Машиностроение и индустриализация: задачи, проекты, перспективы

6 августа, 2021 12:21

В короткие, в историческом плане, сроки в Казахстане сформирован серьезный машиностроительный комплекс. По оценкам экспертов Союза машиностроителей Казахстана, доля машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности страны составляет 14%, в доле всей промышленности – 7%. Как развивается отечественное машиностроение, читайте в материале Strategy2050.kz.


Серьезный импульс к развитию машиностроения, как отмечают в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, получило в период действия программ индустриализации.

Что сделано

Первая пятилетка стала важной антикризисной программой и охватила все сектора экономики. Основная задача, которая была в это время поставлена: не потерять уже наработанные мощности и связать промышленность страны в единую сеть. В это время активно создавалась необходимая транспортная, энергетическая и промышленная инфраструктура для развития производства и бизнеса.

«Машиностроение - рынок номер один в Казахстане. Если у нас импорт всех товаров в стране составляет более 35,4 млрд долларов США, то практически половина из этого объема (48,9%) составляет импорт продукции машиностроения - 17,3 млрд долларов США», - рассказывает руководитель дирекции отраслевого развития АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry» Асет Адахаев.

Машиностроительная отрасль выпускает продукцию с большой добавочной стоимостью и обеспечивает стабильную деятельность других отраслей экономики — агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и многих других, поэтому ее развитие было и является для правительства страны приоритетным.

Наряду с химической и фармацевтической промышленностью, отрасль является наиболее перспективным направлением для качественной диверсификации экономики. Создание одного рабочего места здесь влечет появление пяти-шести рабочих мест в смежных отраслях, поэтому фокус господдержки в первую очередь касается этой отрасли.

Во второй пятилетке были выработаны государственные механизмы по поддержке шести приоритетных секторов: автомобилестроения, производства нефтегазового, горнорудного и электро оборудования, сельскохозяйственного и железнодорожного машиностроения. И результаты не заставили ждать.

По информации QazIndustry, в период с 2009 по 2020 годы объем производства в денежном выражении вырос в 6,4 раза, достигнув рекордного максимума в 1,8 трлн тенге.

За годы индустриализации казахстанцы научились делать новые товары - электровозовы, пассажирские вагоны, трактора малой мощности, автоприцепы, пресс-подборщики, вентиляционное оборудование, ж/д колеса, оси и другие комплектующие для ж/д отрасли, супермощные трансформаторы, производство которых уникально для рынка Центральной Азии, модемы и коммутационное оборудование и многое-многое другое.

Только группа компаний «Alageum Electric», к примеру, ежегодно выпускает до 300 наименований новой продукций, так как растет спрос, увеличиваются ожидания покупателей, их требования к оборудованию.

«Казахстанское машиностроение имеет большие перспективы по построению глобальных производственных цепочек добавленной стоимости. Этого не было в 90-х годах. Но на данный момент все больше предприятий работают совместно с крупными брендами мирового машиностроения. К примеру, компания «Силумин Восток» в Усть-Каменогорске в сотрудничестве с компанией «Шнайдер Электрик» выпускает электромашиностроительную продукцию, которая имеет высокую экспортную составляющую. Стоит также отметить сотрудничество между ТОО «АВЗ» и всемирно известной LG Electronics в производстве систем кондиционирования и вентиляции воздуха. И таких примеров достаточно. Но самое главное достижение нашей страны в том, что мы смогли развить сектора, в которых Казахстан раньше не имел компетенций», - считает глава дирекции отраслевого развития QazIndustry.

Расцвет отрасли и ввод новых мощностей стал возможен благодаря разумной государственной политике в отношении отечественных производителей.

В 2020 году в отрасли зарегистрировано 3 007 предприятий: 63 крупных, 102 средних и 2842 небольших предприятия и порядка 14,2 тыс. новых рабочих мест. А с учетом смежных областей можно говорить о создании порядка 70-80 тысяч рабочих мест.

В числе наиболее крупных машиностроительных предприятий Казахстана можно назвать ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «ЕПК Степногорск», ТОО «Кайнар-АКБ», АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Агромашхолдинг KZ», АО «Атыраунефтемаш», АО «АЗТМ» и АО «ПЗТМ».

Фактически, за 10 лет, количество машиностроительных производств в нашей стране выросло на 76,8%. До начала программы индустриализации их было менее 1 700.

Машиностроение с акцентом на экспорт 

Развитию машиностроения способствуют различные целевые государственные программы поддержки модернизации основных производственных фондов, спроса и экспорта, специальные условия по лизингу техники, льготные финансовые инструменты для обеспечения проектов, гранты, программа льготного автокредитования и другие целевые инструменты.

Несмотря на то, что развитие машиностроительных производств в основном ориентировано на внутренний рынок Казахстана, отмечается и существенный рост объемов экспорта машиностроительной продукции. С 2009 года экспорт вырос в 3,3 раза (с 395,3 млн долл США в 2009 году до 1 309,4 млрд долл США в 2020-м). Расширены рынки сбыта. Помимо стран ЕАЭС, казахстанской продукцией с удовольствием пользуются страны ближнего и дальнего зарубежья - Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Грузия, Китай, ОАЭ, Бенин, Люксембург, Венгрия.

Рост обеспечила в основном продукция нефтегазового, железнодорожного машиностроения и электрооборудование.

Активно укрепляет свои экспортные позиции и отечественное автомобилестроение. Если в 2010 году из Казахстана было экспортировано только 3 машины, то через 10 лет, в 2020 году, уже 8 122 единиц. Основное направление экспорта — Узбекистан и Россия. Однако пока целью нашего автопрома является удовлетворение потребностей внутреннего рынка. В прошлом году было собрано 77 400 автомобилей, в планах этого года довести выпуск автомашин до 100 тысяч.

Однако не стоит отрицать, что технологии и оборудование ряда казахстанских предприятий устаревают и теряют былую конкурентоспособность. Для решения этой проблемы МИИР РК разработаны стимулирующие меры для модернизации производств, которыми предприятия могут воспользоваться для того, чтобы провести необходимые процедуры обновления производственных фондов и товарной линейки.

Кадровый потенциал отрасли  

По результатам исследования Korn Ferry, к 2030 году развитые страны ощутят острый дефицит специалистов. Аналитики утверждают, что этот риск способен привести к замедлению мировых экономик, потере порядка 8,5 трлн долларов США прибыли и даже может сказаться на замедлении развития технологий во всех отраслях. Эксперты Korn Ferry рекомендуют предприятиям заблаговременно позаботится о наращивании кадрового потенциала.

Качественные кадры — один из главных и важных факторов любого производства. Машиностроение, как и другие отрасли, сталкивается с проблемой нехватки высококвалифицированных специалистов.

PriceWaterhouseCoopers провел опрос руководителей 60 предприятий РК. Более 90% указали на дефицит квалифицированных кадров как главную проблему среди всех существующих и отмеченных производственных вопросов.

В Дорожной карте развития машиностроения, которая действует до 2024 года, обеспечение отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами стоит в числе главных задач, решить которую государство намерено за счет совершенствования системы дуального образования. А именно через совместное финансирование затрат на прохождение производственной практики: 70% затрат возмещает государство и/или учебное заведение, а 30% несет работодатель.

Тесное сотрудничество предприятий с учебными заведениями дает положительный эффект. Кадровый дефицит при помощи «шефства» и даже полного владения профильными образовательными учреждениями в машиностроительной отрасли решают уже ряд предприятий. Это позволяет давать студентам и курсантам самые нужные знания в рамках производственного процесса, а учащимся рассчитывать на реальные рабочие места и успешную карьеру.

Качественный образовательный процесс позволяет дать толчок и развитию рынка труда. Адаптация образовательных стандартов под актуализируемые бизнесом отраслевые рамки квалификации и профессиональные стандарты должна добавить казахстанскому машиностроению компетенций и капитализировать их в новые успехи. 

Новые проекты индустриализации          

Третий этап индустриализации нацелен на точечное развитие экспортоориентированных проектов. В ближайшие пять лет государственное внимание и меры господдержки ориентированы на насыщение внутреннего рынка качественной продукцией и ее дальнейший экспорт.

В фокусе - поддержка выпуска продукции с глубоким уровнем обработки и высоким уровнем добавленной стоимости.

В Костанайской области запускается масштабный проект по формированию крупного машиностроительного кластера, где будут выпускаться компоненты для производства сельхозтехники и автомобилей, почти тысяча наименований деталей и узлов. Здесь же, в промзоне Костаная, начато строительство литейного производства комплектующих к двигателям «КамАЗ».

В текущем году ТОО «Kaspy Service» планирует начать строительство завода по производству башенных кранов и лифтов, ТОО «United Energy Qazaqstan» - по производству ветрогенераторов, ТОО «Корпорация Сайман» - приборостроительного завода.

Особое внимание развитые рынки Европы, Японии, Канады, США уделяют развитию производства экологически чистой продукции и транспорта. Этот тренд актуален и для нашей страны.

В послании Президента РК «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» МИИР РК было поручено проработать вопрос дальнейшего развития производства электромобилей с экспортной ориентацией, создание необходимой инфраструктуры. Исполнение этого поручения успешно завершается.

Казахстанский завод «СарыаркаАвтоПром» готовится к запуску серийного производства электромобиля JAC iEV7s. Электромобиль уже прошел сертификационные испытания на российском автополигоне НАМИ. Получен сертификат одобрения транспортного средства Таможенного союза, который позволяет выпускать автомобиль в обращение на всей территории ЕАЭС. Для популяризации модели у населения готовятся меры, стимулирующие развитие продаж.

Руководство Казахстана ставит перед Министерством индустрии и инфраструктурного развития серьезные индикаторы на третью пятилетку. К 2025 году в машиностроении и обрабатывающей промышленности должны вырасти: экспортный объем почти в два раза, реальный рост производительности труда - в 1,6 раз, рост инвестиций в основной капитал - в 1,6 раз. Потенциал у казахстанского машиностроения серьезный. Только за счет импортозамещения мы могли бы производить товаров более чем на 16,5 млрд долл США в год.   

Все новости