• Главная
  • Казахстанская модель сервисной полиции: цели, приоритеты и сложности перехода

Казахстанская модель сервисной полиции: цели, приоритеты и сложности перехода

14 октября, 2021 11:52

В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года Касым-Жомарт Токаев отметил, что во всем прогрессивном мире институт полиции развивается на основе сервисной модели. О том, как проводится работа по формированию собственной казахстанской модели сервисной полиции, рассказал заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Алексей Милюк в интервью Strategy2050.kz.

- Алексей Казимирович, расскажите, какая работа проводится по формированию казахстанской сервисной модели полиции на данный момент?

- Нужно начать с того, что сервисная полиция – это один из элементов модели безопасности общества. Его основа - устойчивые партнерские отношения государственных институтов с гражданами для совместного выявления и решения проблем в сфере правопорядка.

В мире нет единой модели сервисной полиции, но есть общие принципы. Это узнаваемость, доступность, доброжелательность, прозрачность и подотчетность.

- Назовите, пожалуйста, приоритеты в развитии сервисной модели в нашей стране.

- Изучив зарубежный опыт, нами определены три основных вектора в развитии сервисной модели в нашей стране.

Первое - шаговая доступность, нацеленная на максимальное облегчение гражданам доступа к полиции. Она включает в себя оптимальную дислокацию участковых пунктов, мобильных постов, их материально-техническое оснащение, повышение оперативности реагирования, а также применение цифровых технологий.

Второе - это профилактика правонарушений путем своевременного устранения потенциальных угроз. В международной практике эти проблемы решаются через аналитический проблемно-ориентированный подход, где полиция, наряду с другими государственными органами создают благоприятные и безопасные условия проживания.

Третье - это тесное партнерство с населением, поскольку проблемы обеспечения безопасности в большей степени имеют местное значение и эффективно решать их возможно только при активном содействии местного сообщества.

- С чего была начата эта работа?

- Как показал анализ мирового опыта, эту работу надо начинать с тестирования различных сервисных элементов, готовности населения и самих полицейских к новому формату взаимоотношений. Поэтому нами были запущены пилотные проекты по тестированию отдельных ее элементов. Для реализации пилотов задействованы международные эксперты, научное сообщество, а также ведущие специалисты различных отраслей.

Первый проект был запущен в Караганде с конца 2019 года и в столице. Целью проекта является совместное решение проблем безопасности государственных органов и общественности на определенных территориях. Аналогичные проекты также были запущены в городе Алматы, Актюбинской и Павлодарской областях.

В целом, по результатам масштабирования с учетом региональных особенностей будет разработана Концепция казахстанской сервисной модели обеспечения общественной безопасности.

- Расскажите подробнее об этом пилотном проекте. На что он направлен?

- Пилотный проект «Внедрению сервисных подходов обеспечения безопасности» был запущен в ноябре 2019 года в сотрудничестве с Офисом программ ОБСЕ и акиматом Карагандинской области. Его основная цель – это комплексное и всестороннее изучение проблем пилотной территории. В пилот было максимально вовлечено местное сообщество.

Для реализации проекта при акимате Карагандинской области образована Межведомственная группа по обеспечению безопасности (МГОБ). В ее состав вошли представители: акимата, региональных органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, по делам молодежи, прокуратуры, полиции, Карагандинской Академии МВД и местной общественности.

К Карагандинской пилотной группе были привлечены ведущие эксперты международных организаций ОБСЕ и ПРООН по тактике изучения проблем обеспечения безопасности. В рамках обучения были получены консультации по современным методикам проведения анализа состояния преступности, проведения социологических исследований, работы с картами преступности (выявление «горячих точек», пиковых периодов совершения преступлений и т.д.).

С февраля 2020 года группа проводила сбор статистических данных за 2017-2019 годы, включая опросы местного населения, а также осужденных. На основе консолидации полученных данных МГОБ был проведен анализ и установлены основные проблемные вопросы, связанные с криминальной активностью на «пилотной» территории.

При этом, сам анализ составил порядка 400 страниц с подробным описанием выявленных проблем, количественными показателями по видам преступности, сведениями о личностных характеристиках преступников, о жертвах преступлений, о предмете посягательств, о месте и времени совершения преступлений и другое.

Было установлено, что самыми распространенными и системными проблемами для населения пилотной территории являются квартирные и карманные кражи, факты мошенничества и нарушения общественного порядка.

По итогам проведенного анализа группой выработаны рекомендации для акимата и Департамента полиции по решению исследованных проблем. Например, в ходе анализа установлены так называемые «горячие точки», где чаще всего совершаются квартирные кражи, а также факты хулиганства и нарушения порядка в общественных местах.

Сразу стало видно, где необходимо установить видеокамеры, а где еще скорректировать маршруты и время патрулирования.

- Какие еще проблемы были выявлены в ходе пилота?

- Другая проблема преступности пилотируемого участка – это безработица местных жителей.
В ходе анкетирования осужденных, большинство опрашиваемых (98%) заявило о том, что при наличии работы или постоянного дохода они бы не преступили закон.

Акимату, в свою очередь, было рекомендовано повысить эффективность по трудоустройству местного населения.
Это, конечно, очевидные выводы, но теперь они подкреплены эмпирическими и статистическими данными.
Выводы были сделаны и о карманных кражах в общественном транспорте.

Всего на трех-четырех маршрутных автобусах систематически происходят кражи, что портит общее впечатление населения об автопарке. Поэтому руководство автопарка должно быть в первую очередь заинтересовано в повышении своего имиджа.
Эту проблему можно решить путем увеличения количества автобусов на проблемных маршрутах, установки в них видеокамер и ужесточения требований по безопасному вождению автобусов.

Выработанные предложения в последствии легли в основу рекомендаций и были презентованы акиму области.

- Вы упомянули, что вовлекаете в проект местное сообщество. Каким образом это происходит?

- При поддержке управления образования и Карагандинской академии МВД группа внедряет международный опыт внедрения форм партнерства общества с полицией, а также изучает и апробирует различные методы анкетирования населения.

В начале текущего года при содействии волонтерских организаций Карагандинской области проведены опросы населения на предмет ощущения безопасности на территории «пилотного» проекта. Опросом было охвачено более 3,5 тыс респондентов. В связи с введением карантина анкетирование было продолжено через интернет-ресурсы. Дополнительный охват составил еще 3 119 жителей Караганды.

Группа разработала так называемый «Чек-лист по безопасности», по которому можно оценить на сколько жители чувствуют себя в безопасности и что на это влияет. Привлекли к этой работе КСК. В дальнейшем результаты обзора обработаны и выработаны рекомендации.

Кроме того, Межведомственной группой проводятся подпроекты, которые нацелены на взаимодействие общественности с полицией в вопросах противодействия киберпреступности. Одним из таких проектов является движение киберволонтеров.
Интернет-преступность не стоит на месте, что требует от нас более строго внимания и постоянного совершенствования своей деятельности.

Поэтому, помощь активных граждан, обладающих ИТ-знаниями, может стать незаменимым подспорьем в борьбе с киберпреступлениями. В рамках пилота, киберволонтеры помогают полиции просеять огромный массив данных, распространяемых в интернет-ресурсах, выявить противоправный контент и информировать об этом правоохранительные органы.

- Какие еще шаги нужно предпринять для полноценного перехода на сервисную модель?

- Глава государства в Послании 2020 года отметил, что у нас есть отдельные элементы сервисной модели. Прежде всего, это правовое поле и государственные институты, располагающие необходимой компетенцией.
Это Кодексы, отраслевые Законы «О профилактике правонарушений», «Участии граждан в обеспечении общественного порядка» и другие.

Созданы Комиссии по профилактике правонарушений на центральном, региональном и районном уровне. Есть подразделения местной полицейской службы, с реформы которой Президент и поручил начать эту работу. По итогам проектов нам необходимо разработать и утвердить Концепцию Казахстанской сервисной полиции для полного перехода на сервисную модель работы, законодательно закрепив основные положения сервисной полиции.

- А что бы Вы назвали самым сложным в этом процессе?

- Самое сложное, я считаю, это изменение полицейской культуры, идеологии. Приведу наиболее распространенные примеры, которые подчёркивают необходимость этих изменений. Личные впечатления о полиции и её сотрудниках складываются, как правило, из контактов со стражами правопорядка.

В подавляющем большинстве случаев наши полицейские вступают в контакт с гражданами с предъявления каких-либо претензий.   В развитых странах диалог полицейского начинается со слов «Чем я могу вам помочь?». Эта фраза в корне меняет градус дальнейшего общения и помогает выстроить доверительное отношение к сотруднику. Поэтому в обществе бытует мнение – если, находясь в развитой стране, встретился полицейский, то вы можете рассчитывать на безопасность и получение необходимых консультаций.

Почему так не происходит у нас - потому что разные установки получают полицейские и по разным критериям оценивается их работа - наши сотрудники МПС ориентированы на выявление правонарушений и лиц, причастных к ним, а сервисные полицейские – на готовность оказать помощь и установить доверительные отношения.

То есть, необходимы глубинные изменения на всех уровнях управления.Тут важны вопросы обеспечения индивидуального сервиса, т.е. качественной и открытой работы полиции с заявителями, потерпевшими и правонарушителями. Согласно научным исследованиям, именно качество таких контактов с полицейскими является главным драйвером доверия общества.

В этой связи проводится обучение участковых инспекторов умению анализировать проблемы безопасности на обслуживаемой территории с учетом получаемых информации от населения. В настоящее время проводится переосмысление задач профилактики; перераспределяются ресурсы для минимальных затрат времени, при этом особое внимание обращено на качество оказываемых нами услуг.

Поставлена задача создания участковых пунктов полиции, отвечающих требованиям сервисной модели и расположения их в шаговой доступности для населения, проживающего на закрепленной за ним территории. Отмечу, что согласно программе партии «Нүр-Отан» предусмотрено ежегодно строительство 78 УПП - всего в течение 5 лет - 390. Данный вопрос напрямую зависит от местных исполнительных органов.

- На Ваш взгляд к какой главной цели сводится создание комплексной модели сервисной полиции?

- Цель - обеспечить безопасность граждан через эффективное взаимодействие всех госструктур и общества, через профилактику правонарушений, обеспечение общественного порядка, оказание своевременной помощи населению. В результате ожидаем обеспечение максимальной безопасности населения и полное доверие граждан к стражам порядка.

Работа полиции по новой модели даст возможность более тесного, открытого общения с населением, решение проблем безопасности с их участием, а это возможно только при росте доверия с их стороны полиции. Полиция должна стремиться завоевать общественное доверие путем постоянной демонстрации абсолютно беспристрастного служению закону.

Отмечу, результаты исследования, проведенные Агентством по стратегическому планированию и реформам в прошлом году (Бюро национальной статистики), показали, что в целом полиции полностью доверяет только 37% граждан, частично – 38,4%
(в общем – 75,4%).

- Спасибо за интервью!
Все новости