• Главная
  • Онлайн обучение школьников: учитель младших классов поделилась опытом
24 Июля, 2020 18:17

Онлайн обучение школьников: учитель младших классов поделилась опытом

Коронавирус поделили образовательный процесс во всем мире на до и после. Первая четверть нового учебного года в Казахстане официально объявлена дистанционной. Эксперты соглашаются во мнении, что тяжелее всего придется начальному звену и их родителям. Учитель начальных классов высшей категории со стажем работы более 22-х лет Шолпан Жумабаева рассказала о своем опыте, выводах и поделилась некоторыми советами в интервью корреспонденту Strategy2050.kz.

Онлайн обучение школьников: учитель младших классов поделилась опытом | Strategy2050.kz

- Шолпан Султанкановна, как бы вы оценили процесс онлайн-обучения четвёртой четверти учебного года в период весеннего карантина?

- Как и в любых начинаниях, сначала, конечно же, было страшно. Потому что мы привыкли видеть учеников перед собой и знаем, как реагировать при возникновении различных ситуаций и вопросов. А здесь предлагалась работа в онлайн-режиме. Но трудности вызвала только первая неделя, организационная. Благодаря поддержке родителей, мы смогли наладить учебный процесс, где ни один ученик не остался без внимания. По истечении определенного времени, нас разделял только экран монитора, работа закипела.

- Какие трудности возникали и какие минусы такого формата вы могли бы выделить?

- Минусы можно отметить такие: во-первых, дети длительное время находятся перед монитором, вследствие чего ухудшается зрение. Во-вторых, невозможно подойти к определенному ученику и оказать помощь, потому что через экран невозможно видеть тетрадь. А это и грамотное письмо, соблюдение орфографического режима. В-третьих, были учащиеся, у которых плохо работал интернет. С ними приходилось работать отдельно через ватсап после уроков и заново объяснять материал. Были и такие учащиеся, родители которых весь день были на работе, приходили домой поздно и сами объясняли ребятам материал урока. Для такой группы записывались пошаговые видео объяснение материала. То есть возросла нагрузка на педагога. Были и такие ребята, кому мешали заниматься члены семьи, несмотря на просьбы учителей – это разговоры на высоких нотах, просмотр телевизора во время урока.

- Основываясь на своем опыте онлайн-обучения, какие рекомендации вы можете дать?

- Конечно же, каждый учитель сделал для себя определенные выводы. Онлайн- обучение научило нас работать на различных образовательных платформах. Что касается распорядка дня, то между уроками нужно делать перерыв 15-20 минут, чтобы дети могли отдохнуть не сколько от урока, сколько от компьютера.

- А какие плюсы дистанционного обучения Вы бы хотели выделить?

- К плюсам дистанционного обучения, в первую очередь, можно отнести то, что дети находятся дома и снижается риск заражения. Во-вторых, это то, что ребенок становится более самостоятельным. В-третьих, это дополнительная работа на платформах, что позволяет в более интересной форме овладеть знаниями. 

- Какую программу обучения вы лично для себя бы выбрали?

- Конечно же, я за офлайн обучение. Потому что учащиеся младшего блока еще только учатся познавать мир. Поэтому им просто необходима помощь учителя. Большое спасибо родителям, но они не смогут объяснить ту или иную тему так, как это сделал бы учитель.

- Кстати, именно с этим связано недовольство некоторых родителей, которые говорят о том, что они не педагоги и им сложно объяснять темы. Другие говорят, что очень удобно учителям получать зарплату, «лежа на диване». Как вы относитесь к подобным комментариям?

- Объективно говоря, рабочий день стал ненормированным. Если ранее я знала, что мое время с 9:30 до 18:00 – вот мои дети и я им дала знания, после 18:00 меня никто не беспокоил, то здесь мы порой до 24:00 отрабатывали с родителями. Потому что урок прошел, родители фотографируют домашние задания, отправляют мне, я проверяю классную работу, домашнюю работу. Где-то ребенок не понял, и мы с ним заново отрабатываем тот или иной вопрос. Поэтому «про диван», действительно, тут даже и речи не шло. Намного возросла именно работа учителя.

Кроме того, в каждом классе всегда есть один-два ребенка, с которыми в школе мы работаем, посадив перед собой, и я вижу, что он пишет, читает, а через экран я этого не вижу. Ребенок может опустить голову, держать ручку и я думаю, что он пишет, а на самом деле он слово написал и два пропустил. Здесь, конечно же, приходилось привлекать и отвлекать родителей, чтобы они рядом сидели в этот момент. И были родители, которых это возмущало. Они были привязаны и к процессу обучения в целом, и к процессу некоторых уроков. Но без их участиях, мы никак не могли обойтись. Конечно же, в школе мы могли решать такие вопросы без привлечения родителей.

В целом подготовка к каждому уроку возросла, к каждому уроку нужно было выстроить маршрутный лист и по учебнику, и в тетради. Также нужно было подготовиться к уроку, потому что процесс демонстрации первоклассникам нужно было делать обязательно. Не научив ребенка, не показав ему наглядно, требовать неправильно.

При подготовке к уроку, необходимо было уместить все в один урок, а продолжительность урока сократилась с 45 до 30 минут. И в эти 30 минут нужно было и тему объяснить, и обратную связь выстроить, и чтобы была работа в тетрадях, и устно чтобы мы могли отработать – это и диалоги между детьми, и между учителем и учеником, различные инсценировки. Поэтому сжать ту огромнейшую информацию, которая есть и вложить их в 30 минут – труд очень большой.

Вместе с тем ухудшилась калиграфия детей. Ведь в школе мы ходим по рядам и каждую буковку подправляем, а здесь это было сделать невозможно.

Каждый вопрос приходилось освещать для детей, чтобы им было понятно, чтобы они не сильно чувствовали расстояние. И, конечно, до каждого ребенка пытаешься донести информацию по максимуму. Здесь снова нужна была обратная связь – и снова приходилось задействовать родителей. Поэтому отдельное спасибо родителям – без них мы бы не справились.

- На Ваш взгляд, что ожидать от первой четверти нового учебного года?

- Во-первых, сейчас разрешили по заявлению родителя привозить детей на обучение в школу с соблюдением всех эпидемиологических санитарных норм. Поэтому, думаю, что мы все-таки увидим большинство детей в школе, хоть и посменно, в несколько смен. Онлайн – очень тяжело для детей начального блока, а ведь это азы, основа, на которой строится дальнейшее обучение. Для тех детей, которые будут обучаться онлайн, в данный момент при школе мы заливаем платформы для самостоятельного изучения – это объяснение темы онлайн, тренировочные упражнения, чтобы ученик работал не только с учителем через зум, а смог получить дополнительные знания через платформы.

В старших классах дети более самостоятельные и могут подключаться и переключаться с платформы на платформу. Младшие не могут самостоятельно подключаться и переключаться. У многих детей родители на работе и нет возможности им помочь, дети испытывают затруднения. Поэтому для младших школьников нужно офлайн обучение.

Я ожидаю, что в результате дистанционного обучения в первой четверти пробел будет огромный. В прошедшей четвертой четверти минувшей весной многие дети толком не учились. Опять же у кого-то не было интернета, кто-то занимался, но не отрабатывал до конца. Во второй и третьей четверти с пробелом знаний учителям придется заново все объяснять и повторять.

Но, исходя из того, что сложилась такая эпидемиологическая ситуация, придется работать в таком режиме и без коллаборации учителя и родителя никак не обойтись. В этом заинтересованы все стороны – и ученик, и учителя, и родители.

- Спасибо за интервью!

Все новости