• Главная
  • Концепция «Слышащее государство»: от слов к действию
23 июня, 2020 14:53

Концепция «Слышащее государство»: от слов к действию

Открытое государство, готовое вести конструктивный диалог, своевременно реагировать на запросы граждан, где общество вовлечено в процесс принятия решений, делает страну сильным, постоянно развивающимся государством. В Казахстане для трансформации взаимоотношений между государственным аппаратом и населением разрабатывается концепция «слышащего государства». Сможет ли концепция повлиять на изменения взаимоотношений государственных органов и населения, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.

Концепция «Слышащее государство»: от слов к действию | Strategy2050.kz

Весь мир вступил в новую эру государственного управления, когда институты и инструменты управления государством меняются, подстраиваясь под современные реалии, когда во главе угла стоят интересы граждан. Когда правительство должно не просто слушать и реагировать на кризисные ситуации, но и слышать и действовать в интересах граждан посредством многосторонних обсуждений и приходить к наилучшему решению.

В Стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года, утвержденного Указом Президента РК15 февраля 2018 года, в главе «Реформа 7. Госсектор как лидер изменений», где реформа нацелена на повышение роли государственных органов как инициаторов и проводников изменений в стране на собственном примере демонстрирующих эти изменения. В своем Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог- основа стабильности и процветания Казахстана», Глава государства К.-Ж. Токаев отметил, что общей задачей всей страны является реализация концепции «Слышащего государства», которая даст оперативное и эффективное реагирование на запросы граждан.

В Министерстве информации и общественного развития Республики Казахстан состоялось первое заседание рабочей группы по разработке подходов по переходу к концепции «Слышащего государства» 6 февраля текущего года. Где обсуждались подходы к реализации концепции, на основе текущих проблем каналов прямой и обратной связи.

«Слышащее государство» – это, государство, где главным являются интересы гражданина, где налажен механизм взаимодействия государственных органов с гражданами и функционирует безбарьерная инфраструктура, позволяющая гражданам быть вовлеченными в процесс принятия решения и контроля за ними. «Слышащее государство» должно работать по принципу сервисного государства, где главная задача деятельности государственных органов является качественное выполнение потребностей своих граждан.

Нужно понимать, задачей концепции «слышащего государства» является не просто сбор запросов от граждан, а также и вовлечение населения в поиски решения этих проблем и недопущения новых. «Слышащее государство» должно быть системным и охватывать всю страну, все города, поселки и села, а не только агломерации.

В Казахстане необходимость перехода к концепции вызвана кризисом государственной службы, уровень доверия граждан к государственным институтам низкий и вовлеченность населения не на должном уровне.

«Нам предстоит восстановить доверие граждан, убеждая их цифрами, фактами, действиями, оперативно реагируя на критику и конструктивные предложения граждан», - отмечает К.Ж.Токаев.

Массовое использование интернета, где информация свободна и повсеместно доступна, однако не всегда достоверна, что вводит людей в заблуждение, в связи с этим людям требуются проверенные источники, информация от первых лиц, а также быстрая реакция со стороны государственных органов на их требования. Изменения в этом плане мы уже наблюдаем, они начались с государственных коммуникаций чиновников. В прошлом году чиновники активно стали открывать свои странички в социальных сетях после того как Президент на расширенном заседании Правительства призвал это сделать. Сам Глава государства имеет странички в социальных сетях, так с 2011 года он активно ведет свои аккаунт в Twitter, а в прошлом году открыл аккаунт в Instagram. Тем не менее, не все чиновники активно пользуются своими страничками, они либо заброшены, либо выглядят как показательный отчет о проделанной работе, это, конечно, хорошо, какой бы не была площадка взаимодействия чиновников с населением, главное открытость к предложениям и результативность.

Для возврата общественного доверия в прошлом году был создан Национальный совет общественного доверия при Президенте РК. Данный Национальный совет является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан, основной целью которого является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности и политических партий, гражданского общества. В компетенцию Национального совета входят такие задачи, как, проведение общественной экспертизы проектов концепций, государственных программ и нормативных правовых актов; рассмотрение значимых стратегических проблем с учетом мнения общественности и гражданского общества; обеспечение конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов; осуществление иной деятельности в рамках своей компетенции, не противоречащей законодательству Республики Казахстан.

Национальный совет общественного доверия сыграл особую роль в процессе разработки нового Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». На втором заседании НСОД Президентом было поручено внести изменения в Закон «О выборах в РК».

Реализация базовых принципов концепции «слышащего государства» должна модернизировать политическую систему Казахстана, тем самым повысив эффективность государственного управления, которые, в свою очередь, благоприятно скажутся на качестве предоставления государственных услуг, государственных программ, работ МИО и т.п. Об этих улучшениях государственного управления было предложено еще в 2015 году, в пяти институциональных реформах Елбасы.

Для того, чтобы население было социально активным и вовлеченным в политический процесс, необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, которое напрямую взаимодействует с народом. Можно выработать свои механизм такого взаимодействия или опираться на опыт развитых стран.

Международный опыт развитых стран показывает, что при открытом государстве население активно вовлечено в процесс принятия решений. Уже давно многие страны имеют порталы открытых данных, где правительства публикуют данные, которые могут быть использованы как общественными организациями с целью осуществления контроля за деятельностью органов власти, бизнесом, создавая и развивая существующие информационные продукты, так и гражданами. В Казахстане также имеется такой портал как «Открытые данные», это часть инициативы Открытого правительства, которое является элементом «Электронного правительства» РК.

В Великобритании уже давно действует Бюро консультаций для граждан. Оно представляет собой бесплатные, независимые консультации гражданам через неправительственные организации по любым вопросам. Бюро помогает решить проблемы граждан от проблем погашения кредитов до проблем иммиграции. Благодаря работе бюро правительство слышит запросы граждан, может прощупать направления, которые требуют изменений.

Широкое распространение в развитых странах имеет процедура «Гражданское жюри», где случайным образом выбираются 15-25 граждан, являющиеся представителями населения по определенным параметрам и отношению к рассматриваемой проблеме. Эта группа людей изучает всю необходимую информацию по рассматриваемому вопросу, представленному экспертами, заслушивают разные точки зрения специалистов, и по итогу озвучивают результаты по вопросу или проекту. Эта технология зародилась в США, однако используется в Великобритании, Израиле, Японии и многих других странах.

Также можно, использовать опыт и методологию стран участников международной организации «Open Government Partnership», которая нацелена на развитие административного профессионализма, открытого общественному контролю.

Таким образом, мы понимаем на современном этапе для дальнейшего развития нашей страны необходимо трансформировать взаимоотношения между институтами государственной власти и населения, которые сейчас не отвечают нынешним реалиям. Реализация базовых элементов концепции «слышащего государства» может способствовать этим изменениям и изменить работу многих государственных институтов, что подведет к прозрачной работе государственных органов на всех уровнях. Если государственные органы будут результативно взаимодействовать по тем или иным вопросам, слышать боли и желания граждан, своевременно реагировать на них и удовлетворять их, в обществе не будет социальной напряженности, каждый будет занят своим делом, общество сможет всецело развиваться. Концепция должна иметь персональный для Казахстана механизм взаимодействия власти и общества, при котором решаемые вопросы и задачи непосредственно напрямую будут услышаны от населения.

Действующей вакциной от кризиса доверия между гражданами и государственными органами может стать реализация данной концепции, которая должна быть не временным явлением, а константой.

 


Все новости
66.249.66.91, 192.168.88.100