Аналитика

Социальная поддержка населения: от проекта «Өрлеу» к адресной помощи нового формата

Эксклюзив
Социальная поддержка населения представляет собой ключевой элемент национальных стратегий, направленных на содействие развитию человеческого потенциала. В рамках реализации 84 шага Плана нации – 100 конкретных шагов в части совершенствования системы социальной помощи населению путем усиления её адресного характера были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты населения. Какие цели преследуют нововведения, как проводится социальная поддержка граждан, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.
Астана28 Июня , 09:57

Так, целью нововведений является реформирование государственной системы поддержки малообеспеченных граждан, направленной на стимулирование к трудоустройству – введение новых механизмов, предотвращающих иждивенческое настроение среди получателей социальных выплат.

Согласно официальным статистическим данным, за период 2012-2017 гг. количество получателей государственной адресной социальной помощи сократилось в 4,2 раза – с 97,3 тыс. человек в 2012 году до 23,3 тыс. человек в 2017 году (Рис. 1). Представленный ниже график демонстрирует понижательную тенденцию на протяжении всего периода, что свидетельствует о сокращении уровня бедности. Государственная адресная социальная помощь – это выплата в денежной форме лицам с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах Астане и Алматы. Одним из факторов снижения уровня бедности в стране послужила реализация проекта «Өрлеу».

 

Пилотная программа по выплате обусловленной денежной помощи малоимущим семьям (проект «Өрлеу») была разработана Министерством труда и социальной защиты населения РК при содействии Программы совместных экономических исследований Всемирного Банка. Данный проект, в рамках которого была апробирована обусловленная денежная помощь, стартовал в 2014 году в нескольких регионах Казахстана, а с 1 января 2018 года был объединен с адресной социальной помощью нового формата. Главной особенностью данной программы является то, что она предусматривала активные формы социальной помощи. В первую очередь проект был направлен на вовлечение трудоспособных членов малообеспеченных семей в продуктивную занятость, а также внедрение системы социальных контрактов для получателей адресной социальной помощи в целях содействия малообеспеченным гражданам.

В 2014 году проект «Өрлеу» был внедрен в трёх пилотных регионах – Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях. С 1 июля 2015 года была расширена география проекта и подключены остальные 13 областей, аналогичные региональные пилотные проекты дополнительно запущены в 38 районах и городах за счет средств местных бюджетов. С 2016 года проект приобрел массовый характер и начал реализовываться за счет средств республиканского и местных бюджетов. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК лидером в реализации проекта стабильно является Южно-Казахстанская (ныне Туркестанская) область. Если в 2016 году доля участников проекта от области составляла 26,3% в общем числе участников по всей стране, то в 2017 году этот показатель вырос до 75,2%. В одном из своих интервью руководитель Управления координации занятости и социальных программ области Мухит Отаршиев напомнил, что с 1 июля 2015 года проект «Өрлеу» был внедрен в Сарыагашском, Толебийском районах и г. Арыс, с 1 августа 2015 года – в Тюлькубасском районе, с 2016 года – во всех районах области. По его словам, механизм предоставления безусловной денежной помощи как пассивного вида поддержки действовал ранее и остался без изменений, а выплата обусловленной денежной помощи при условии взаимных обязательств стала новшеством. Обобщая результаты работы за прошлый год, он также отметил, что реализация проекта «Өрлеу» доказала свою эффективность в снижении бедности и безработицы.

По отчетным данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, в прошлом году общее число участников проекта по всему Казахстану составило 179,6 тыс. человек. В результате доходы участников проекта увеличились более чем в 2 раза, сократилась доля трудоспособного населения в структуре получателей адресной социальной помощи (в 2014 году – 31%, в 2017 году – 26,5%). Кроме того, благодаря реализации проекта была обеспечена занятость населения, участники проекта смогли освоить новую профессию, открыть или расширить собственное дело, а также повысить свою квалификацию.

Проект «Өрлеу» позволил привлечь трудоспособных граждан в активные меры занятости и обеспечил плавный переход к адресной помощи нового формата. Согласно Закону РК «О государственной адресной социальной помощи» с 1 января 2018 года введена адресная социальная помощь нового формата, которая оказывается в виде безусловной и обусловленной денежной помощи. Выступая в феврале 2018 года на расширенном заседании коллегии Министерства труда и социальной защиты населения РК, вице-министр Светлана Жакупова подчеркнула, что в течение прошлого года в пилотном режиме в рамках проекта «Өрлеу» была проведена масштабная работа. Так, была сформирована законодательная база, автоматизированы процессы приема и обработки документов по принципу единого окна на базе Центров занятости населения. В результате принятия превентивных шагов по недопущению очередей в Центрах занятости в январе 2018 года обеспечено назначение адресной социальной помощи нового формата порядка 26 тыс. семей. По прогнозам, данные меры позволят охватить около 350 тыс. семей.

Первые результаты реализации адресной социальной помощи нового формата выглядят следующим образом: на 1 июня 2018 года адресная помощь назначена порядка 72 тыс. семей в составе 368 тыс. человек, из них 59 тыс. человек или 16% являются получателями безусловной денежной помощи и более 309 тыс. человек или 84% –  обусловленной денежной помощи. За счет внедрения нового формата значительно увеличился среднемесячный размер выплаченной государственной адресной социальной помощи (Рис. 2). Если в 2012-2017 гг. средний размер адресной помощи имел положительную динамику, но при этом значительно не превосходил предыдущее значение и поддерживался на определенном уровне, то в 2018 году показатель вырос в 1,8 раз по отношению к прошлому году и составил порядка 4 200 тенге на человека в месяц.

 

Подводя итоги реализации мер по социальной поддержке населения в рамках проекта «Өрлеу», можно сделать следующие выводы: начиная с 2014 года, государством проводится поэтапная работа по усилению адресности социальной помощи – за это время география проекта распространилась с трёх регионов на всю территорию страны; за счет внедрения проекта в  пилотных регионах сократилось количество получателей государственной адресной помощи и в целом произошло снижение уровня бедности; главная особенность данной программы заключается в активных формах социальной помощи через привлечение трудоспособных граждан; одновременно с ростом масштабов проекта происходило увеличение числа его участников – с 20,5 тыс. человек в 2015 году до 179,6 тыс. человек в 2017 году; благодаря проекту была проведена подготовительная работа по формированию необходимой законодательной базы и автоматизации процессов приема и обработки документов участников. В целом, реализация пилотного проекта «Өрлеу» позволила обеспечить с 1 января 2018 года плавный переход к адресной социальной помощи нового формата, что в полной мере соответствует отдельным направлениям Плана нации – 100 конкретных шагов.

Маншук Каримова 

 




Яндекс.Метрика