• Главная
  • Какую защиту предлагает новая редакция закона о правах потребителей

Какую защиту предлагает новая редакция закона о правах потребителей

11 октября, 2021 14:49

В своем Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» Президент озвучил 25 конкретных задач по повышению качества жизни граждан. Одним из важных аспектов повышения качества жизни является защита прав потребителей. О новом законе защиты прав потребителей, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


Первый пакет поправок и правоприменительная практика 

Председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков сообщил,что в июне 2020 года был принят 1-й пакет поправок в законодательство РК по вопросам защиты прав потребителей. Однако, в ходе правовой практики при реализации нововведений возникли определенные трудности. 

Он пояснил, что в ходе правоприменительной практики, возникли проблемы трехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей. Немало казахстанцев, минуя первые две ступени досудебного урегулирования споров, сразу обращаются в суд. Хотя судебная практика показывает, что потребители обязаны последовательно пройти эти два этапа. В результате сложилась практика возврата исков потребителей судами.  

«Так, за 5 месяцев 2021 года в суды по потребительским спорам поступило 916 исков. Из них: 339 или 37% возвращено на досудебное урегулирование на 1 этап, 235 или 26% возвращено со ссылкой на необходимость обращения в Комитет. В этой связи предполагается внести изменения в норму закона, исключив в нем лишний барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту», - сказал председатель Аскар Тынысбеков на пресс-конференции в СЦК. 

Также, по словам председателя Комитета, есть неполный охват видов нарушений потребительских прав, введенных в Кодекс об административных правонарушениях.  

«В законе значительно расширился перечень обязанностей продавцов (статьи 23 – 33-2), однако на сегодняшний день в КоАП предусмотрены только 4 состава административных правонарушений. В связи с чем, ведется работа по передаче в подведомственность КЗПП рассмотрения административных дел по двум составам, предусмотренных статьей 157 и частью первой статьи 190 КоАП», - отметил он.

Другой трудностью, возникшей в ходе правоприменительной практике, спикер обозначил недостаточно эффективный общественный контроль. 

«Наделение общественных объединений потребителей правом осуществлять общественный контроль не дало полного эффекта, так как они не наделены функцией проведения контрольного закупа образцов товара с целью оценки его безопасности и качества. От общественных объединений поступили предложения наделить их функцией проведения контрольного закупа образцов товара для оценки его безопасности и качества», - пояснил он.  

Тынысбеков также обозначил юридические пробелы в электронной торговле. 

«Потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через интернет, что требует законодательного урегулирования оборота товаров в социальных сетях», - посетовал председатель Комитета по защите прав потребителей.  

Он добавил, что потребители, в связи с этим, остаются незащищенными перед незримым лицом интернет-мошенничества.   

Какое это может быть урегулирование: 

- установления типовой формы договора между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) в сфере электронной торговли; 

- установления реестра добросовестных реализаторов товаров, исполнителей работ и услуг в электронной торговле;

- установления механизма возврата денег продавцом потребителю;

- введения электронными торговыми площадками механизма ответственности к продавцам за соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей;

         - предоставления потребителю возможности ознакомиться со всеми ценовыми предложениями на товары на электронных торговых площадках;

- установления сроков доставки товара;

- определения понятия «владелец электронной торговой площадки» и порядка его деятельности.

«Поступили предложения и от ООП, ГО и других заинтересованных лиц в целях улучшения законодательства РК. Так, общественными объединениями потребителей (далее – ОПП) предложено распространить базовые принципы Закона на сферы финансовых, страховых, банковских, жилищно-коммунальных, медицинских, туристских, транспортных услуг, не предусмотренных действующим законом», - пояснил Аскар Тынысбеков.  

По его данным, необходимость рассмотрения данного вопроса показывают и результаты социологического исследования, проведенного в 2020 году в рамках государственных закупок Комитета, что наиболее проблемными сферами услуг для потребителей являются: первое: медицинские услуги. Не удовлетворены данной сферой 45,9% опрошенных; второе: транспортные услуги. Не удовлетворены данной сферой 43,2 % опрошенных; третье: образовательные услуги. Не удовлетворены данной сферой 41,6 % опрошенных; четвертое: услуги связи. Не удовлетворены данной сферой 36 % опрошенных. 

«Законом предусмотрено, что индивидуальная специфика оказания услуг потребителям этих сфер требует, чтобы права потребителей, а также вопросы их защиты устанавливались отраслевыми законами», - подчеркнул спикер.  

Председатель Комитета рассказал, что общественные объединения потребителей (ООП) предлагают законодательно урегулировать вопросы их финансирования, создать механизм исключения обмана и мошенничества при оплате товаров через электронные торговые площадки, расширить механизм общественного контроля, вернуть ранее существовавший до 2010 года институт по начислению ООП вознаграждений от сумм, возмещаемых потребителю, в случае подачи ими иска в интересах потребителей и удовлетворения судом предъявленных ими требований. 

Второй пакет поправок  

С целью усовершенствования правовых норм Комитет разработал проект Концепции ко 2-му пакету поправок в законодательство. В июне текущего года на первом заседании Межведомственного совета по защите прав потребителей был обсужден проект Концепции. Документ размещен на портале открытых НПА для его публичного обсуждения.   

«2-й пакет закона предусматривает необходимые для реалий поправки. Предлагается заложить правовую основу для функционирования Единой общенациональной некоммерческой организации по защите прав потребителей. Это сплотит и укрепит НПО. Планируется ввести институт омбудсмена, который будет служить голосом народа и общественных объединений», - рассказал глава Комитета.   

Аскар Тынысбеков добавил, что омбудсмен будет служить голосом народа и общественных объединений, который напрямую доведет существующие проблемы сфер и отраслей, где нарушаются права потребителей до первых лиц государственной власти. 

Новым законопроектом предлагается распространение базовых принципов закона на сферы коммунальных, финансовых, медицинских, туристских и иных услуг. А также пересмотр системы защиты прав и законных интересов потребителей, основанной на последовательности мероприятий, обеспечивающих их защиту (трехступенчатый механизм). 

Отметим, ожидается, что законодательное закрепление перечисленных нововведений выведет систему защиты прав потребителей на принципиально качественный уровень, а урегулирование имеющихся проблем повлечет положительные изменения в жизни потребителей.   

Все новости