• Главная
  • Новая маркировка табачной продукции в РК: что изменится для производителей и населения
30 сентября, 2020 15:02

Новая маркировка табачной продукции в РК: что изменится для производителей и населения

1 октября 2020 года в Казахстане вводится обязательная маркировка и прослеживание товаров табачной продукции. Теперь любой оборот табака и его продуктов будет возможен только с использованием 2D-сканеров. Они считывают необходимые данные с зашифрованной метки – кода Data Matrix. В нём будет храниться информация о производителе, серийный номер и пароль для защиты от взлома. Это значит, что для производителей, дистрибьютеров и ритэйла наступят новые условия продажи. Новая маркировка направлена на обеспечение прозрачности рынка и защиту граждан от поддельной продукции. О том, как повлияет обязательная маркировка на табачный бизнес, и позволит ли это нововведение сократить употребление курения, рассказала в интервью корреспонденту Strategy2050.kz руководитель движения «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова.


Новая маркировка табачной продукции в РК: что изменится для производителей и населения | Strategy2050.kz

- С 1 октября в Казахстане вступает в силу обязательная маркировка табачных изделий – то есть, производители компаний, которые занимаются оптовой торговлей табачных изделий не будут иметь права продавать табачные изделия без маркировки. Ваше отношение, как ярого борца с табакокурением?

- Я могу только поаплодировать Казахтелекому, министерству финансов, тем, кто инициировал этот прекрасный проект и, наконец-то, выводят табак из тени. Так вот с этим проектом, благодаря которому каждая пачка будет иметь вот такой штрих код, ее можно проследить от производства до ее конечного потребителя, когда ее продали. Этот проект позволит все посмотреть – сколько производят, сколько продают, какой сезон хороший для продажи, какой менее хороший для продажи. И, соответственно, акцизная политика у нас будет более прозрачна. То есть, сколько они произвели – будьте добры отдать акциз в бюджет.

- С точки зрения производителей вы ответили, а как для наших потребителей – что изменится для них?

- В большей степени этот проект про цивилизованный рынок табачных изделий, где правила игры известны и все прозрачно. Для потребителей ничего сильно не изменится, конечно, потому что зависимый потребитель все равно будет потреблять этот ужасный продукт, который его убивает, потому что у него зависимость. Здесь единственный, конечно, бенефициар, это государство, которое смотрит сколько потребляется продукта и как он потребляется, в каких сферах. На качестве продукции это никак не отразится – как он был вредный - так и будет вредный. Ну, торговые точки должны иметь соответствующее оборудование. Зато они тоже будут знать, что эта продукция высвечена, то есть она под мониторингом. И, допустим, штучная продажа сигарет здесь тоже уже не пройдет, потому что если ты заштриховал, то и, соответственно, ты ее продал. А если она у тебя стоит не проданная и очень давно - может быть это повод посмотреть, может ты штучной продажей занимаешься.

- Маркировка во многих странах признана, как защита прав потребителей, и чтобы оградить нас от подделок, от контрафактной продукции. Как вы считаете, вот сейчас, введена маркировка на сигареты с 1 октября, с 1 января – на алкоголь, далее она будет вводится на обувь и фармацевтику, лекарственные средства – какой эффект населению от этого ожидать?

- Ну особенно по лекарствам, я так, честно говоря, рада, что инструменты прозрачности, как и цифровая маркировка, вводятся во все сферы нашего бизнеса. Особенно по лекарствам - это очень актуально. Сколько закуплено, сколько произведено, сколько отдано в розничную сеть, сколько продано. Пандемия показала, насколько все не прозрачно было. А сейчас, если это будет цивилизованно, прозрачно, и понятно, как идут потоки лекарств, как они продаются, какой объём и товарный запас заготовлен, действительно что это не контрабанда, то, конечно, же бенефициар здесь, в первую очередь, человек.

- Спасибо за беседу!

Отметим, обязательной маркировке подлежат и лекарственные препараты. В данный момент проводится пилотный проект, который должен завершиться в апреле 2021. Главная цель – это возможность проследить движение медпрепаратов и предотвратить попадание фальшивых лекарств в легальную цепочку поставок, и в конечном итоге – к потребителю. Покупатели же, в свою очередь, получат гарантию того, что приобретенные препараты легальны. Кроме того, планируется ввести цифровую маркировку и на алкогольную продукцию, а также обувь. Напомним, соглашение о маркировке товаров в Евразийском экономическом союзе подписано в феврале 2018 года в Алматы. А уже в марте был подписан закон о ратификации соглашения.

Все новости