• Главная
  • Госпрограмма развития образования: что сделано
21 Октября, 2019 13:16

Госпрограмма развития образования: что сделано

Из 12 индикаторов Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, 11 исполнены и 1 частично исполнен. Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов представил основные итоги данной госпрограммы на правительственном часе в Мажилисе Парламента, передает корреспондент Strategy2050.kz.

Госпрограмма развития образования: что сделано | Strategy2050.kz
«В период 2016-2018 годы велась реализация 12 индикаторов, 71 показателя и 262 мероприятий. Из 12 индикаторов исполнены 11 (91,6%), частично исполнен – 1 (8,3%). Из 71 показателя исполнены – 65 (91,5%), частично – 4 (5,6%), не исполнен – 2 (2,8%). Из 262 мероприятий исполнены 259 мероприятий, частично исполнено – 2, не исполнено – 1», - проинформировал глава ведомства.

Он напомнил, что за 3 года на реализацию госпрограммы из республиканского и местного бюджетов выделено 1 трлн 466 млн тенге.

«Всего освоение составляет – 99,4% или 1 457 435,4 млн тенге. В 2019 году на реализацию ГПРОН выделено 762,7 млрд тенге (РБ – 416,5 млрд тенге, МБ – 346,2 млрд тенге», - сказал министр.

По его мнению, итоги мониторинга реализации госпрограммы за 3 года и 9 месяцев 2019 года свидетельствуют о положительных тенденциях в повышении уровня качества предоставляемых образовательных услуг.

Дошкольное образование

Асхат Аймагамбетов отметил, что одним из главных достижений программы – это увеличение охвата детей дошкольным образованием.

«В сфере дошкольного образования увеличился охват за счет расширения сети дошкольных организаций, в том числе за счет роста частных детсадов. В 2 раза увеличилось количество частных садов за короткое время. За время реализации госпрограммы сеть дошкольных организаций в стране увеличилась на 1839 единиц за счет строительства детсадов, открытия частных детсадов, мини-центров и других способов ввода (2019 г - 10 673 ед, 2015 г – 8 834 ед). Соответственно, на 13,6% увеличен охват дошкольным воспитанием и обучением детей с 3 до 6 лет (2018г – 95,2%, 2015 г. – 81,6%)», - проинформировал министр.

Следует отметить, что по состоянию на 1 октября текущего года функционируют 10 673 дошкольных организаций, из них детских садов – 6 470 ед, мини-центров - 4 203 ед. Контингент составляет 775 164 чел (2015 г – 758 772 чел).

Министр рассказал, что приоритетом в развитии дошкольного образования является ГЧП.                    

«В последние годы активно ведется работа по привлечению бизнеса в сферу образования. 38,2% (4082 ед) дошкольных организаций страны являются частными, что почти на 18,1% выше показателя 2015 года (20,1%)», - сказал спикер.

Он напомнил, что в 2017 году для упрощения процедуры открытия и функционирования частных детских садов были приняты новые Санитарные нормы и правила (приказ МЗ РК от 17 августа 2017 года № 615).

Кроме того, что в целях обеспечения прозрачности и мобильности распределения мест в дошкольные организации в городах, районных центрах регионов автоматизирована выдача направления в детские сады без участия в данной процедуре органов образования, детские сады выбирают сами родители.

Вместе с тем, как подчеркнул Аймагамбетов, в данном вопросе есть и проблемы.

«Есть проблема, когда дети из очереди не уходят, хотя ушли в частные детские сады. Над этим вопросом мы будем работать», - сказал он.

Спикер также рассказал о том, когда в стране планируется переход на 12-летнее образование.

«Мы планируем переход на 12-летнее образование в 2021 году. Уже в этом году 80% детей пошли в школу с 6 лет. В 2021 году, если ребенок пойдет в школу в 6 лет, то закончит 12 классов в 17 лет и далее может быть призван в армию или получить отсрочку при поступлении в ВУЗ. То есть ситуация будет аналогичной с той, что сейчас – дети идут в 7 лет и заканчивают 11-й класс в 17 лет», - пояснил министр.

Инклюзивное образование для дошкольников

Асхат Аймагамбетов отметил, что в 2018 году 20,1% (1232 организаций) дошкольных организаций созданы условия для инклюзивного образования, что на 11% выше, чем в 2015 году (9,1%).

«Наблюдается положительная динамика кадрового состава дошкольного воспитания и обучения. Если в 2015 году только 34,8% воспитателей имели профессиональную подготовку в сфере дошкольного воспитания и обучения, то в 2018 году данный показатель достиг 58,2%», - проинформировал он.

Стоит напомнить, что с 2016 года внедрена Типовая программа дошкольного воспитания и обучения, где определены базовые навыки, которыми должен владеть дошкольник. В рамках обновления содержания с 2017 года внедрена система индикаторов оценивания развития умений и навыков детей. В 2018 году утверждены ГОС дошкольного воспитания и обучения, разработана и внедрена с 1 сентября 2019 года Программа раннего развития детей.

«Ежегодно 7600 воспитателей проходят повышение квалификации. Доля обновленных образовательных программ курсов повышения квалификации в области менеджмента для руководителей дошкольных организаций составляет 100 %», - сказал министр образования.

Он добавил, что в сфере среднего образования продолжается переход на обновленное содержание. В обновленном содержании упор направлен на функциональную грамотность – не только знать, но и уметь применять в жизни полученные знания.

«Осуществлен переход на обновленное содержание учащихся 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 классов или 95,4% учащихся школ. Параллельно введена 5-дневная учебная неделя. Внедрена критериальная система оценивания учебных достижений обучающихся», - пояснил спикер.

Вместе с тем 273 тыс учителей (94%) прошли курсы по обновленной программе обучения и получают доплату за преподавание по обновленному содержанию.

Инклюзивное образование для школьников

Глава минобразования рассказал, что большое внимание уделяется детям с особыми образовательными потребностями в развитии. На сегодня 60% школ перешли на инклюзивное образование.

«Реализуется принцип равных прав к равным возможностям для всех детей независимо от состояния здоровья к получению качественного образования. В республике 4207 школ (60%) из 7016 создали условия для инклюзивного образования», - сообщил министр.

Он подчеркнул, что это на 30% выше показателя 2015 года (30%).

Сельские школы

В стране особое внимание уделяется сокращению разрыва между городскими и сельскими школами в качестве образования.

«Разрыв город-село в результате ВОУД-2019 11-х классов составил 7,3% (2018 г. – 11,8%). В исследовании PIRLS-2016 (качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы) средний балл казахстанских школьников составил 536 баллов. Это позволило Казахстану занять 27 место среди 50 стран», - проинформировал он.

Глава ведомства добавил, что данный результат сопоставим с показателями сверстников из Германии, Канады, Австрии и Словацкой Республики.

Педагогические кадры

Ключевым ресурсом казахстанского образования являются высококвалифицированные педагогические кадры. 54,5% учителей дневных государственных общеобразовательных школ (157 944 чел) имеют первую и высшую категории. Пополнение педагогического корпуса молодыми специалистами составило 3,5%, что свидетельствует о достижении планового показателя госпрограммы.

«В 2018 году внедрена новая система аттестации педагогов. Более 123 тыс – 70% учителей прошли аттестацию и получают доплаты от 30 до 50% в зависимости от квалификации», - сообщил министр.              

Кроме того, с 1 января 2019 года педагоги-психологи получают увеличенный размер должностных окладов (в среднем на 6-7 тыс тенге). Аймагамбетов добавил, что с 1 сентября 2019 года был установлен новый вид доплаты школьным педагогам-психологам за квалификации по итогам аттестации по новой системе.

«В госпрограмме предусмотрено расширение сети кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) с 149 единиц до 185 в 2019 году и психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) – с 58 единиц до 85 в 2019 году. В настоящее время для оказания коррекционно-педагогической поддержки детям в стране функционируют 186 КППК, 71 ПМПК», - сказал спикер.

В целях индивидуального развития и создания условий для личностного развития детей функционируют 1304 организаций дополнительного образования с охватом 995 811 детей. Кроме того, при школах организована работа кружков по интересам (например, танцевальные, театральные, вокал, предметные и т.д.).

«В республике в рамках развития системы дополнительного образования ведется целенаправленная работа по развитию массового спорта, в том числе среди детей школьного возраста. Доля школьников, охваченных спортивными секциями в организациях среднего образования составляет 36,7%. %»,- сказал глава ведомства.

Также в программу «Рухани жаңғыру» вовлечены все школы страны и составляет 100%.

Обеспечение школ интернет

По данным НОБД обеспеченность дневных общеобразовательных школ подключением к широкополосной сети интернет со скоростью 4 мбит/сек и более составляет 6 616 школ или 89,49%.

«Cистема электронных журналов и дневников внедрена в 6 613 (94,3%) школах. Системой электронных журналов и дневников пользуются более 300 тыс учителей, 2,7 млн учеников и 1,9 млн родителей. Также введена в эксплуатацию мобильная версия для учителей, родителей и детей. Мобильным приложением для учителей (kundelik.mugalim) пользуются 50 тыс учителей, мобильным приложением для родителей пользуются 40 тыс родителей. В сельских школах Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей апробируется образовательная система «Bilim book»», - проинформировал Асхат Аймагамбетов.

Однако, по данным министерства, 93 школы не имеют подключения интернет вообще. При этом 30 школ из этого числа приходится на ЗКО. По словам министра, подключение к интернет данных школ будет проходить поэтапно, однако точное время подключения (2020-2021 год) пока не уточнены.

Кроме того, министр рассказал сколько учреждений образования имеют видеонаблюдения.

«По данным МИО, системами видеонаблюдения в 2018-2019 учебного года частично оснащены 49% (3036) детских садов и 85,2% (5976) общеобразовательных школ, полностью – 8,1% (504) дошкольных организаций и 17% (1170) общеобразовательных школ», - пояснил он.

В целях обеспечения безопасности детей совместным приказом МВД и МОН утверждены стандарты и требования к оснащению организаций дошкольного и среднего образования системами видеонаблюдения.

Трехсменные школы

Большой проблемой остаются дефицит мест и, соответственно, наличие трехсменных школ.

«В этом году план был 0% по трехсменным школам, однако этот показатель составляет 1,8%. На сегодняшний день сохраняются 36 аварийных и 125 трехсменных школ. 41% - малокомплектные школы. Много саманных школ, а также школ, которые были построены еще в 1920 году. Для решения проблем аварийных и трехсменных школ за счет РБ ведется строительство 118 школ (2019 г – 57 школ)», - сообщил министр.

Кстати в период 2016-2018 годы было построено 342 школы.

Детские дома

По данным МОН РК, в сфере охраны прав детей функционируют 107 детских домов с общим контингентом 24 612 детей.

«Со 140 до 107 единиц сократились детские дома за время реализации программы. Количество сирот сократилось на 31%», - сообщил Аймагамбетов.

Он добавил, что за 8 месяцев 2019 года доля детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, обеспеченных семейным устройством от общего числа вновь выявленных детей данной категории, составляет 68% или 1385 детей.

При этом, 100% безнадзорных и беспризорных детей, поступивших в Центры адаптации несовершеннолетних, прошли социальную адаптацию и переданы в семьи (3907 детей).

ТиПО

По данным ведомства, доля молодежи с техническим и профессиональным образованием в возрасте 18-28 лет в структуре занятого населения составляет 40%.

Дуальное обучение внедрено в 486 колледжах (2017 год – 460 колледж) с участием 4 188 предприятий. Контингент составил 38 823 студентов.

В 2019 году в рамках проекта размещен госзаказ на 97,8 тыс мест, в том числе 21,3 тыс по программе продуктивной занятости.

«Планомерно увеличивается доля учебно-производственных мастерских, лабораторий и кабинетов специальных дисциплин государственных колледжей, оснащенных современным обучающим оборудованием с 41,2% в 2016 году до 45% в 2018 году», - рассказал спикер.

В свою очередь заместитель председателя НПП РК «Атамекен» Олжас Ордабаев отметил, что в плане дуального обучения подушевое финансирование сыграло большую роль в его приросте.

«Ранее не было возмещения расходов бизнесменов – расходы на материалы, зарплаты. Считаю, что с введением методики подушевого финансирования дуальное обучение станет развиваться. Я думаю, что нынешний показатель предприятий с дуальным обучением вырастет до 50 тыс за последующие 2 года», - проинформировал заместитель председателя палаты.

По его данным, в настоящее время функционируют около 5 тыс предприятий, которые внедрили дуальное обучение.

Министр образования напомнил, что на подушевое финансирование перешли 437 государственных и 80 частных школ республики.

Высшее образование

По данным МОН, в высшем образовании ежегодно растет объем госзаказа на подготовку кадров.

«В текущем году госзаказ составил 66 556 мест. В 3,5 раза увеличен госзаказа на подготовку докторов PhD (2016 г. – 628., 2019 г. – 2 312) и почти в два раза на подготовку магистров (2016 г. – 7 429, 2019 г. – 13 159)», - сообщил министр.

Асхат Аймагамбетов добавил, что количество образовательных грантов, выделяемых за счет средств МИО составило 5 тыс грантов (в 2018 г. – 2800).

«В результате увеличения госзаказа, повторной сдачи ЕНТ и комплексного тестирования расширен доступ к высшему образованию, а также сократился отток студентов. Например, в 2018 году 636 выпускников ВКО поступили в учебные заведения других стран, в том числе 624 обучаются в России, 12 в Китай, Чехии, Германии, Канада, Грузии (2017 год – 890, 2016 год – 1600)», - рассказал он.

При этом, численность иностранных студентов в сфере высшего образования увеличилась на 8,9 тыс чел и достигла 21,7 тыс чел или 4% от общего контингента.

«В рейтинге лучших университетов мира QS WUR в 2019 году отмечены 10 казахстанских вузов. Лидирующую позицию среди казахстанских вузов в рейтинге занимает КазНУ им. аль-Фараби (топ-300)», - сказал министр.

С 2019 года каждый вуз получает лицензию на ведение образовательной деятельности по конкретному направлению подготовки, в рамках которого может самостоятельно реализовывать соответствующие образовательные программы.

В целом, по его словам, доля работающего населения, имеющее высшее образование составляет 38,5%. По официальным данным Комитета статистики МНЭ РК, количество работающего населения составляет 8 727 891 человек, из них с высшим образованием 3 368 231 человек.

Наука

По данным министра, в сфере науки функционируют 384 организаций. Вопросами исследования и научными разработками занимаются 22 378 научных работников, в том числе 7 748 молодых ученых в возрасте до 35 лет.

«Индикатор «Прирост исследователей от общего количества исследователей в 2014 году (18 930 чел)» составил 18,2% при плане 18%. В 2019 году достигнут индикатор госпрограммы «Доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования НИОКР» – 25,4%, план – 22,3%. Доля расходов бизнеса в общем объеме затрат на НИОКР в 2019 году составил 37,2% при плане 25%», - пояснил спикер.

При этом, согласно его данным, доля коммерциализируемых проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ составила 23,5%. Кроме того, уровень цитируемости публикаций по базе Web of Science Core Collection (Thomson Reuters) от общего количества публикаций (2137) за 2018 год составил 40,5% (866 ед) и по итогам 8 месяцев составляет 32%.

Напомним, основной целью Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы является повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.

рекомендуемое
Все новости
хроника 2050

МСБ будет производить не менее 50% объема ВВП

Производительность труда будет увеличена до 126 тысяч долларов 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием

Казахстан будет полностью обеспечивать собственный рынок ГСМ в соответствии с новыми стандартами экологичности

Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза и в три раза к 2040 году

Начнется перевод нашего алфавита на латиницу

95% казахстанцев должны владеть казахским языком

На 15 % посевных площадей будут применяться водосберегающие технологии

Будет решена проблема обеспечения населения водой для орошения

Показатель объёма ВВП на душу населения достигнет 60 тысяч долларов

Доля городских жителей РК вырастет до 70 % от всего населения