• Главная
  • Наша система образования слабо реагирует на потребности реальной экономики - Шаукенова
27 Мая, 2020 15:50

Наша система образования слабо реагирует на потребности реальной экономики - Шаукенова

Глава государства постоянно уделяет особое внимание вопросам развития человеческого капитала. Подчеркивая при этом, что это главное условие обеспечения конкурентоспособности страны. И сегодня на заседании Национального совета общественного доверия (НСОД) Касым-Жомарт Токаев отдельно остановился на вопросах развития человеческого капитала в Казахстане. Об этом сказала директор КИСИ при Президенте РК, член-корреспондент НАН РК Зарема Шаукенова, передает Strategy2050.kz.

 

Наша система образования слабо реагирует на потребности реальной экономики - Шаукенова | Strategy2050.kz

Она отметила, что в Казахстане, как известно, реализуется Стратегический план развития страны до 2025 года, в основу которого заложена новая модель экономического роста, базирующаяся на стимулировании экспортоориентированного производства. Развитие нового человеческого капитала является одной из семи важнейших системных реформ данного плана, которые будут осуществляться в экономике и социальной жизни страны.

«Применительно к нашей стране Индекс человеческого развития (ИЧР) по данным за 2019 год – Россия в нем находится на 49-м месте, Беларусь на 53-м, а Казахстан на 58-м. Это показатели стран, входящих в группу государств с очень высоким уровнем человеческого развития. Наша страна балансирует на грани этой группы с показателем 0,800, занимая в ней последнее место. В этом индексе четыре основных компонента, по которым оценивается государство. Два из них относятся к образованию», - сказала спикер.

Она добавила, что у Казахстана сильные позиции по образованию в ИЧР. На оценку большое влияние оказывает продолжительность обучения, ожидаемый срок которого в стране составляет 15,1 года. 

«У нас достаточно высокий уровень школьного обучения и его длительность – 11,8 года. Благодаря этим показателям мы и находимся в группе стран с очень высоким уровнем человеческого развития. Также надо заметить, что у нас неплохие позиции по квалифицированной рабочей силе. Это 75 процентов. По этому показателю мы находимся в первой трети стран, относящихся к высокоразвитым», - подчеркнула Зарема Шаукенова. 

Однако, как она отметила, несмотря на высокие позиции Казахстана в международных рейтингах, анализ отечественных экспертов в сфере образования выявляет проблемные вопросы и «болевые точки». Например, только 30-35 процентов выпускников казахстанских вузов трудоустраиваются по специальности. Свыше 70 процентов рассматривают высшее образование как средство получения диплома, а не путь к повышению навыков и квалификации.

«Наша система образования слабо реагирует на потребности реальной экономики, что препятствует эффективному использованию человеческого капитала. Тогда как от его качества и его соответствия современным требованиям в значительной степени зависит реальная модернизация экономики страны», - сказала эксперт.

Директор КИСИ считает, что одной из самых важных проблем, которую необходимо решать уже в ближайшее время, является проблема преодоления морального износа человеческого капитала. В условиях смены технологического уклада моральное устаревание имеющихся знаний и навыков будет ускоряться.

«Преодоление наметившегося и уже дающего свои плоды дисбаланса между запросом рынка труда и системой подготовки кадров требует перестройки всей системы профессиональной подготовки и смены отношения к статусу того или иного уровня образования», - сказала Шаукенова.

Сегодня Казахстан серьезно отстает от развитых стран по международной оценке уровня знаний учащихся. Об этом сегодня в своем выступлении на заседании НСОД сказал Глава государства, назвав главные причины – недостаточность выделяемых средств, отсутствие системности и продуманности реформ в этой исключительно важной сфере. Президент призвал к трезвой, реалистичной оценке ситуации. Надо не драматизировать, а принимать конкретные меры.

«В их числе Главой государства были озвучены предложения, чтобы задача по инфраструктурному развитию решалось не только за счет государства, но и с помощью государственно-частного партнерства (ГЧП). Необходимо проработать вопрос повышение финансовой привлекательности, инвестиций в образовательную инфраструктуру. Также на заседании НСОД Президент предложил поднять стипендии студентам, обучающимся на педагогические специальности поэтапно повышая требования для поступления. Если мы не будем заниматься системными мерами в сфере образования, то, как отметил Глава государства с учетом нашей положительной демографической динамики, мы всегда будем только в роли догоняющих», - заключила Зарема Шаукенова.

 

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения