Как избежать дефицита лекарств в аптеках, рассказала эксперт

30 сентября, 2020 17:04

В период пика пандемии в Казахстане в аптеках страны наблюдался дефицит необходимых медикаментов. Своим мнением о том, почему это произошло и как избежать дефицита лекарств, поделилась председатель наблюдательного совета поликлинико-амбулаторной службы ТОО «Салауатты Астана» Лейла Ишбаева в прямом эфире центра прикладных исследований «TALAP». Подробности, в материале корреспондента Strategy2050.kz.


По мнению председателя наблюдательного совета поликлинико-амбулаторной службы ТОО «Салауатты Астана» Лейлы Ишбаевой, дефицит во время пика пандемии случился ввиду отсутствия маркировки на лекарственных препаратах. Именно это породило хаос в дистрибьютерской сети Казахстана и, как следствие, вызвало дефицит.

По словам Ишбаевой, длинные очереди у аптек можно объяснить консерватизмом фармацевтического бизнеса.

«Коллапс отечественной аптечной системы связан не только с розничной продажей. Отсутствовали препараты на складах. Лекарственная безопасность – это зона национальной безопасности. И для того, чтобы пройти пиковые значения пандемии COVID-2019, мы должны были обладать определенным запасом лекарств на складах», - сказала спикер.

Напомним, ТОО СК-Фармация является единым оператором рынка дистрибьюции лекарственных препаратов в государственном секторе. Учреждение ведет закуп лекарств в рамках гарантированного государством объема медицинской помощи населению. А вот аптечный ритейл не регулируется государственными органами – частные фармацевтические компании сами определяют, где, что и сколько закупать.

Председатель наблюдательного совета отметила, что игнорирование фармкомпаниями инструмента маркировки продукции привело к тому, что даже самые крупные дистрибьютеры лекарственного рынка сегодня не знают ничего о движении их товара со складов до прилавков аптек.

«У дистрибьютеров не сработало предпринимательское чутье. Никто не спрогнозировал, не предвосхитил рост покупательского спроса. Не были сформированы запасы на уровне региональных хабов» - сказала Лейла Ишбаева.

По ее словам, маркировка в виде кода, наносимого на каждую единицу продукции, содержит всю историю товара – от имени производителя и страны происхождения до оптового покупателя и движения на рынке. Таким образом, по ее мнению, обязательная маркировка товаров – это возможность управления товарными запасами.

«Маркировка позволяет понимать, какое количество товара распределено между складами и аптеками от столицы до аула в Катон-Карагайском районе. Сегодня же мы просто не знаем, сколько у нас парацетамола и где он находится. Он может горой лежать на складе в ауле, и его может не быть в Алматы», - посетовала эксперт.

Она добавила, что сопротивление маркировке продукции ударяет не только по фармацевтам.

«Игнорирование эффективного инструмента оптовой торговли грозит не только снижением доходности казахстанских экспортеров, но может и серьезно повлиять на импорт», - заявила Лейла Ишбаева.

Отметим, об обязательной маркировке продукции в Казахстане говорят с 2015 года. Однако вопрос так и не вышел за рамки обсуждений на многочисленных круглых столах в НПП «Атамекен». Отечественные товаропроизводители сетуют на то, что установка специального оборудования для маркировки вызовет повышение себестоимости единицы продукции. Кроме того, по их мнению, это приведет к необходимости увеличения численности персонала.

Однако, по данным эксперта,1 июля Россия перешла на обязательную маркировку ряда товаров в рамках ЕАЭС, и это актуализировало вопрос. За введение цифровой маркировки товаров на территории всех стран ЕАЭС последовательно выступал министр финансов РФ Антон Силуанов, рассматривая ее как эффективный инструмент в борьбе с «серыми» схемами импорта санкционной продукции из Европы.

«Мы будем допускать на рынок только маркированные продукты, предположим, лекарства. Если продукция ЕАЭС не будет попадать в эту маркировку, она будет просто запрещена к продаже, вот и все», - категорично заявлял российский министр.

В настоящее время в Казахстане существует обязательная маркировка меховых изделий, а также реализуются пилотные проекты по маркировке, алкогольной продукции и обуви. С 1 октября вводится маркировка на табачную продукцию.

«Правительство пошло навстречу бизнесу и предложило через «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry» субсидировать часть средств на покупку или лизинг оборудования по маркированию. Некоторые предприятия этим воспользовались. Но большинство бизнес-ассоциаций Казахстана продолжают настаивать на внедрении маркировки только в качестве пилотных проектов и лишь в отдельных отраслях промышленности», - заключила председатель наблюдательного совета.

Отметим, по мнению международных экспертов, маркировка несет свои бенефиции не только государству, получающему инструмент контроля над перемещением товаров и полнотой уплаты налогов и таможенных сборов, но и предпринимательству. Марка содержит информацию о бренде предприятия, и препятствует контрафакту продукции отечественных производителей. Кроме того, это облегчает пересечение границ в странах ЕАЭС.


Все новости