• Главная
  • Новости
  • Эволюция Конституции Казахстана. Почему многие страны меняют Основной закон

Эволюция Конституции Казахстана. Почему многие страны меняют Основной закон

30 августа, 2021 08:26

26 лет назад 30 августа на всенародном референдуме была принята действующая Конституция Казахстана. Основной документ определил основы политической, правовой и экономической систем государства. За это время в Конституцию пять раз вносили поправки, которые коснулись сроков и функций президента, а также полномочий парламента. Как поправки в Конституции повлияли на политическую систему в стране, читайте в материале Strategy2050.kz.


Первая Конституция независимого Казахстана

В первый год независимости в стране действовала Конституция Казахской ССР. Ее пытались адаптировать под новые условия, но несмотря на все изменения и поправки, она не отвечала требованиям. Молодая страна нуждалась в новом правовом фундаменте для дальнейшего развития государства.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал указание создать рабочую группу, в которую вошли известные казахстанские юристы, правоведы. В 1992 году проект Основного закона представили в Конституционную комиссию. Но в то время еще были сильны воспоминания о Советском союзе, и многие люди, в том числе и депутаты Верховного Совета, все еще были сторонниками прежней политической системы. Комиссия, которая в основном состояла из сторонников советской политической системы, отвергла важные предложения, касающиеся принципов формирования двухпалатного Парламента, механизма его роспуска, импичмента Президента. При этом члены комиссии утвердили право Верховного Совета выступать от имени всего народа Казахстана. Это означало отсутствие принципа разделения государственной власти и двоевластие.

Несмотря на возражения общественных организаций и политических партий, 28 января 1993 года Верховный Совет проголосовал за Конституцию Республики Казахстан. Этот Основной закон стал результатом компромисса, но он был несовершенен, оторван от реальности. Совсем скоро станет ясно, что политика Верховного Совета несовместима с курсом на рыночные преобразования и демократизацию политической системы.

Такое же противостояние президента и парламента было и в соседней России. В октябре 1993 года внутриполитический конфликт завершился насильственным прекращением советской модели власти. Кровопролитие в центре Москвы отрезвило казахстанских депутатов и политиков. И уже через месяц в Казахстане Советы стали самораспускаться. 9 декабря 1993 года прекратил существовать Верховный Совет. Президент стал единственным гарантом Конституции и государственного суверенитета в условиях неустойчивой политической системы.

Вторая Конституция независимого Казахстана

30 апреля 1995 года Президент страны Нурсултан Назарбаев обратился к народу. Он поднял вопрос о необходимости нового Основного закона. Затем была создана специальная рабочая группа во главе с министром юстиции Нагашбаем Шайкеновым. Проект новой Конституции был представлен 22 мая 1995 года для рассмотрения и юридической оценки в специально сформированный консультативный совет, а 30 июня вынесен на всенародное обсуждение. В течение месяца казахстанцы рассматривали документ, они сделали около 30 тысяч замечаний и предложений. В результате в текст Конституции внесли 1 100 поправок.

30 августа 1995 года состоялся Всенародный референдум, в котором приняло участие 81,1% избирателей, почти 90% из них проголосовали за новую Конституцию.

Конституция 1995 года кардинально отличалась от предыдущего Основного закона. В новой Конституции был отображен переход широких полномочий парламента к Президенту и потеря парламентом контрольных функций. В результате высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики, стал Президент.

Парламент был разделен на две палаты — сенат и мажилис. Законодательная функция парламента была распределена между тремя институтами – президентом, правительством и депутатами парламента. Были упразднены Верховный совет, Конституционный суд, Арбитражный суд. Высшим судебным органом республики стал Верховный суд.

Согласно Конституции, Президент формировал правительство, которое стало подотчетно Главе государства и парламенту. Премьер-министра также назначал Президент с одобрения парламента. После принятия нового Основного закона в течение двух лет окончательно сформировалась политическая вертикаль, вершиной которой является Президент, а исполнительная, законодательная, местная и судебная власти – устойчивым основанием.

Как менялся Основной закон РК

С момента принятия действующей Конституции в нее пять раз вносили изменения и дополнения. Это происходило в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах.

В первый раз изменения затронули 19 статей. Поправки касались совершенствования избирательной системы, повышения роли политических партий, расширения полномочий парламента в вопросах изменения в Конституции и контроля над правительством, всестороннего развития гражданского общества, обеспечения свободы прессы, формирования независимой судебной системы, увеличения представительства женщин во всех органах власти. Также были пересмотрены сроки и полномочий Президента, депутатов сената и мажилиса, снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Так, срок президентских полномочий увеличился до семи лет, сенаторов стали выбирать на шесть лет, мажилисменов – на пять. Кроме того, 10 депутатов мажилиса стали избираться на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Внесенные изменения в Основной закон в октябре 1998 года были направлены на развитие политической системы и демократизацию страны.

В 2007 году в Конституцию внесли 30 значительных поправок. В результате был закреплен переход к пропорциональной избирательной системе. Срок президентских полномочий уменьшили с 7 до 5 лет. Появилось определение «Первый Президент». Также было прописано новое требование для кандидатов в президенты, которое касалось постоянного проживания в Казахстане последние 15 лет.

Еще одно важное изменение касалось Ассамблеи народа Казахстана. Она получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат.

В феврале 2011 года в Конституцию внесли изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов главы государства. Тогда же за Нурсултаном Назарбаевым был закреплен статус «Елбасы».

В марте 2017 Нурсултан Назарбаев объявил о конституционной реформе. Главная цель — переход отдельных полномочий Президента к парламенту и правительству. В Конституцию внесли дополнения к требованиям, предъявляемым к кандидату в президенты. Теперь кандидаты должны иметь высшее образование, опыт работы на государственной службе или на выборных государственных должностях не менее 5 лет.

Также к правительству перешли полномочия по утверждению государственных программ, единой системы финансирования и оплаты труда бюджетных работников. Также было прописано, что правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом.

Согласно поправкам, Президент получил право прекращать полномочия любого маслихата досрочно после консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента. Изменился порядок назначения акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Смена данных государственных служащих осуществляется по представлению президента с согласия маслихатов.

Всего было внесено 26 поправок в 19 статей.

Последнее изменение в Конституцию произошло 23 марта 2019 года в связи с переименованием названия столицы с Астана на Нур-Султан. Этот закон подписал Президент РК Касым-Жомарт Токаев.

Все изменения в Конституции Казахстана соответствовали требованиям времени и способствовали развитию страны. Последняя конституционная реформа 2017 года была высоко оценена Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия). Эти изменения были необходимы для последовательно преобразования согласно Стратегии «Казахстан-2050». По итогам реформы некоторые функции Президента Республики были переданы Парламенту и Правительству, при этом была повышена их роль и ответственность.

На сегодня в Конституции Казахстана есть все правовые инструменты для успешного развития страны и стабильности в обществе.

Кстати, Казахстан — не единственная страна в мире, которая дважды меняла Конституцию. Это происходило в Доминиканской Республике, Коморах, Демократической Республике Конго, ЦАР, Котд’Ивуар, Гвинее, Сербии и Черногории, Таиланде. Причем в последней стране новую Конституцию принимали через год после предыдущей.

Изменение Конституции в современном мире — нормальное явление. Тем более, что многие документы были приняты еще в XIX веке. К примеру, Конституции Голландии и Норвегии считаются одними из старейших в мире. Они датированы 1814 годом. Норвежская Конституция претерпевала поправки более двухсот раз. В Голландскую Конституцию поправки вносились 24 раза. А в 1983 году ее текст модернизировали, не оставив практически никаких положений нетронутыми.

Даже новые Конституции подвергаются изменениям. Например, Основной закон Швейцарии 1999 года подвергался изменениям 10 раз, в Бельгии Конституция 1994 года модернизировалась 12 раз.

Известно, что около 30 конституций в XXI веке принимались по итогам революций, войн, переворотов и массовых волнений.

Конституционные изменения необходимы для полноценного развития государства, а также отражения интересов нового поколения.

Экспертный институт социальных исследований изучил международный опыт обновление Конституций. В этом исследовании институт отметил, что большинство стран меняли Основной закон, чтобы соответствовать современным запросам общества, расширить права человека, усилить гарантии реализации основных прав, также охватить новые актуальные сферы, такие как экология, защита животных, научно-техническое развитие, защита персональных данных в Сети. Некоторые страны меняли Конституцию, чтобы развивать регионы, расширяя их роль в управлении, в том числе в принятии решений на национальном уровне. Также изменения делались для расширения возможности участия граждан в принятии решений.     

Все новости