• Главная
  • Госпрограмма развития образования: что сделано
21 октября, 2019 13:16

Госпрограмма развития образования: что сделано

Из 12 индикаторов Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, 11 исполнены и 1 частично исполнен. Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов представил основные итоги данной госпрограммы на правительственном часе в Мажилисе Парламента, передает корреспондент Strategy2050.kz.

Госпрограмма развития образования: что сделано | Strategy2050.kz
«В период 2016-2018 годы велась реализация 12 индикаторов, 71 показателя и 262 мероприятий. Из 12 индикаторов исполнены 11 (91,6%), частично исполнен – 1 (8,3%). Из 71 показателя исполнены – 65 (91,5%), частично – 4 (5,6%), не исполнен – 2 (2,8%). Из 262 мероприятий исполнены 259 мероприятий, частично исполнено – 2, не исполнено – 1», - проинформировал глава ведомства.

Он напомнил, что за 3 года на реализацию госпрограммы из республиканского и местного бюджетов выделено 1 трлн 466 млн тенге.

«Всего освоение составляет – 99,4% или 1 457 435,4 млн тенге. В 2019 году на реализацию ГПРОН выделено 762,7 млрд тенге (РБ – 416,5 млрд тенге, МБ – 346,2 млрд тенге», - сказал министр.

По его мнению, итоги мониторинга реализации госпрограммы за 3 года и 9 месяцев 2019 года свидетельствуют о положительных тенденциях в повышении уровня качества предоставляемых образовательных услуг.

Дошкольное образование

Асхат Аймагамбетов отметил, что одним из главных достижений программы – это увеличение охвата детей дошкольным образованием.

«В сфере дошкольного образования увеличился охват за счет расширения сети дошкольных организаций, в том числе за счет роста частных детсадов. В 2 раза увеличилось количество частных садов за короткое время. За время реализации госпрограммы сеть дошкольных организаций в стране увеличилась на 1839 единиц за счет строительства детсадов, открытия частных детсадов, мини-центров и других способов ввода (2019 г - 10 673 ед, 2015 г – 8 834 ед). Соответственно, на 13,6% увеличен охват дошкольным воспитанием и обучением детей с 3 до 6 лет (2018г – 95,2%, 2015 г. – 81,6%)», - проинформировал министр.

Следует отметить, что по состоянию на 1 октября текущего года функционируют 10 673 дошкольных организаций, из них детских садов – 6 470 ед, мини-центров - 4 203 ед. Контингент составляет 775 164 чел (2015 г – 758 772 чел).

Министр рассказал, что приоритетом в развитии дошкольного образования является ГЧП.                    

«В последние годы активно ведется работа по привлечению бизнеса в сферу образования. 38,2% (4082 ед) дошкольных организаций страны являются частными, что почти на 18,1% выше показателя 2015 года (20,1%)», - сказал спикер.

Он напомнил, что в 2017 году для упрощения процедуры открытия и функционирования частных детских садов были приняты новые Санитарные нормы и правила (приказ МЗ РК от 17 августа 2017 года № 615).

Кроме того, что в целях обеспечения прозрачности и мобильности распределения мест в дошкольные организации в городах, районных центрах регионов автоматизирована выдача направления в детские сады без участия в данной процедуре органов образования, детские сады выбирают сами родители.

Вместе с тем, как подчеркнул Аймагамбетов, в данном вопросе есть и проблемы.

«Есть проблема, когда дети из очереди не уходят, хотя ушли в частные детские сады. Над этим вопросом мы будем работать», - сказал он.

Спикер также рассказал о том, когда в стране планируется переход на 12-летнее образование.

«Мы планируем переход на 12-летнее образование в 2021 году. Уже в этом году 80% детей пошли в школу с 6 лет. В 2021 году, если ребенок пойдет в школу в 6 лет, то закончит 12 классов в 17 лет и далее может быть призван в армию или получить отсрочку при поступлении в ВУЗ. То есть ситуация будет аналогичной с той, что сейчас – дети идут в 7 лет и заканчивают 11-й класс в 17 лет», - пояснил министр.

Инклюзивное образование для дошкольников

Асхат Аймагамбетов отметил, что в 2018 году 20,1% (1232 организаций) дошкольных организаций созданы условия для инклюзивного образования, что на 11% выше, чем в 2015 году (9,1%).

«Наблюдается положительная динамика кадрового состава дошкольного воспитания и обучения. Если в 2015 году только 34,8% воспитателей имели профессиональную подготовку в сфере дошкольного воспитания и обучения, то в 2018 году данный показатель достиг 58,2%», - проинформировал он.

Стоит напомнить, что с 2016 года внедрена Типовая программа дошкольного воспитания и обучения, где определены базовые навыки, которыми должен владеть дошкольник. В рамках обновления содержания с 2017 года внедрена система индикаторов оценивания развития умений и навыков детей. В 2018 году утверждены ГОС дошкольного воспитания и обучения, разработана и внедрена с 1 сентября 2019 года Программа раннего развития детей.

«Ежегодно 7600 воспитателей проходят повышение квалификации. Доля обновленных образовательных программ курсов повышения квалификации в области менеджмента для руководителей дошкольных организаций составляет 100 %», - сказал министр образования.

Он добавил, что в сфере среднего образования продолжается переход на обновленное содержание. В обновленном содержании упор направлен на функциональную грамотность – не только знать, но и уметь применять в жизни полученные знания.

«Осуществлен переход на обновленное содержание учащихся 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 классов или 95,4% учащихся школ. Параллельно введена 5-дневная учебная неделя. Внедрена критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся», - пояснил спикер.

Вместе с тем 273 тыс учителей (94%) прошли курсы по обновленной программе обучения и получают доплату за преподавание по обновленному содержанию.

Инклюзивное образование для школьников

Глава минобразования рассказал, что большое внимание уделяется детям с особыми образовательными потребностями в развитии. На сегодня 60% школ перешли на инклюзивное образование.

«Реализуется принцип равных прав к равным возможностям для всех детей независимо от состояния здоровья к получению качественного образования. В республике 4207 школ (60%) из 7016 создали условия для инклюзивного образования», - сообщил министр.

Он подчеркнул, что это на 30% выше показателя 2015 года (30%).

Сельские школы

В стране особое внимание уделяется сокращению разрыва между городскими и сельскими школами в качестве образования.

«Разрыв город-село в результате ВОУД-2019 11-х классов составил 7,3% (2018 г. – 11,8%). В исследовании PIRLS-2016 (качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы) средний балл казахстанских школьников составил 536 баллов. Это позволило Казахстану занять 27 место среди 50 стран», - проинформировал он.

Глава ведомства добавил, что данный результат сопоставим с показателями сверстников из Германии, Канады, Австрии и Словацкой Республики.

Педагогические кадры

Ключевым ресурсом казахстанского образования являются высококвалифицированные педагогические кадры. 54,5% учителей дневных государственных общеобразовательных школ (157 944 чел) имеют первую и высшую категории. Пополнение педагогического корпуса молодыми специалистами составило 3,5%, что свидетельствует о достижении планового показателя госпрограммы.

«В 2018 году внедрена новая система аттестации педагогов. Более 123 тыс – 70% учителей прошли аттестацию и получают доплаты от 30 до 50% в зависимости от квалификации», - сообщил министр.              

Кроме того, с 1 января 2019 года педагоги-психологи получают увеличенный размер должностных окладов (в среднем на 6-7 тыс тенге). Аймагамбетов добавил, что с 1 сентября 2019 года был установлен новый вид доплаты школьным педагогам-психологам за квалификации по итогам аттестации по новой системе.

«В госпрограмме предусмотрено расширение сети кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) с 149 единиц до 185 в 2019 году и психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) – с 58 единиц до 85 в 2019 году. В настоящее время для оказания коррекционно-педагогической поддержки детям в стране функционируют 186 КППК, 71 ПМПК», - сказал спикер.

В целях индивидуального развития и создания условий для личностного развития детей функционируют 1304 организаций дополнительного образования с охватом 995 811 детей. Кроме того, при школах организована работа кружков по интересам (например, танцевальные, театральные, вокал, предметные и т.д.).

«В республике в рамках развития системы дополнительного образования ведется целенаправленная работа по развитию массового спорта, в том числе среди детей школьного возраста. Доля школьников, охваченных спортивными секциями в организациях среднего образования составляет 36,7%. %»,- сказал глава ведомства.

Также в программу «Рухани жаңғыру» вовлечены все школы страны и составляет 100%.

Обеспечение школ интернет

По данным НОБД обеспеченность дневных общеобразовательных школ подключением к широкополосной сети интернет со скоростью 4 мбит/сек и более составляет 6 616 школ или 89,49%.

«Cистема электронных журналов и дневников внедрена в 6 613 (94,3%) школах. Системой электронных журналов и дневников пользуются более 300 тыс учителей, 2,7 млн учеников и 1,9 млн родителей. Также введена в эксплуатацию мобильная версия для учителей, родителей и детей. Мобильным приложением для учителей (kundelik.mugalim) пользуются 50 тыс учителей, мобильным приложением для родителей пользуются 40 тыс родителей. В сельских школах Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей апробируется образовательная система «Bilim book»», - проинформировал Асхат Аймагамбетов.

Однако, по данным министерства, 93 школы не имеют подключения интернет вообще. При этом 30 школ из этого числа приходится на ЗКО. По словам министра, подключение к интернет данных школ будет проходить поэтапно, однако точное время подключения (2020-2021 год) пока не уточнены.

Кроме того, министр рассказал сколько учреждений образования имеют видеонаблюдения.

«По данным МИО, системами видеонаблюдения в 2018-2019 учебного года частично оснащены 49% (3036) детских садов и 85,2% (5976) общеобразовательных школ, полностью – 8,1% (504) дошкольных организаций и 17% (1170) общеобразовательных школ», - пояснил он.

В целях обеспечения безопасности детей совместным приказом МВД и МОН утверждены стандарты и требования к оснащению организаций дошкольного и среднего образования системами видеонаблюдения.

Трехсменные школы

Большой проблемой остаются дефицит мест и, соответственно, наличие трехсменных школ.

«В этом году план был 0% по трехсменным школам, однако этот показатель составляет 1,8%. На сегодняшний день сохраняются 36 аварийных и 125 трехсменных школ. 41% - малокомплектные школы. Много саманных школ, а также школ, которые были построены еще в 1920 году. Для решения проблем аварийных и трехсменных школ за счет РБ ведется строительство 118 школ (2019 г – 57 школ)», - сообщил министр.

Кстати в период 2016-2018 годы было построено 342 школы.

Детские дома

По данным МОН РК, в сфере охраны прав детей функционируют 107 детских домов с общим контингентом 24 612 детей.

«Со 140 до 107 единиц сократились детские дома за время реализации программы. Количество сирот сократилось на 31%», - сообщил Аймагамбетов.

Он добавил, что за 8 месяцев 2019 года доля детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, обеспеченных семейным устройством от общего числа вновь выявленных детей данной категории, составляет 68% или 1385 детей.

При этом, 100% безнадзорных и беспризорных детей, поступивших в Центры адаптации несовершеннолетних, прошли социальную адаптацию и переданы в семьи (3907 детей).

ТиПО

По данным ведомства, доля молодежи с техническим и профессиональным образованием в возрасте 18-28 лет в структуре занятого населения составляет 40%.

Дуальное обучение внедрено в 486 колледжах (2017 год – 460 колледж) с участием 4 188 предприятий. Контингент составил 38 823 студентов.

В 2019 году в рамках проекта размещен госзаказ на 97,8 тыс мест, в том числе 21,3 тыс по программе продуктивной занятости.

«Планомерно увеличивается доля учебно-производственных мастерских, лабораторий и кабинетов специальных дисциплин государственных колледжей, оснащенных современным обучающим оборудованием с 41,2% в 2016 году до 45% в 2018 году», - рассказал спикер.

В свою очередь заместитель председателя НПП РК «Атамекен» Олжас Ордабаев отметил, что в плане дуального обучения подушевое финансирование сыграло большую роль в его приросте.

«Ранее не было возмещения расходов бизнесменов – расходы на материалы, зарплаты. Считаю, что с введением методики подушевого финансирования дуальное обучение станет развиваться. Я думаю, что нынешний показатель предприятий с дуальным обучением вырастет до 50 тыс за последующие 2 года», - проинформировал заместитель председателя палаты.

По его данным, в настоящее время функционируют около 5 тыс предприятий, которые внедрили дуальное обучение.

Министр образования напомнил, что на подушевое финансирование перешли 437 государственных и 80 частных школ республики.

Высшее образование

По данным МОН, в высшем образовании ежегодно растет объем госзаказа на подготовку кадров.

«В текущем году госзаказ составил 66 556 мест. В 3,5 раза увеличен госзаказа на подготовку докторов PhD (2016 г. – 628., 2019 г. – 2 312) и почти в два раза на подготовку магистров (2016 г. – 7 429, 2019 г. – 13 159)», - сообщил министр.

Асхат Аймагамбетов добавил, что количество образовательных грантов, выделяемых за счет средств МИО составило 5 тыс грантов (в 2018 г. – 2800).

«В результате увеличения госзаказа, повторной сдачи ЕНТ и комплексного тестирования расширен доступ к высшему образованию, а также сократился отток студентов. Например, в 2018 году 636 выпускников ВКО поступили в учебные заведения других стран, в том числе 624 обучаются в России, 12 в Китай, Чехии, Германии, Канада, Грузии (2017 год – 890, 2016 год – 1600)», - рассказал он.

При этом, численность иностранных студентов в сфере высшего образования увеличилась на 8,9 тыс чел и достигла 21,7 тыс чел или 4% от общего контингента.

«В рейтинге лучших университетов мира QS WUR в 2019 году отмечены 10 казахстанских вузов. Лидирующую позицию среди казахстанских вузов в рейтинге занимает КазНУ им. аль-Фараби (топ-300)», - сказал министр.

С 2019 года каждый вуз получает лицензию на ведение образовательной деятельности по конкретному направлению подготовки, в рамках которого может самостоятельно реализовывать соответствующие образовательные программы.

В целом, по его словам, доля работающего населения, имеющее высшее образование составляет 38,5%. По официальным данным Комитета статистики МНЭ РК, количество работающего населения составляет 8 727 891 человек, из них с высшим образованием 3 368 231 человек.

Наука

По данным министра, в сфере науки функционируют 384 организаций. Вопросами исследования и научными разработками занимаются 22 378 научных работников, в том числе 7 748 молодых ученых в возрасте до 35 лет.

«Индикатор «Прирост исследователей от общего количества исследователей в 2014 году (18 930 чел)» составил 18,2% при плане 18%. В 2019 году достигнут индикатор госпрограммы «Доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования НИОКР» – 25,4%, план – 22,3%. Доля расходов бизнеса в общем объеме затрат на НИОКР в 2019 году составил 37,2% при плане 25%», - пояснил спикер.

При этом, согласно его данным, доля коммерциализируемых проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ составила 23,5%. Кроме того, уровень цитируемости публикаций по базе Web of Science Core Collection (Thomson Reuters) от общего количества публикаций (2137) за 2018 год составил 40,5% (866 ед) и по итогам 8 месяцев составляет 32%.

Напомним, основной целью Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы является повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.

Все новости
66.249.70.90, 192.168.88.100