• Главная
  • Меры по определению мест для митингов скорее упорядочивающие, чем ограничительные – депутат Мусин
22 апреля, 2020 09:02

Меры по определению мест для митингов скорее упорядочивающие, чем ограничительные – депутат Мусин

20 декабря Глава государства обозначил свою принципиальную позицию и заявил, что «следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов, что соответствует нашей Конституции». Эти слова стали началом большой работы всего общества над проектом закона. Руководитель рабочей группы по законопроекту, депутат Мажилиса Парламента РК Канат Мусин поделился своим мнением о новом законе в интервью корреспонденту Strategy2050.kz.

Меры по определению мест для митингов скорее упорядочивающие, чем ограничительные – депутат Мусин | Strategy2050.kz

- Канат Сергеевич, расскажите, какие нормы законы вы считаете наиболее важными?

- 20 декабря 2019 г. на заседании Национального совета общественного доверия Глава государства сказал: «Мы преодолеваем боязнь альтернативной точки зрения. Власть не считает, что несогласие – это деструктив, общественно опасное явление». Остановлюсь на основных нормах законопроекта.

Депутатами в статью 3 законопроекта введена, отсутствовавшая в нем, принципиальная норма - презумпция в пользу проведения собрания. Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение данного собрания, такое собрание может состояться.

Законопроектом, в статье 14, определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может быть отказано в организации и проведении мирного собрания. Никакие другие обстоятельства, не могут влечь за собой запрета на мирное собрание. Мирные собрания должны проводиться в специализированных местах. Пожалуй, это была одна из самых обсуждаемых норм. Многие усматривали в ней посягательство на свободу выражения мнения, называли противоречащей международной практике. Хотел бы здесь отметить, что ныне действующий закон о митингах не содержит норм о том, где проводятся мирные собрания. Это по своему усмотрению решают акиматы. Процедура выбора места абсолютно непрозрачна и законом не регулируется. Поэтому и появляются у нас и «кинотеатры Сары-Арка» и «скверы Махатмы Ганди».

В будущем специализированные места для проведения мирных собраний, согласно законопроекту, будут определяться местными представительными органами, то есть депутатами маслихатов. К этой работе могут широко привлекаться общественные советы и гражданское общество. 

- Есть ли какие-либо требования к местам для митингов?

- В проекте закона сформулирован ряд требований к таким местам. Они должны находиться в центральных частях городов и сел, обеспечивать возможность достижения цели мирных собраний, удобство организации, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц.

То есть, предлагаемые законопроектом меры по ограничению мест проведения мирных собраний, являются минимальными. Я бы назвал их не ограничительными, а, скорее, упорядочивающими.

Они не оказывают влияния на выражаемое мнение и продиктованы, в первую очередь, стремлением государства обеспечить, как реализацию права казахстанцев на мирные собрания, так и защиту прав и свобод других лиц, что прямо предусмотрено нашей Конституцией.

В этой связи хочу также заметить, что пункт 39 Пояснительных комментариев к «Руководящим принципам по свободе мирных собраний» ОБСЕ, на которые часто ссылаются отдельные наши правозащитники, гласит, что «время, место и порядок проведения отдельных публичных собраний можно регулировать для того, чтобы не допустить неоправданного ущемления прав и свобод других людей. При этом следует обеспечить надлежащий баланс между правом людей на выражение собственного мнения посредством собраний и необходимостью оградить неучаствующих в собрании лиц от ненужного бремени».

Как видите, международная практика на нашей стороне. Более того, рабочая группа внесла существенную поправку в статью 9 законопроекта. В соответствии с поправкой мирные собрания в виде пикетирования могут проводиться не только в специализированных местах, но в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом.

Исчерпывающий перечень «запретных» мест содержится во введенном рабочей группой новом пункте 5 статьи 9 законопроекта. Это объекты, имеющие военное, стратегическое значение, опасные производства, объекты транспорта, магистральные сети. Ни одного государственного органа, включая Парламент и Правительство, в этом перечне нет. 

- Что касается уведомлений о проведении митинга, требуется ли разрешение акимата?

- Внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме митингов, собраний, пикетов. В отличие от действующего закона, по которому любое мирное собрание от пикетирования до демонстрации проводится исключительно по разрешению, теперь организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о том, что он планирует провести мирное собрание.

Международные документы рекомендуют не делать процесс уведомления обременительным или бюрократизированным. Аналогичное мнение высказывалось и казахстанскими неправительственными организациями в ходе обсуждения законопроекта.

В этой связи депутатами изменены статьи 11 и 13 законопроекта, в которых описан механизм рассмотрения уведомлений. Особо отмечаю, что согласие акимата на проведение мирного собрания не требуется.

В соответствии со статьей 10 законопроекта местный исполнительный орган, получив уведомление, обеспечивает безопасность мирного собрания. Если намерение провести мирное собрание противоречит закону, акимат может отказать в его проведении, но только если на это есть основания, указанные в статье 14.

В остальных случаях акимат при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, но не отменять ее.

- Как быть в случае демонстрации? Требуется ли решение?

- Для проведения демонстрации или шествия используется другая форма уведомления – заявление о согласовании, основное отличие которого заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяженности, сведения об использовании транспортных средств.

Депутатами также сокращен перечень сведений, которые организатор должен указывать в уведомлении. Существенно сокращены сроки уведомления о мирном собрании. Для уведомлений о проведении собрания, митинга или пикетирования срок подачи был уменьшен до 5 рабочих дней, против 15, предлагавшихся Правительством.

Одновременно, с 10 до 3 рабочих дней, сокращен срок, в течение которого местные власти должны отреагировать на уведомление. С 15 до 10 рабочих дней сокращен срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения – с 10 до 7 рабочих дней. Более длительный, по сравнению с уведомлением срок, связан с особенностью таких мероприятий, предполагающих перекрытие улиц, создание определенных неудобств для граждан и бизнеса, не имеющих отношения к этим мероприятиям.

- Есть ли специально отведенные места для митингов?

- Депутаты дополнили статью 8 законопроекта, обязав местные исполнительные органы размещать в свободном доступе на своих Интернет-ресурсах сведения о всех специализированных местах для проведения мирных собраний, с отображением в режиме реального времени актуальных данных об их занятости на дату, интересующую организатора.

- Какие еще меры вы считаете важными?

- Полностью изменена статья 7 законопроекта, касающаяся СМИ. Из нее исключены запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов. Норма приведена в соответствие с Законом РК «О средствах массовой информации».

Гражданские активисты указывали, что в законопроекте организаторы и участники мирных собраний буквально перегружены различными обязательствами. В этой связи значительные изменения претерпели статьи 5 и 6 законопроекта, устанавливающие права и обязанности организаторов и участников мирных собраний. Исключены излишние запреты и обязанности указанных лиц.

Рабочая группа также изменила законопроект в той части, которая позволяла принудительно прекратить митинг, если число участников хотя бы на одного человека превышает заявленное организатором количество, то есть по формальным основаниям. Депутаты считают, что в данном случае мирное собрание может быть прекращено властями только тогда, когда превышение числа участников создает угрозу для них самих или других лиц, которые не участвуют в этом собрании. Соответствующая поправка была внесена рабочей группой в статью 18 законопроекта.

Хочу отметить, что ничего из вышеизложенного в действующем законе о митингах 1995 года и близко не было. Он был больше рамочным, непрозрачным, содержал практически одни запреты и многое отдавал на откуп местным исполнительным органам, то есть предоставлял им право самим решать, что можно и что нельзя. Желающие могут сравнить и многое станет очевидным. 

Положения законопроекта обсуждались еще на стадии его разработки обсуждались с широким участием гражданского общества. Разработчик законопроекта – Министерство информации и общественного развития провел ряд общественных слушаний причем не только в столице, но и в других регионах страны. Надо сказать, что первоначальный проект закона по сравнению с тем, который был передан в Мажилис, претерпел существенные изменения в сторону демократизации. В Мажилисе законопроект обсуждался с участием членов Национального совета общественного доверия, представителей неправительственных организаций, государственных органов. В ряде областей страны проведены обсуждения законопроекта с участием депутатов - членов рабочей группы.

Хочу выразить благодарность всем участникам рабочей группы, чьи предложения и поправки существенно помогли в работе, особенно представителям гражданского общества, членам Национального совета общественного доверия Мурату Абенову, Асылбеку Кожахметову, Ерлану Саирову, Мухтару Тайжану, Асхату Садырбаю, Марату Башимову, видным ученым Марату Когамову и Сауле Амандыковой за активную позицию и конструктивное сотрудничество в работе над этим сложным, но очень важным законопроектом. 

- Спасибо за интервью!    

Все новости
34.200.252.156, 192.168.88.100