• Главная
  • Как будет работать приложение «Ashyq»

Как будет работать приложение «Ashyq»

3 марта, 2021 16:51

С начала пандемии коронавирусной инфекции более 13 тысяч субъектов бизнеса в Казахстане до сих пор так и не могут возобновить свою деятельность. Возможность работать в условиях пандемии открывает пилотный проект «Ashyq». О том, какие преимущества благодаря приложению появятся для бизнеса и как его внедрение отразится на гражданах страны, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz.


В каких городах запущен пилот

По мнению разработчиков, применение приложения «Ashyq» сможет стать альтернативой полному закрытию заведения и позволит создать безопасную среду для посетителей и персонала.

«На сегодня в пилотном режиме приложение «Ashyq» запущено в городах Алматы, Нур-Султан и Караганда на следующих объектах: фитнес-клубы, спа-центры, сауны, бассейны, компьютерные клубы, боулинг клубы. На сегодня 100 объектов являются добровольными участниками пилота «Ashyq»», - сообщил руководитель управления цифровизации Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Саян Абдишев на брифинге в СЦК.

Какова цель проекта

Напомним, создание приложения было инициировано бизнес-сообществом с участием НПП «Атамекен» и было разработано отечественной IT-компанией по заказу НПП «Атамекен», МЦРИАП РК и Министерства здравоохранения РК с учетом опыта стран Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Малайзия).

«Мобильное приложение «Ashyq» позволяет за счет использования QR-кода и интеграции с общей базой Министерства здравоохранения определить статус посетителя: является ли он на данный момент носителем вируса или нет, а также указывает на готовность объектов к приему посетителей и соответствии их санитарным требованиям», - сказал Абдишев.

По его словам, участникам пилота проходить дополнительное ПЦР тестирование не нужно (только, согласно требованиям постановления Главного государственного санитарного врача). 

«Хочу отметить, что QR-код присваивается только субъектам бизнеса. Посетителю необходимо скачать мобильное приложение «Ashyq» на свой телефон, авторизоваться по номеру телефона (ввести ИИН) и просканировать QR-код заведения для предъявления его при входе в заведение», - пояснил спикер.

При этом «зеленый» статус – это когда посетитель обозначен в базе данных как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом на COVID-19; «синий» статус – отсутствует результат ПЦР-тестирования, не числится как контактный с больным COVID-19; «желтый» статус – обозначен в базе данных как контактный с больным COVID-19 и «красный» статус – зарегистрирован в базе с положительным результатом на COVID-19.

При этом, как он отметил, разбивка по цветам не призвана «контролировать» и «отслеживать» жизнь людей, как это обсуждается в социальных сетях. Это всего лишь индикатор того, является ли человек больным или близким контактом больного, которые обязаны находится на карантине.

Он напомним, что согласно постановления Главного государственного санитарного врача, каждый человек, заболевший COVID-19 в любой форме (симптомной или бессимптомной), берет на себя обязательства по соблюдению режима домашнего карантина и заверяет личной подписью в расписке. Лица, нарушившие режим домашнего карантина, привлекаются к административной ответственности.

Таким образом, главная цель пилотного проекта - это создание безопасной среды на объекте от КВИ, которую возможно достичь только при условиях отсутствия источника распространения инфекции на объекте, то есть посредством установления лиц, которые обязаны соблюдать режим домашнего карантина.

Приложение будет внедряться в несколько этапов

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Нариман Абильшаиков сообщил, что проект реализуется с 17 января, а со 2 января приложение «Ashyq» интегрировано с платформой Infokazakhstan.kz, через которую участник может подать заявку на участие и получить QR код.

«На сегодняшний день в рамках проекта приложение «Ashyq» скачано 17 850 раз, выдано 126 QR кодов объектам (из них: по городу Нур-Султан - 35 QR, город Алматы - 45 QR, город Караганда - 20 QR)», - проинформировал Абильшаиков. 

По его данным, на создание приложения не было потрачено средств из государственного бюджета.

Он отметил, что проектным офисом (МЦРИАП, МЗ РК, НПП РК) была достигнута договоренность о реализации пилота в 5 этапов:

1 этап: разрешенные виды деятельности, имеющие ресепшн (фитнес-центры, спа-центры, бассейны, сауны) для всех зон;

2 этап: компьютерные клубы и боулинги;

3 этап: кинотеатры и все объекты, имеющие возможность онлайн бронирования;

4 этап: все оставшиеся неразрешенные виды деятельности (в т.ч. фудкорты, банкетные залы, караоке);

5 этап: распространение «Ashyq» на все регионы.

В настоящее время готовы участвовать в пилотном проекте «Ashyq» 57 компьютерных клубов и 7 боулингов в городе Нур-Султан, городе Алматы и городе Караганда.

Он добавил, что после того, как выйдут постановления санитарных врачей и бизнес начнет работу, предприниматели будут присваивать QR коды на платформе InfoKazakhstan. При этом, данные по количеству участников пилота, будут передаваться НПП РК в региональные акиматы. Эти списки будут постоянно меняться, поскольку участие в пилоте является добровольным. Кроме того, если участник захочет выйти из пилота, у него будет аннулирован QR код и передана информация через НПП РК в региональные акиматы.

Как проект «Аshyq» отразится на гражданах

В свою очередь, IT-архитектор Центра устойчивого развития столицы, эксперт в области цифровизации Виталий Пустовойтенко рассказал, как будет действовать QR-код на больших субъектах.

«На портале ИнфоКазахстан QR-код выдается субъекту. Причем, выдается на каждый вход/выход. У нас есть бизнес субъекты, которые имеют большие территории, несколько входов. Соответственно, регистрируется в системе, клиент распечатывает два QR-кода: один – на вход, второй – на выход», - сказал IT-архитектор. 

По его словам, данные в приложении обновляются каждые 20 минут. В системе идет проверка. Если у клиента был выявлен коронавирус, а в процессе лечения он не сдавал тест повторно, соответственно, на «зеленый» статус данные не обновятся. Он отметил, что такая ситуация уже имела место быть.

Однако руководитель управления цифровизации Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Саян Абдишев добавил, что система не будет ограничивать людей в свободном перемещении.

«В случае возникновения такой ситуации, к примеру, с «желтым» или «красным» статусом, предприниматели должны оповестить территориальные департаменты санитарной службы. Их никто не принуждает сидеть в зале ожидания. Они могут обратно уйти домой. Но при этом нужно учитывать, что в отношении инфицированных и контактных лиц есть административная ответственность. Гражданам нужно это учитывать», - заключил спикер.

Отметим, мобильное приложение «Аshyq» является добровольным и направлено на создание безопасной среды и защиту посетителей от риска заражения и распространения вируса, а также даст возможность бизнесу продолжать свою деятельность в период карантинных мер.

   

Все новости