Как будет развиваться конкурентная среда в Казахстане

22 июня, 2021 14:03

В Казахстане разработан законопроект по вопросам развития конкуренции, который сегодня был презентован в ходе заседания Правительства РК. Какие новые подходы и условия будут созданы для расширения конкурентной среды в основных отраслях экономики, читайте в материале Strategy2050.kz.


Что мешает развитию конкуренции?

Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин, представляя законопроект, сообщил, что высокий уровень государственного участия в экономике на сегодня является основным барьером на пути развития конкурентной экономики, выделив 3 основных регуляторных барьера по развитию конкуренции.

«Прежде всего – это доступ к ключевой мощности, искажение ценообразования, а также избирательное покровительство или фаворитизм. Важнейшей задачей является обеспечение доступа к ключевой мощности. Это инфраструктура или объект, без доступа к которой конкуренты не могут предоставлять свои услуги потребителям», - сказал спикер.

Он отметил, что примерами являются магистральная железнодорожная сеть, кабельная канализация для связи, первичные металлы для дальнейшей переработки, морские порты, субстанции для производства лекарств, технологии производства.

«Нами определены принципы доступа к ключевой мощности: платность, транспарентность, срочность, возможность, занятие доминирующего положения», - сказал глава Агентства.

По каким направлениям будет развиваться конкуренция

Первое направление развития конкуренции, которое назвал спикер, развитие биржевой торговли.

«Биржевая торговля переведена наконец на цивилизованные рельсы. На сегодня запущены торги бензином, битумом, углем, сжиженным газом. Впереди, до конца года, торговля будет расширяться за счет авиакеросина, дизтоплива, пшеницы», - проинформировал он.

По данным Агентства, впервые состоялись биржевые торги углем, где базисом поставки выступают сами карьеры. Первые торги Каражыры и Шубаркуля показали, что экономия для потребителя составляет около 20%.

Следующий шаг – регулирование деятельности, так называемых операторов, государственных и частных. В стране выявлен 51 монопольный оператор, 47 из них с участием государства.

«Что мы предложили. По 24 из них вводится институт специального права – они будут подлежать жесткому регулированию, ценовому, ограничению иной деятельности, запрету на участие в других компаниях, публичности, возмещению убытков бизнесу при создании. По 18 регулирование не требуется – эти операторы осуществляют общественные услуги и не получают прибыли. По 9 будут приняты кардинальные меры: по 4 ликвидация либо приватизация, по 5 лишение операторства, сохранение их просто в статусе подведомственных организаций», - рассказал Жумангарин.

Он добавил, что необходимо также сократить госучастие в предпринимательстве.

«Участие государства в экономике на сегодняшний день составляет 14,8%, более 2 тысяч субъектов квазигоссектора. Мы предложили секторальный анализ госсобственности. То есть, вне зависимости от видов деятельности, если сектор созрел с учетом количества субъектов МСБ, уровня господдержки его надо полностью приватизировать», - уверен спикер.

Примерами являются стоматологии, охранные предприятия, транспортные службы, предприятия благоустройства.

Серик Жумангарин назвал еще один важный аспект развития конкуренции - сокращение количества государственных заданий.

«Мы планируем уже в следующем году сократить их на 27, а в целом приблизительно в 2 раза к 2025 году. Экономический эффект составит более 30 миллиардов тенге», - подчеркнул спикер.

Законопроектом также предполагается обеспечение равного доступа к мерам господдержки.

«На сегодняшний день идет персонализация господдержки. В основном поддерживается крупный бизнес. Нами будут разработаны конкурентные принципы оказания мер господдержки с учетом доли МСБ, уровня госучастия, наличия барьеров, уровня рыночной концентрации», - пояснил он.

В каких отраслях будет создана конкурентная среда

Серик Жумангарин отметил, что будут внедрены новые подходы к регулированию цифровой экономики.

«Мы уже вступили в эпоху цифровой экономики. Естественно, сегодняшние методы регулирования немножко устарели, поэтому необходимо определиться с понятиями цифровой платформы, сетевого эффекта и новой методологией анализа цифровых рынков», - сказал он.

В законопроекте также отмечается важность конкуренции на рынке электроэнергии. На сегодняшний день на организованных торгах продается только 1 % электрической энергии. Все остальное по непрозрачным прямым контрактам.

«В этой связи, до 2025 года организованная торговля электроэнергией увеличиться как минимум до 30 %. Кроме того, мы планируем устранить дифференциацию на рынке снабжения электрической энергией», - пояснил спикер.

Председатель Агентства по защите конкуренции добавил, что все это даст ежегодную экономию порядка 20 млрд бюджетных средств, 31 млрд будет экономия для расходной части для МСБ и естественно возрастет жилищная помощь, по нашим расчетам на 720 млн тенге.

Следующий важный вопрос, обозначенный в проекте закона это развитие конкуренции на рынках транспорта - грузовых железнодорожных перевозок.

«У нас уже выдано более 40 лицензий по этой тематике. Уже есть 3 перевозчика, 2 из них являются частными, которые работают в пилотном режиме. Задача – расширить эту деятельность. То есть, мы планируем чтобы было не менее 10 перевозчиков к 2025 году», - заверил он.

Также большой закрытый рынок страны – это рынок аэропортовой деятельности.

«К терминальному обслуживанию планируется свободный доступ, к перронному обслуживанию чтобы было минимум 2 оператора, 1 из них независимый, и на рынках аэропортов с пассажиропотоком более 2 миллионов человек доступ не менее к 3 услугам наземного обслуживания», - продолжил Жумангарин.

Что касается рынка пассажирских автоперевозок, то планируется полностью приватизировать имеющиеся в стране государственные автобусные парки.

Глава ведомства рассказал, как будет развиваться конкуренция на рынках реализации лекарственных средств, отметив, что данный рынок жестко зарегулирован.

«Предполагается сокращение лекарственных средств, подлежащих государственному ценовому регулированию, при наличии взаимозаменяемости по МНН. В рамках антитрастового регулирования за 2020 год завершено 109 расследований по различным аспектам. В работе на сегодняшний день 29 расследований. Зарекомендовал себя с нужной стороны эффективный институт мягкого права. Выдано за это время 210 уведомлений, 6 предостережений, заключено 138 актов антимонопольного комплаенса. Все это позволило выполнить различные поручения Главы государства, снизить цену медицинских масок, ПЦР тестирования», - проинформировал спикер.

Какой эффект будет получен

Серик Жумангарин сообщил, что планируется увеличить биржевую торговлю нефтепродуктами до 20 % к 2025 году, сжиженным газом до 100 % уже в следующем году. Экономический эффект - более 1,9 триллиона тенге.

«Увеличение объема централизованных торгов электроэнергией до 30 % к 2025 году на сумму более 350 млрд тенге. Ежегодная экономия средств бюджета на 20 млрд и 31 млрд тенге для МСБ. Развитие маркет плейсов – сокращение в 10 раз времени на смену поставщика электроэнергии», - привел данные спикер.

Также будет обеспечен к 2025 году свободный доступ к не менее чем 7 услугам наземного обслуживания на территории аэропортов. Обеспечен доступ к кабельной канализации в области связи. Сокращено количество муниципальных автобусных парков в городах республиканского и областного значения до 0 и количества госзаданий на 50% к 2025 году. Кроме того, будет проведена оптимизация 20 единых операторов к 2025 году.

Следует отметить, что законопроект направлен на устранение административных и экономических барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Реализация предлагаемых мер позволит в ближайшей перспективе снизить долю участия государства в экономике страны до 14%.      

Все новости