углубленное изучение экологии могло бы поселить в школе ростки экологического самосознания и мировоззрения, а преподаватели ВУЗов в дальнейшем могли бы их отшлифовать и направить в необходимое русло.

«Мы стараемся выпускать из стен университета экологов новой формации, настоящих осознанных, квалифицированных молодых специалистов с горящими глазами и желанием улучшить, защитить природу и окружающую среду от негативных последствий современного мира. Я верю, что экология в дальнейшем как специальность будет еще востребованнее», - сказала Айжан Утарбаева.

Она посетовала, что многие не понимают, что труд эколога - это большие знания и умения.

«Сейчас, что не включи - телевизор, радио или интернет, везде говорят об экологии. Но многие до конца, конечно, не понимают, что труд эколога - это не просто взять плакаты в руки и выйти на улицы с призывом защитить окружающую среду. Мы учим наших студентов делать расчеты, осваивать практические методы. Ведь экологи – это и химики, и физики, и биологи. Эта специальность - на стыке других наук. Выпускники специальности «экология» должны это все знать и уметь применять. И я рада, что среди наших студентов есть ребята, которые идут учиться «на эколога» осознанно. Они активно участвуют в волонтерском движении и в экоакциях. Самое главное – в них нет безразличия и равнодушия, они учатся не просто ради диплома о высшем образовании, и это очень важно. Кроме того, они хотят знать все, что пересекается с экологией, то, что помогает экологу быть экологом». – подчеркнула она.

По мнению Утарбаевой, экология становится востребованной специальностью. Этому способствует и активная профориентационная работа преподавателей кафедры и университета. Сейчас она проводится на онлайн платформах и позволяет охватить большой контингент потенциальных абитуриентов со всех уголков нашей страны и даже зарубежья.

«К примеру, в этом учебном году мы приняли около 100 студентов на первый курс на образовательные программы «Природопользование» и «Ароэкология» кафедры «Экология». Многие наши выпускники трудоустраиваются по специальности. Я всегда на занятиях говорю студентам, что наш университет готовит специалистов с ориентацией на агросектор, но выпускники нашей кафедры могут быть востребованы в различных сферах экономики Казахстана, на предприятиях, в госструктурах, заповедниках. За экологами будущее - с чистой природой, «зелеными» технологиями, гармоничным и развитым обществом, - заключила наш собеседник.

Следует отметить, что в Казахстане принят новый Экологический кодекс, который должен вступить в силу с 1 июля 2021 года. Строгое следование новому экокодексу должно ускорить переход страны к «зеленой» экономике.   

Все новости