Аналитика

Охрана труда: Почему казахстанцам приходится работать во вредных условиях

Основные направления государственной политики по вопросам безопасности и охраны труда предусматривают обеспечение безопасных условий труда на производстве, предупреждение и профилактику производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда. Каковы современные тенденции в управлении охраны труда в Казахстане, читайте в материале ИА Strategy2050.kz.
Астана14 Сентября , 13:24

Переход от компенсаторной модели управления охраной труда к системе, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья и жизни работников на производстве, сократить издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, – основная цель реформирования в охране труда в Казахстане. Нашим государством сделаны первые шаги по переходу к управлению профессиональными рисками путем ратификации Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 187, в соответствии с положениями которой должны быть обеспечены условия для внедрения системы управления профессиональными рисками на рабочих местах.

Принятие на себя международных обязательств в сфере охраны труда отвечает принципам социальной модернизации и направлено на реализацию поручений Главы государства по созданию безопасных условий труда. Но, несмотря на проводимые меры, в республике сохраняется высокая занятость работников во вредных и опасных условиях труда. На сегодня в целом по республике 22 % работников трудятся на рабочих местах, не отвечающих гигиеническим нормативам, в отдельных отраслях порядка 40–60 %.

Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом на 1 000 работающих в Казахстане составляет 0,05, что выше, чем в развитых странах, при этом соотношение случаев травматизма со смертельным исходом к общему количеству несчастных случаев на производстве составляет 9 %, что говорит о высоком уровне скрытого травматизма. В современных рыночных условиях действующая система управления охраны труда имеет слабую ориентацию на профилактику несчастных случаев на производстве, не стимулирует работодателей и страховые организации к улучшению условий труда, перекладывает ответственность за причины травматизма на самого пострадавшего, носит затратный и компенсаторный характер, ориентирована на устранение последствий травматизма и заболеваемости работников, выплату компенсаций пострадавшим.

Актуальность необходимости преобразований в сфере управления охраной и безопасностью труда в Республике Казахстан очевидна. В этой связи разработку и совершенствование отечественных механизмов регулирования труда следует рассмотреть в контексте ориентирования на мировой уровень ведения трудовых отношений и на предмет целесообразности использования лучшего передового опыта.

Основной целью реформирования системы управления охраной труда в республике должен быть переход от компенсаторной модели управления охраной труда к современной системе, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья и жизни работников на производстве, а также сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Основываясь на положительном опыте развитых стран, необходимо реформирование системы установления и предоставления гарантий и компенсаций за тяжелую работу во вредных и опасных условиях труда, неустранимых на современном техническом уровне производства и организации труда.

 

Компенсации за вредные и опасные условия труда 

РГКП «Республиканский научно - исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» были разработаны методики определения продолжительности дополнительного трудового отпуска и сокращения рабочего времени работников, занятых на вредных производствах, в зависимости от фактических условий труда.

Такой подход позволяет объективно решать вопрос о необходимости компенсаций за вредные и опасные условия труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте и одновременно экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек по предоставлению гарантий. Постепенный переход от формального «списочного» предоставления гарантий к подходу, учитывающему исключительно фактическое вредное и опасное воздействие на организм работника, начался с введением в 2016 году нового Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414 - V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.05.2018).

Для государственного регулирования в этом направлении необходимо ввести формирование электронного банка данных результатов оценки условий труда рабочих мест в программном комплексе.

Следующим немаловажным аспектом реализации основных направлений государственной политики совершенствования системы управления охраной труда (СУОТ) является необходимость внедрения механизмов экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и недопущении травматизма. Осуществление данных мер предполагается путем:

–  во - первых, внедрения практики стимулирования работодателей путем использования системы налогообложения и льгот, а также совершенствования страховых механизмов;

–  во - вторых, введением штрафных санкций в особо крупных размерах работодателям за правонарушения, связанные с безопасностью и охраной труда (БиОТ);

–  в - третьих, законодательно установить исключение ответственности работника при наступлении несчастного случая, т. e. не учитывать степень вины работника и все расходы по возмещению вреда, связанного с утратой заработка (дохода), а также затраты на реабилитацию возложить на работодателя и страховые организации (как в Германии и Японии).

Реализация приоритетов, обозначенных в стратегических и программных документах, определяет государственную значимость научных исследований, предусматривающих приведение системы управления охраной труда в соответствие со стандартами МОТ и направленных на снижение показателей травматизма до уровня развитых стран.

Международная организация труда указывает, что наиболее конкурентоспособны страны с безопасными условиями труда, и наибольший эффект показывает стандартизированный подход.

Вместе с тем практический смысл внедрения утвержденных в РК стандартов на предприятиях, например, МОТ - СУОТ - 2001 и OHSAS 18001, заключается в их формальном внедрении и сертификации в целях приобретения конкурентных преимуществ на тендерах, либо это является требованием предприятий - партнеров. В этой связи проводятся научные исследования по созданию системы управления охраной труда, т. к. применяемые в Казахстане стандарты систем управления не учитывают отраслевую специфику производства и не адаптированы к отечественным условиям и особенностям.

 

Какой станет система управления охраной труда

Характерной особенностью новой системы управления охраной труда должен стать дифференцированный подход в зависимости от вида экономической деятельности и размера предприятия. Большое внимание на национальном уровне управления охраной труда будет уделено малым предприятиям, для которых необходим особенный подход, поэтому будут разработаны специальные упрощенные процедуры, облегчающие обеспечение нормативных требований.

При этом переход к системе управления профессиональными рисками должен быть обеспечен установлением четкой взаимосвязи между всеми действующими параллельно системами экономического стимулирования работодателей, механизмом страхования от несчастных случаев на производстве, гарантирования льгот и компенсаций в зависимости от состояния условий труда на рабочем месте. Возможность практической реализации на производстве научных инноваций в области обеспечения безопасного труда посредством активного сотрудничества исследователей, экспертов - практиков со стороны предприятий и представителей государственных органов является залогом построения эффективной инновационной СУОТ.

 

Сериккали Бисакаев




Яндекс.Метрика