Парламент Республики Казахстан: особенности развития

16 августа, 2021 15:42

С обретением независимости в Казахстане началась активная фаза построения системы государственного управления на основе демократической модели государственного устройства. Подробнее о том, как развивался Парламент РК за тридцать лет, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.


В рамках Конституции 1995 года была сформирована политическая система страны на основе разделения ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную. Принцип разделения властей позволил исключить концентрацию властных полномочий, вместе с тем, образовав единый государственный механизм, где каждая из ветвей действует в рамках своей компетенции.

Законотворческая функция была возложена на Парламент Республики Казахстан, который в свою очередь сменил однопалатный орган представительной власти - Верховный Совет Казахской ССР, заложивший в нач. 90-х гг. основу трансформации законодательного органа. Выборы в XII и XIII созывы Верховного Совета дали старт альтернативным избирательным кампаниям. Именно в это время происходит усиление процессов социальной дифференциации, заложивших основу для проникновения ценностей политического плюрализма в обществе и расширения социальной базы партийных структур.

Так, в выборах 1990 года участвовали более двух тысяч кандидатов, 90 из которых избирались от республиканских общественных организаций. В свою очередь, в выборах 1994 года в избирательной гонке участвовало 692 кандидата на 135 одномандатных округов. По итогам этих выборов в Верховном Совете были сформированы 4 партийные фракции и 14 депутатских групп, тем самым заложив фундамент многопартийности Парламента, и обеспечив политическим партиям реальную возможность влиять на принятие решений.       

На сегодняшний день действующий Парламент, являясь двухпалатным, состоит из Сената и Мажилиса, тем самым гарантируя представленность не только республиканских, но и региональных интересов. По мнению Первого президента-Елбасы Н.А. Назарбаева, которое отмечено в издании «Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1996-1997 годы», разделение Парламента способствует «повышению взаимной требовательности депутатов, тем самым снижается вероятность принятия «сырых» законов».

Международный опыт формирования законодательных органов

Разделение законодательного органа на две отдельные палаты является распространенной международной практикой. По данным Межпарламентского союза по состоянию на 2021 год 42,2% или 81 национальный законодательный орган мира является двухпалатным, а 57,8% или 111 - однопалатным.

ааааа.jpg

К настоящему времени, в постсоветских странах сформированы практически в равном количестве как однопалатные, так и двухпалатные парламенты. Однопалатные законодательные органы функционируют в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане и Украине. Двухпалатный парламент представлен в шести из одиннадцати странах постсоветского пространства. Во многом выбор той или иной структуры законодательного органа обусловлен социально-экономическими и общественно-политическими особенностями стран. 

пкпвапва.jpg

Часто члены двух палат избираются разными методами, которые варьируются от страны к стране. Так, в России верхняя палата - Совет Федерации - формируется на основании выдвижения двух представителей от каждого субъекта федерации. Вместе с тем, 450 депутатов Государственной Думы избираются по смешанной системе голосования: мажоритарной (по округам) и пропорциональной (по спискам). В Казахстане депутаты верхней палаты – Сената Парламента – также избираются по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы страны посредством косвенного голосования. В то время как нижняя палата - Мажилис - по партийным спискам и 9 депутатов избираются по линии АНК РК.

Таким образом, двухпалатный Парламент при достаточно большой территориальной площади страны и существующих социально-экономических различиях в развитии регионов позволяет представлять интересы различных социальных групп во властных структурах на принципах партийного, территориального и этнического представительств. Вместе с тем, как ранее отмечалось, поэтапное рассмотрение законодательных проектов способствует недопущению поспешности в принятии новых правовых норм.

Парламент Казахстана: итоги деятельности  

За 30 лет независимости Республики Казахстан двухпалатный Парламент подтвердил свою состоятельность и эффективность на всех этапах общественно-политического развития страны. За прошедшие шесть созывов обеими палатами Парламента было принято более 2 900 законов, большая часть из которых приходится на второй и четвертый созывы. В целом, можно отметить, что столь активная законотворческая деятельность Парламента обеспечила планомерный ход реализации общественно-политических, социально-экономических реформ и укреплению основ гражданского общества в стране.

ара.jpg

Между тем, конституционная реформа 2017 года, расширив круг полномочий законодательного органа, непросто усилило институт представительства, но и поставило новые задачи перед Парламентом VII созыва, который в январе 2021 года был избран по новым электоральным правилам, выдвинутым в рамках первого пакета политических реформ К.К. Токаева. В свою очередь инициативы Президента о реформировании парламентской деятельности нашли положительный отклик среди зарубежных экспертов и политиков. В частности депутат Европарламента Виола фон Крамон отметила, что «введение обязательной 30-процентной квоты для женщин и молодежи, а также усиление роли оппозиции в законодательном процессе – долгожданное изменение».         

Жанар Санхаева, старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК





Все новости