• Главная
  • Каспийский трубопровод: итоги и планы на экспорт

Каспийский трубопровод: итоги и планы на экспорт

16 февраля, 2021 14:56

По итогам 2020 года на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), было принято и отгружено почти на 7 млн баррелей меньше и составляет 89,8% от запланированного объема на 2020 год. Такие данные привел генеральный директор АО «Каспийский трубопроводный консорциум-К» Николай Горбань на брифинге в СЦК. О планах по экспорту нефти из Казахстана, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


Каспийский трубопроводный консорциум является главным экспортным трубопроводом, который транспортирует нефть месторождений Западного Казахстана на мировые рынки через морской терминал на Черное море.

Результаты КТК по итогам 2020 года

«По итогам 2020 года на морском терминале КТК было принято и отгружено 59 019,7 тыс тонн, из них 51 774,3 тыс тонн нефти казахстанских грузоотправителей, что на 6 697,5 и составляет 89,8% от запланированного объема на 2020 год. Всего на МТ отгружено танкеров – 572», - сказал Николай Горбань в ходе брифинга.

Причиной снижения отгрузки нефти послужило соглашения стран-участниц ОПЕК+ об ограничении добычи нефти.

Напомним, с мая 2020 года страны организации - экспортеров нефти и не входящих в нее государств (ОПЕК+) договорились об ограничениях добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки до августа и на 7,7 млн — до конца 2020 года.

В подтверждение данного решения Правительство РК приняло Постановление о введении временных ограничений на пользование участками недр для проведения операций по разведке и добыче углеводородов на период май-июль и август –декабрь 2020 года. Соответственные ограничения в экспорте нефти были отражены в графиках приема-сдачи нефти от казахстанских Грузоотправителей в КТК-К в 2020 году и послужили причиной снижения отгрузки нефти через МТ.

«Финансово-экономические показатели КТК: основная выручка составила КТК 2 111,1 млн долларов США. Чистая прибыль после налогообложения 630,1 млн долларов США», - привел данные спикер.

Он добавил, что на территории РК корпоративный налог составляет 69,8 млн долларов США, и налог на имущество – 16, млн долл.

Модернизация, строительство и планы

Горбань рассказал, что в организации реализуется программа устранения узких мест (ПУУМ). Это делается для увеличения транспортировки нефти по нефтепроводу КТК с территории Казахстана по меньшей мере до 72,5 млн тонн нефти / год.

Он рассказал, что в целях реализации ПУУМ на территории РК предусмотрены: замена 3 магистральных насосов и модернизация узла СППК на НПС Тенгиз; модернизация СИКН004 на НПС Тенгиз (строительство дополнительных измерительных линий); строительство новой подпорной насосной станции с ЧРП, 2-ух новых РВСПК 20000м3 и сопутствующих сооружений на НПС Тенгиз; строительство новой подстанции 220/10кВ и 2-х ЛЭП 220кВ на НПС Тенгиз; строительство нового МНА и сопутствующих сооружений на НПС Атырау; замена роторов МНА на НПС Исатай и НПС Курмангазы.

«В соответствии с окончательным решением Акционеров об инвестициях (ОРИ) на реализацию вышеуказанных проектов на территории РК выделено 156,4 млн долларов США», - сообщил генеральный директор КТК.

Николай Горбань отметил, что 2020 год организации закончился с нулевыми показателями по всем параметрам.

«По состоянию на конец января 2021 года КТК-К достиг следующих показателей: 26 миллионов часов с последнего НСТП, 19 миллионов км без серьезных ДТП (нарастающим итогом с последнего регистрируемого случая)», - проинформировал спикер.

Генеральный директор консорциума поделился планами на текущий год.

«У нас планы как всегда глобальные, заявок порядка 67 млн тонн, все будет зависеть от ситуации и от того, как будут нефтепроизводители нам отдавать эти объемы. Но мы готовы к приему первоначальной заявки – это 67,5 млн тонн», - заявил Горбань.

В свою очередь заместитель председателя правления АО «Национальная компания» «КазМунайГаз» Данияр Берлибаев отметил, что в 2020 году компанией было экспортировано примерно 12 млн тонн нефти в Китай. Отметим, национальная компания «КазМунайГаз» является акционером КТК.

«Но нужно учесть, что в китайском направлении у нас есть мощность нефтепровода в 2021 году - будет 20 млн из Западного Казахстана. Но из-за ценовой ситуации у нас более выгодное направление – рынок Черного моря. В китайском направлении идет нефть транзитом из России», - подчеркнул спикер.

Он добавил, что более 10 млн тонн нефти провозится из России в сторону Китая, транзитом через Казахстан. Это улучшает экономику Казахстана, что, по его мнению, говорит о перспективности этого направления.

«Я думаю, что в этом году эти же цифры останутся такими же – порядка 12 млн на Китай, из них из России 10 млн», - заключил Берлибаев.

Отметим, по его данным, за 2020 год экспортировано всего 68,5 млн тонн нефти, что составило 101,8% от плана, в том числе через трубопроводную систему КТК 51,7 млн тонн. Таким образом, через магистральный нефтепровод КТК было направлено более двух третей всей экспортной нефти Казахстана.

Работа в период пандемии

Одним из важнейших решений, по словам генерального директора консорциума Николая Горбань, стал переход на вахтовый режим работы.

«Если раньше на нефтеперекачивающих станциях АО «КТК-К» работа была посменной, то с введением карантина работники сначала перешли на 14-дневный срок вахты, затем — на 28-дневный. Для работающих в вахтовом режиме приняты обсервационные меры. Для этих целей компанией арендован гостиничный комплекс в городе Атырау, где наши сотрудники проживают в течение всей вахты», - рассказал руководитель организации.

Отметим, во время пика заболеваемости самый строгий карантинный режим вводился на НПС «Тенгиз», «Исатай» и «Курмангазы» - 56-дневные вахты, сейчас на этих станциях они длятся по 28 дней.

По данным спикера, на удаленную работу были переведены сотрудники головного офиса в Атырау: сначала 50%, а когда ситуация особенно усложнилась – весь коллектив офиса. В настоящее время 80 % сотрудников офиса КТК в Атырау находятся в удаленном режиме. Продуктивная работа в удаленном доступе обеспечена IT-службами компании.

Отметим, Каспийский трубопроводный консорциум был создан по инициативе Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева для транспортировки нефти с месторождений Западного Казахстана и российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Нефтепровод протяженностью более 1,5 тыс км соединяет нефтяные месторождения Западного Казахстана и морской терминал рядом с поселком Южная Озереевка близ Новороссийска, откуда нефть, загруженная в танкеры, уходит на мировые рынки.

Все новости