• Главная
  • Казахстанцы смогут получать компенсацию морального ущерба по вопросам защиты прав потребителей
6 Февраля, 2020 13:26

Казахстанцы смогут получать компенсацию морального ущерба по вопросам защиты прав потребителей

Национальная система защиты прав потребителей включает в себя все государственные органы и 208 НПО, однако отсутствие четкого регламента взаимодействия  не обеспечивает целостности госполитики и, соответственно, качества защиты и прав населения. Об этом сказал вице-министр торговли и интеграции РК Кайрат Торебаев на в ходе презентации поправок в Закон РК «О защите прав потребителей» в Мажилисе Парламента, передает корреспондент Strategy2050.kz.

Казахстанцы смогут получать компенсацию морального ущерба по вопросам защиты прав потребителей | Strategy2050.kz
«При формировании национальной модели защиты прав потребителей особое внимание уделяется самоочищению бизнеса и развитию института саморегулирования, осведомленность населения о своих правах, снижения административного давления на бизнес путем усиления осуществления контроля, создание правовых эффектов рассмотрения потребительских споров в досудебном порядке. Только такая модель, по нашему мнению, может быть выгодна всем участникам данного процесса», - сказал Кайрат Торебаев. 

По его словам, согласно результатам социального исследования 87% опрошенных подтверждают факт нарушения их права и законных интересов как потребителя, при этом 29% отметили, что их права были нарушены более 7 раз. Согласно опросу населения, в 2018 году уровень доверия к госорганам снизился до 51%. 64% не пожелали отстаивать свои права, это связано с безнаказанностью бизнеса и хлопотностью доказательной базы. За защитой своих прав обращаются только 11%, 48% не верят в правосудия. 16% согласны отстаивать свои права только если речь идет о высокой стоимости товара.

«Это говорит о том, что действующая система сконцентрирована на административных мерах и безучастном восстановлении нарушенных прав. Институт досудебного регулирования слабо интегрирован в систему», - отметил вице-министр.  

Для решения этого вопроса ведомство закрепляет 8 базовых положений. 

«Это закрепление институциональной системы защиты прав потребителей, введение трехступенчатой системы рассмотрения жалоб, закрепление институтов досудебного рассмотрения споров, единая информационная система приема жалоб ЗПП, усиление роли уполномоченного органа ЗПП, создание межведомственного совета по ЗПП, усиление ответственности,  поддержка гражданского общества в сфере ЗПП», - пояснил Торебаев. 

О некоторых из них он рассказал подробнее.

«На первом уровне предлагается ввести обязательное рассмотрение жалоб продавцом в течение 10 дней. В случае игнорирования жалобы, предусмотрена ответственность. Второй уровень – жалоба поступает в институты досудебного рассмотрения либо в уполномоченный орган, где также предусмотрены сроки. Третий уровень – безусловная подача жалобы в суд», - рассказал он.

По его мнению, данная мера позволит решить большинство споров еще на первом уровне, на уровне продавца.

Что касается усиления институтов досудебного регулирования - арбитраж, медиация, СРО. По его словам, в этом вопросе ключевым является законодательная возможность компенсации морального ущерба субъектам досудебного регулирования.

Напомним, Первый Президент РК – Елбасы дал поручение по модернизации системы защиты прав потребителей в своем Послании народу Казахстана в 2018 году. Однако в связи с реформой государственных органов и созданием отдельного органа – Министерства торговли и интеграции, законопроект поступил в Мажилис в феврале текущего года.

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения