• Главная
  • Новшества в нотариате: электронный репозиторий, QR-коды и правила регистрации недвижимости

Новшества в нотариате: электронный репозиторий, QR-коды и правила регистрации недвижимости

20 апреля, 2021 15:43

Главой государства в текущем году подписаны законы о внесении поправок в законодательные акты по вопросам нотариата, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц, инициированные депутатами Парламента РК. О нововведениях и как это повлияет на деятельность нотариусов, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


Электронный репозиторий

По информации вице-министра юстиции РК Азамата Амиргалиева, со следующего года в Единой нотариальной информационной системе планируется создание централизованного электронного репозитория для хранения нотариальных документов.

Централизованный электронный репозиторий будет введен с января 2022 года.

«В перспективе нотариусы откажутся от бумажного архива», - сказал вице-министр на брифинге в СЦК.

Кроме того, он сообщил, что с 1 июля текущего года вводится экстерриториальность при оформлении сделок с недвижимостью.

«Если ранее сделки с недвижимостью удостоверялись у нотариуса по месту ее нахождения, то теперь стороны могут обратиться к любому нотариусу вне зависимости от ее расположенности», - сказал спикер.

При этом, как он отметил, каждому нотариальному действию будет присваиваться QR-код, который является уникальным и обеспечит защиту документа от фальсификации.

«Для удобства населения введены нотариальные действия по удостоверению равнозначности электронного документа бумажному и, наоборот, что позволит гражданам избежать ненужных поездок, пересылок почтой и через курьеров», - пояснил спикер.

Теперь, по его словам, граждане и представители юридических лиц вправе получать консультации нотариусов на возмездной основе и по другим вопросам правового характера, не связанным с нотариальными действиями. 

«Определено понятие нотариальной тайны, а также установлен круг лиц, обязанных соблюдать ее», - проинформировал Амиргалиев.

Он также отметил, что законодательно закреплен орган, рассматривающий жалобы на республиканском уровне.

«Теперь в случае несогласия с решениями дисциплинарных комиссий на местах гражданам предоставлена возможность их обжалования во вновь созданный орган», - пояснил спикер.

Регистрация прав на недвижимость

Азамат Амиргалиев отметил, что за последние четыре года наблюдается значительное снижение административных производств в сфере регистрации недвижимости.

«Это свидетельствует о своевременной регистрации и полноценной реализации собственниками своих прав на имущество», - подчеркнул вице-министр юстиции.

В этой связи, как он отметил, исключена административная ответственность за нарушение лицами пропуска шестимесячного срока.

Кроме того, органы архитектуры и градостроительства на местах законодательно определены ответственными за выдачу документа, подтверждающего снос объекта недвижимости.

«Ранее собственник, приобретая жилой дом с земельным участком и желая улучшить свои жилищные условия, сносил старый дом и строил новый. Однако, отсутствие документа о сносе объекта затрудняло узаконение построенного», - напомнил спикер.

Он добавил, что устранение этого пробела будет способствовать своевременному обновлению сведений об объектах в базе данных недвижимости и эффективному налогообложению.

Были сокращены сроки регистрации прекращения обременений прав, юридических притязаний до одного рабочего дня, что позволит собственникам оперативно распоряжаться своим имуществом.

Вместе с тем, как он отметил, на сегодняшний день успешно внедрена электронная регистрация прав по безнотариальным сделкам, запущен пилотный проект по электронной регистрации залога недвижимости в городах Нур-Султан и Шымкент.

Прорабатывается электронная регистрация прав на основании договоров приватизации, выдаваемых местными исполнительными органами.

В заключение вице-министр отметил, что внедрение Единого государственного кадастра недвижимости позволит в ближайшей перспективе перевести регистрацию всех сделок с недвижимостью в электронный формат, что значительно сократит временные и финансовые затраты населения.

Отметим, тренд на цифровизацию в нотариате был запущен десять лет назад с момента создания Единой нотариальной информационной системы (ЕНИС), что позволило подготовить инфраструктуру для таких возможностей.   

Все новости