Казахстан и тюркский диалог: векторы сотрудничества
Сотрудничество между тюркоязычными государствами, прошедшее длительный этап развития и становления, всегда занимало важное место во внешней политике Казахстана. Сегодня мы наблюдаем стремление тюркских государств активизировать сотрудничество по всем ключевым направлениям. Подробности, читайте в аналитическом материале Strategy2050.kz.

Объединяющим фактором служит общетюркское историческое наследие, языковая схожесть, общность конфессиональных и культурных особенностей. Данные элементы придают тюркскому сотрудничеству устойчивый характер в региональном и международном масштабах.
После распада СССР, между новообразованными государствами Центральной Азии, а также Турцией, которая одной из первых признала их независимость, встал вопрос о начале развития полноценного сотрудничества по всем ключевым направлениям. Укрепление межтюркского диалога началось путем проведения регулярных встреч между лидерами стран в многостороннем формате.
Впервые предложение о необходимости проведения саммита между тюркоязычными государствами выразил премьер-министр Турции С.Демирель в ходе своего турне по Центральной Азии в мае 1992 г. Затем, уже в том же году был проведен первый саммит в Анкаре. Встреча на высшем уровне ознаменовала собой начало интеграционных процессов, которое было закреплено подписанием Анкарского заявления.
Возлагая большие надежды на союз тюркоязычных стран, экс-президент Турции Тургут Озал отмечал: «21 век может стать веком расцвета тюркоязычных стран, если мы воспользуемся сегодня уникальным шансом, представленным историей, для объединения усилий наших народов».
Следующие встречи на высшем уровне проходили на постоянной основе (см. табл. 1). Однако, несмотря на регулярность, первый период интеграции получил неоднозначные оценки среди экспертов. Обусловлено это было в первую очередь декларативностью большинства совместных заявлений, а также отсутствием практических результатов.
Одним из запоминающихся событий того периода является подписание Алматинского соглашения в 1993 г. о создании международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), которая занимается содействием сближения и укрепления тюркской культуры по всему миру.
Следующий этап межтюркского сотрудничества следует рассматривать с момента начала Саммита 2006 года, когда после пятилетнего перерыва главы Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана и Турции встретились в г. Анталье. На данной встрече было впервые выдвинуто предложение Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Н.А.Назарбаева о создании Межпарламентской ассамблеи тюркоязычных государств. Данный шаг во многом стал первой практической инициативой после многолетнего перерыва, которая была призвана придать динамики и сблизить тюркоязычные государства.
Окончательное соглашение об учреждении ТЮРКПА было принято в ходе конференции в Стамбуле в ноябре 2008 года. В настоящий момент Межпарламентская ассамблея активно функционирует и занимает важное место в межтюркском диалоге, обеспечивая высокую динамику отношений между парламентами стран-участниц, а также внося вклад в укрепление экономических связей, популяризацию тюркской культуры и поднимая на повестку актуальные вопросы между тюркскими странами.
Наиболее важной институциональной основой, которая затем реализовалась на практике и сумела вывести межтюркское сотрудничество на новый этап интеграции, является предложение Первого Президента Республики Казахстан о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
Нахичеванское соглашение, принятое в октябре 2009 года, было призвано укрепить взаимное доверие между странами-участницами, содействовать политическому, торгово-экономическому, культурно-гуманитарному сотрудничеству на региональном уровне.
Как тогда отметил Н.А.Назарбаев: «Тюркский совет должен обладать всеми необходимыми признаками политического регионального объединения, правовым статусом и определенными организационными структурами».
С начала 2011 года проведено уже семь саммитов ССТГ, на которых регулярно затрагивается различная повестка, начиная от гуманитарной сферы и заканчивая экономическим развитием стран-участниц (см. табл. 2).
Если на первых этапах интеграции страны в большей степени опирались на культурно-гуманитарный вектор, то с момента образования ССТГ повышенное внимание стало уделяться вопросам региональной безопасности, углубления экономических связей, инвестиционного потенциала, транзитных коридоров и т.д.
Значительный потенциал тюркских государств сохраняется в торгово-экономической сфере. Так, совокупный рынок стран Тюркского совета составляет около 150 млн. человек, а общий ВВП государств-участниц в 2019 г. оценивался в 1,3 трлн долл, что составляет около 2,3% мировой экономики. Из них на Турцию приходилось 1,84% мирового ВВП по ППС, на Казахстан - 0,38%, на Азербайджан - 0,11% и на Кыргызстан - 0,03%.
Несмотря на то, что пандемия Covid-19 негативным образом отразилась на экономическом климате, эксперты отмечают, что в посткризисный период у тюркских стран есть все шансы возобновить снизившийся уровень взаимного товарооборота, а также наметить новые горизонты для усиления экономического сотрудничества.
В сфере расширения внешнеэкономических связей для Казахстана перспективным видится транспортно-транзитная отрасль. Открывшиеся возможности туранского коридора по итогам развязки конфликта в Нагорном Карабахе в конце прошлого года, выступают необходимым драйвером для дальнейшего наращивания транспортной логистики между тюркскими странами.
Важным представляется также и сотрудничество в сфере региональной безопасности. Руководство Республики Казахстан регулярно в своих выступлениях на саммитах ССТГ обращает внимание на обострение проблем международной безопасности, в том числе терроризма, религиозного экстремизма, организованной преступности, неконтролируемой миграции, незаконного оборота наркотиков.
Среди экспертного сообщества тюркоязычных стран также наблюдаются тенденции интеграции. В рамках укрепления научно-экспертных связей, обсуждения актуальных вопросов развития сотрудничества аналитические центры тюркоязычных стран усиливают многостороннее взаимодействие между экспертами, работу по проведению различных научных мероприятий, осуществления совместных проектов, способствующих дальнейшей интеграции тюркоязычных стран.
Важную роль в укреплении всестороннего диалога играет сотрудничество в культурно-образовательной сфере. По мнению экспертов, данное направление в тюркской интеграции продолжает оставаться той областью, от которой зависит успех будущего партнерства. Фактор культурной дипломатии и синергия образовательных инициатив позволяет придать целостность будущему сотрудничеству.
В целом, в случае сохранения общей позитивной динамики, тюркская интеграция имеет все шансы не только укрепить и диверсифицировать свой экономический, культурный и гуманитарный потенциал, но и занять важное место в системе международных отношений, с возможностью влиять на вопросы региональной и международной повестки.
Алишер Абдрешев, научный сотрудник Отдела международных исследований КИСИ при Президенте РК
-
Более 19 миллионов: названа численность казахстанцев после переписи населения
-
«УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ». Статья Первого Президента РК - Елбасы Нурсултана Назарбаева
-
Развитие столицы: доступное жилье, строительство школ и газификация
-
Нацбанк провел интервенции для стабилизации валютного рынка
-
Закон об амнистии: кто может на нее рассчитывать
-
Численность молодых людей, оставшихся без работы, сократилась на 7% за год
-
День Первого Президента: в объективе – Елбасы
-
Главные решения Первого Президента РК за годы Независимости
-
Какие меры приняты в Казахстане по недопущению завоза штамма «омикрон»
-
Новая концепция инвестиционной политики: сколько средств будет привлечено в 2022 году
-
Роль участкового инспектора: спектр полномочий и несвойственные функции
-
Нацпроект по поддержке предпринимательства: обучение, субсидирование рабочих мест и трудоустройство
-
Машиностроение: новые профессии и как трансформируются прежние
-
Как проходит вакцинация и ревакцинация в мире и в Казахстане
-
Долги по налогам: как избежать ареста счетов и расходов на судебных исполнителей

