• Главная
  • Маркировка лекарств: для чего она нужна Казахстану
6 августа, 2020 12:36

Маркировка лекарств: для чего она нужна Казахстану

Эпидемия COVID-19 показала явные недочеты в работе системы ОСМС, ФСМС и СК «Фармация». Это привело к обоснованному росту жалоб и критике со стороны казахстанцев. Одна из причин недовольства - отсутствие или недостаточность лекарств при лечении короновирусной инфекции и пневмонии в аптеках и больницах страны. Корреспондент Strategy2050.kz узнала, что делается для исправления ситуации.

Маркировка лекарств: для чего она нужна Казахстану | Strategy2050.kz

Одной из лучших практик по мониторингу лекарственных препаратов является внедрение системы маркировки и прослеживаемости лекарственных средств, считает управляющий директор по организации производств Центра развития цифровой экономики Олжас Бектуров.

- Маркировка препаратов - это важнейший инструмент для контроля товарооборота. Сейчас на рынке присутствует большое количество некачественного товара, а маркировка с помощью информационной системы обеспечит прослеживаемость товара от производства до реализации. Кроме того, это позволит:

1) Контролировать адресность препаратов, закупаемых за счет государства;

2) Позволит мониторировать ценообразование и не допускать превышение предельных цен;

3) Ускорит планирование и управление запасами лекарств;

4) Даст возможность конечному клиенту проверить подлинность приобретаемого препарата с помощью специального мобильного приложения;

5) Снизить издержки за счет эффективно продуманной логистики;

- Как она будет выглядеть? Это штрих-код?

- При маркировке будет использоваться двумерный матричный штрих-код «Data Matrix». Он даст возможность проследить каждую упаковку маркированного лекарственного средства. От других типов кодов отличается тем, что содержит больший объем информации по сравнению с аналогами, возможность размещения на малой площади и «живучесть». Код содержит информацию о собственном восстановлении и при повреждении маркировки может считываться, даже если сохранено 2/3 изображения. Кроме того, код невозможно подделать или изменить, поскольку при генерации кода используется криптозащита.

- Какая информация находится в маркировке?

- Код маркировки содержит серийный номер, глобальный идентификационный номер торговой единицы (GTIN). В коде также может иметься информация о дате истечения срока годности препарата и номер его серии. Обязателен идентификатор ключа и код проверки для того, чтобы обеспечить криптографическую защиту информации. То есть код маркировки служит своего рода достоверным паспортом лекарственных средств, который раскрывает достоверную информацию перед потребителем.

- Об обязательной маркировке в нашей стране говорят с 2015 года. Если она так нужна, почему до сих пор не введена?

- Проект обязательной маркировки лекарственных средств, по сути, часть большого проекта цифровизации всей экономики. Обсуждения по поводу маркировки лекарств в республике начаты еще с 2017 года. Так как проект планируется запустить на всей территории республики с участием большого количества субъектов, важно провести сначала пилотный проект по маркировке и прослеживаемости лекарственных средств. Это позволит выявить нестыковки в системе и даст возможность проработать их до внедрения обязательной маркировки. Пилотный проект нами уже проводится.

- Станут ли препараты после нанесения маркировки дороже?

- Введение обязательной маркировки может привезти к росту цен. Но после ее введения освободится большая доля рынка от теневого товарооборота за счет сокращения доли серого рынка, ожидается, что добросовестные участники товарооборота смогут увеличить объемы продаж. Все затраты и расходы участников товарооборота на маркировку товаров будут компенсированы за счет увеличения объема рынка. По нашим данным, в России при введении обязательной маркировки лекарственных средств повышение их стоимости не отмечалось.

- Кто инициатор введения маркировки?

- Инициатором этого масштабного проекта является государство. Маркировка лекарственных средств - это небольшая часть глобального проекта цифровизации.

- Кто за нее будет платить? Кто будет отвечать за внедрение?

- Все издержки на внедрение маркировки будут оплачены участниками товарооборота. Дополнительно прорабатываются вопрос о мерах господдержки для участников товарооборота. Внедрением занимаются уполномоченные госорганы и Единый оператор маркировки и прослеживаемости, определенный постановлением правительства.

- Есть примеры, в каких странах она внедрена?

- Одними из первых начали ее вводить Иран (2008 год) и Турция (2010 год). Затем к этому приступили Япония и Филиппины (2015 год). В США проект начали в 2013 году, он будет проходить там 10 лет - по 2023 год. Основные цели внедрения маркировки лекарственных препаратов - это возможность проследить их движение, чтобы предотвратить попадание фальшивых лекарств в легальную цепочку поставок, и в конечном итоге - к потребителю. В Иране хотят минимизировать случаи мошенничества при выдаче субсидий.

Все новости