• Главная
  • На какую помощь могут рассчитывать казахстанцы в рамках ОСМС в настоящее время
3 Июля, 2020 17:32

На какую помощь могут рассчитывать казахстанцы в рамках ОСМС в настоящее время

Система обязательного социального медицинского страхования заработала с 1 января 2020 года. До 1 апреля 2020 года все граждане считались условно застрахованными. Данный льготный период был предусмотрен, чтобы казахстанцы прикрепились к поликлиникам, определили свой статус. Однако, по поручению Президента РК, право незастрахованных граждан на получение медицинской помощи в системе ОСМС было продлено до 1 июля 2020 года в связи с введением в стране чрезвычайного положения. О том, на какую помощь могут рассчитывать граждане после 1 июля в рамках ОСМС, рассказал управляющий директор Фонда cоциального медицинского страхования (ФСМС) Азамат Умертаев в интервью корреспонденту Strategy2050.kz

На какую помощь могут рассчитывать казахстанцы в рамках ОСМС в настоящее время | Strategy2050.kz

- Азамат Казиевич, расскажите, сколько взносов поступило в ФСМС по состоянию на 1 июля?

- По состоянию на 1 июля на специальном счет в Национальном банке находится порядка  360 млрд тенге, из которых около 147 млрд – это взносы государства за представителей 15 льготных категорий. Застрахованными в системе сейчас являются более 14,5 млн граждан, в том числе около 11 млн человек – за счет государства.

Также по постановлению Правительства освобождены до 1 октября 2020 года более 800 тыс граждан – сотрудников 29 категорий МСБ. Они не производят отчисления за наемных работников до указанного периода и за ними не скапливаются долговые обязательства. Также не удерживают взносы с заработных плат сотрудников, при этом за ними сохраняется статус застрахованности. При сдаче нулевой налоговой отчетности пени и штрафы за неуплату отчислений начисляться тоже не будут.

- Что нужно сделать этим работодателям, чтобы их сотрудники были застрахованы?

- Механизм передачи информации в ФСМС такой: работодатели должны предоставлять списки своих работников в электронном формате каждый месяц не позднее 25 числа. Для этого, они должны пройти по ссылке на сайте Комитета государственных доходов https://msb.fms.kz/login и найти в списке по БИН свою организацию (при отсутствии БИН в данном списке, регистрация организации невозможна). После чего необходимо с помощью электронной цифровой подписи юрлица или ИП зарегистрироваться и войти в информационную систему фонда и подписать пользовательское соглашение. Далее добавляются ИИН сотрудников, освобожденных от уплаты ОСМС – это можно сделать как одним файлом Excel, так и построчно на каждого отдельного работника. В последующем вводить данные повторно не придется, нужно будет только актуализировать эти данные. В свою очередь, эта информация ежемесячно будет передаваться в Комитет госдоходов.

– А если кого-то не окажется в системе?

– Если же работник одного из предприятий МСБ, придя в поликлинику, обнаружил, что по какой-то причине не может претендовать на медпомощь по страховке, то он может самостоятельно отправить данные посредством мобильного приложения Qoldau 24/7. Так, нужно загрузить приложение, зарегистрироваться с указанием электронного адреса, фамилии, ИИНа, номера телефона и написать обращение такого формата: «Я, работник МСБ, владелец которого освобожден от уплаты налогов и соцотчислений, но при этом не передал обо мне сведения в Фонд медстрахования». Далее нужно указать БИН организации, ИИН работодателя и свой ИИН, прикрепить документ, подтверждающий трудовые отношения с этим работодателем (приказ о назначении или трудовой договор).

Операторы в течение получаса выяснят ситуацию, сверив соответствие этой организации по перечню, представленному в списке освобожденных субъектов МСБ, и этому работнику присвоят статус на один месяц. При этом, он обязательно должен обратиться к своему работодателю с просьбой внести по нему сведения через информсистему Фонда, так как наемный работник будет считаться застрахованным только по факту поступления этой информации.  

- На какую помощь могут рассчитывать граждане в настоящее время?

- Все граждане, независимо от статуса застрахованности, имеют право на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Туда входит скорая помощь, амбулаторно-поликлиническая, плановая стационарная и стационарозамещающая помощь при социально значимых и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, стационарная помощь по экстренным показаниям, а также прививки.

- Насколько увеличились объемы оказываемой помощи?

- С внедрением системы ОСМС объемы потребления медицинской помощи в первом квартале значительно увеличились: стационарной помощи – на 13,4% (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года) за счет увеличения плановой госпитализации на 79%. Специализированная медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара только в первом квартале оказана 827 тыс. пациентам, в том числе 2302 пациентам с применением высокотехнологичных медицинских услуг (рост по сравнению с 2019 годом составил 16%). При этом, удельный вес экстренной госпитализации снизился с 70% до 52%, что благоприятно сказывается на лечебном процессе и выздоровлении пациента. Объемы медицинской реабилитации увеличились на 35%.

По итогам 5 месяцев Фондом социального медицинского страхования в адрес поставщиков медуслуг по пакету ОСМС оплачено порядка 160 млрд тенге с учетом авансирования. По сравнению с 2019 годом финансирование медицинских услуг выросло более чем на половину – на 58%. Наибольший рост наблюдается по медицинской реабилитации – в 9,6 раза и консультативно-диагностическим услугам – в 6,5 раза.

Вместе с тем, режим ЧП и введение ограничительных мероприятий значительно отразился на объемах потребления медицинской помощи в системе ОСМС: плановая госпитализация снизилась на 32% от среднемесячного показателя 1 квартала, в том числе с применением ВТМУ на 47%; медицинская реабилитация – в 2 раза, экстренная госпитализация – на 8%. Фондом принимаются меры для По стабилизации финансового положения медицинских организаций.

- Спасибо за интервью!


Все новости