• Главная
  • Какие изменения ждут госслужащих в Казахстане
31 Января, 2020 09:26

Какие изменения ждут госслужащих в Казахстане

В Мажилисе Парламента рассмотрели поправки в законопроект по вопросам госслужбы. Заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы Марат Дауешов презентовал законодательные новеллы, касающиеся госслужащих и госслужбы в рамках заседания Комитета по международным делам, обороне и безопасности в Мажилисе Парламента, передает корреспондент Strategy2050.kz.

 Какие изменения ждут госслужащих в Казахстане | Strategy2050.kz
«Основной целью законопроекта является дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственной службы. В этой связи законопроектом предлагается внести восемь поправок», - сообщил Дауешов в Мажилисе Парламента.  

Первая поправка коснулась проекта «С дипломом в село», который предлагается распространить на государственных служащих.  

«В настоящее время имеет место нехватка кадров в местных исполнительных органах сельского уровня. Поправка инициирована в целях повышения привлекательности государственной службы на селе, привлечения на государственную службу квалифицированных кадров», - сказал зампредседателя. 

Он добавил, что инициатива одобрена резолюцией Главы государства от 12 июля 2017 года. 

Согласно второй поправке в законопроект, упраздняется кадровый резерв корпуса «А». 

«Анализ назначений за последние два года свидетельствует, что 66% назначений осуществляются не из кадрового резерва. Это обусловлено тем, что лица, зачисленные в резерв, не всегда отвечают отраслевым потребностям госорганов», - посетовал он.

По его словам, на сегодняшний день в резерве корпуса «А» находятся всего 26 резервистов, а последний точечный отбор в кадровый резерв корпуса «А» проводился 2 года назад в 2017 году. 

Вместе с тем, по его мнению, упразднение данного резерва позволит расширить круг претендентов на должности корпуса «А», а также оперативно заполнять указанные должности. 

К слову, инициатива одобрена резолюцией Главы государства от 18 ноября 2019 года. 

«Третье. Период проведения специальной проверки предлагается включить в стаж госслужбы. Это связано с тем, что данные лица фактически исполняют должностные обязанности и на них распространяются все ограничения, предусмотренные для госслужащих», - подчеркнул Марат Дауешов. 

Он напомнил, что в данный момент период проверки не засчитывается в стаж государственной службы, что отрицательно влияет при подсчете стажа госслужбы для назначений на вышестоящие должности. Согласно информации заместителя председателя, период проверки может занимать до трех лет.

«Четвертое. Предлагается оптимизировать конкурсные процедуры. В частности, предлагается от 3-х этапного конкурсного отбора перейти к 2-х этапному, то есть объединить 2-й внутренний конкурс среди госслужащих всех госорганов и общий конкурс», - рассказал он. 

По его словам, это позволит сократить время конкурсных процедур на 14 рабочих дней (с 46 до 32 дней) и повысить оперативность заполнения вакансий. 

«Пятое. В связи с реорганизацией Агентства по делам госслужбы и образованием Агентства по противодействию коррупции в КоАП предлагается разграничить компетенцию на составление административных протоколов. Эти позиции согласованы со всеми заинтересованными органами (АПК, МЮ)», - подчеркнул спикер. 

Он добавил, что по делам об адмправонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об адмправонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица уполномоченного органа по делам госслужбы (пп.60) ст. 804 КоАП). 

«Шестое. Предлагается ввести запрет на увольнение в связи с переходом на другую государственную должность лиц, в отношении которых рассматривается ответственность за коррупционное правонарушение либо совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу. Аналогичное ограничение в действующем законе предусмотрено для увольнения по собственному желанию», - сообщил Дауешов 

Данная поправка направлена на пресечение увода от ответственности лиц, совершивших правонарушения.

«Седьмое. Предлагается к отдельным политическим должностям установить квалификационные требования по решению Президента», - сказал докладчик.

Отметим, в настоящее время к политическим должностям квалификационные требования не устанавливаются. В связи с этим, должность может занять лицо, не обладающее достаточным опытом работы.  

Он напомнил, что данные поправки были выработаны во исполнение поручения Администрации Президента от 13 октября 2019 года.  

«Восьмое. Предлагается освободить от обязательной ротации госслужащих, являющихся многодетными родителями. Как правило, наличие четверых и более детей затрудняет переезд. В связи с этим, зачастую многодетным родителям приходится отказываться от занимаемых руководящих должностей, подлежащих обязательной ротации», - проинформировал спикер. 

По его словам, данная норма позволит повысить социальную защищенность многодетных госслужащих. 

Отметим, ротации подлежат заместители председателей комитетов, руководители структурных (С-1) и территориальных подразделений (С-О-1) центральных госорганов, а также руководители управлений акиматов (D-O-1). 

По состоянию на 1 января текущего года общая штатная численность данных должностей составляет 1 138 ед (С-1 – 344, С-О-1 – 403, D-O-1 – 391), фактическая – 1 011 (С-1 – 301, С-О-1 – 351, D-O-1 – 359).

В заключение он отметил, что в целом, принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий, а также затрат из государственного бюджета.

В свою очередь депутат Омархан Оксибаев поднял вопрос о заработной плате госслужащих.

«Что поменялось у нас на госслужбе? Как была ранее коррупция, так и осталась. Я посмотрел закон (по вопросам государственной службы – прим.), нет никаких норм по предупреждению (коррупции), только по переименованию органа, вот на чем сделан акцент. Вы анализировали работу? Что изменилось на госслужбе после появления агентства? По социальной составляющей на госслужбе. Мы взаимосвязали госслужбу с законом о противодействии коррупции и как бы сжали в тиски госслужбу. То есть госслужащие могут заниматься только преподавательской и творческой деятельностью. В свое время мы это анализировали. В Германии и ряде других стран, вопрос предоставления им свободы, чтобы в свободное от основной работы время у них была возможность получения дополнительного заработка. Зарплата у госслужащих 60, 70, 80 тысяч тенге, это не позволяет прокормить семью, может на законодательном уровне мы создадим условия для них и тем самым избавились бы от бытовой коррупции? Почему вы об этом не подумали? Возможно в рамках этого законопроекта можно будет предусмотреть», - сказал Оксибаев.  

В свою очередь Дауешов отметил, что считает, что что госслужащие должны зарабатывать только на государственной службе и думать только о государственной службе, государстве и благосостоянии народа, а не о себе.

«У них должна быть достойная заработная плата, именно к этому мы и идем», - пояснил он.

Кроме того, по его словам, в 1998 году на просторах территории бывшего Советского союза впервые был создан уполномоченный орган по делам госслужбы, который призван в первую очередь решать вопросы государственных служащих, в том числе для соблюдения принципа меритократии, для социального обеспечения, для правовой защиты госслужащих.  

«Это основные функции уполномоченного органа. Вы спрашиваете. Нужен ли этот госорган как агентство. Я считаю, что он доказал свою состоятельность. Мы перешли к конкурсному отбору впервые на территории бывшего Советского союза. Мы изучали опыты, которые нам подсказывали как дальше двигаться и в какую сторону. И сейчас в Казахстане создана уникальная модель государственной службы, и я вам скажу, что многие государства, да и не только наши соседи, в том числе и передовые государства, изучают опыт казахстанской модели государственной службы», - сообщил Марат Дауешов.

Кроме того, заместитель председателя рассказал о том, как будет проходить сокращение госслужащих.

«Очень острый вопрос, который сейчас стоит - это сокращение государственных служащих. Президент сказал, что нужно сократить на 25%. Сокращение будет. Я вам скажу, что это сокращение будет поэтапным, в большинстве случаев будут использоваться мягкие рычаги. Это означает, что каждый год на государственной службе образуется порядка 8% вакансий, и в первую очередь сокращаться будут эти вакантные должности. Вот таким образом», - проинформировал Дауешов.

Напомним, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил постепенно сокращать количество госслужащих , при этом высвободившиеся средства направлять на материальное стимулирование наиболее полезных сотрудников на встрече с представителями Президентского  молодежного кадрового резерва.

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения