Эксперт: Бизнес – это не только Илон Маск и Силиконовая долина

4 сентября, 2020 11:09

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Олжас Ордабаев рассказал корреспонденту Strategy2050.kz о том, как предпринимательские навыки внедряются в школьное и вузовское образование, и почему об этом говорил Президент РК Касым-Жомарт Токаев в Послании.


Олжас Ордабаев разграничил понятия «предпринимательство» и «бизнес». Он поясняет, что понятие предпринимательства гораздо шире, чем понятие бизнеса.

«Мы пытаемся научить детей и молодежь навыкам предпринимательства. В Казахстане считается, что предприниматель – это и есть бизнесмен. Но предпринимать – это не значит только лишь заниматься бизнесом. Предпринимателем можно быть и на наемной работе. Чтобы школьникам это было понятно, мы даем им «мягкие навыки», или, по-другому, soft skills. Это умение коммуницировать, умение добывать для своей компании деньги, понимание, что от прибыли твоей фирмы зависит и твоя зарплата. Это уметь правильно решить поставленную задачу без указаний руководителя, принять верное решение, не ожидая, что тебе будут объяснять каждый шаг. По сути, я бы даже сказал, что для каждого человека его наемная работа – это и есть его бизнес, ведь он продает свои мозги или рабочую силу. То есть каждый из нас – бизнесмен на своем рабочем месте, и для этого не нужно быть Илоном Маском», - считает он.

По мнению Олжаса Ордабаева, предмет «основы предпринимательства», о котором сказал в Послании Глава государства - как раз об этом. НПП «Атамекен» занимается привитием предпринимательских навыков уже с 2015 года. В 2019 году предмет «основы предпринимательства», как элективный, начали преподавать в 2103 общеобразовательных школах Казахстана 51 302 ученикам. В 2020 году предмет внедрен еще в 2 тыс. общеобразовательных школах. Кроме того, в НПП «Атамекен» совместно с МОН РК разработали программу и учебник для 10-11 класса.

«Учебник сделан в игровом интерактивном формате с использованием казахстанских кейсов – историй успехов молодых предпринимателей страны. Чтобы школьники понимали, что предпринимательство – это не только Илон Маск или Марк Цукерберг. И у нас есть молодые успешные предприниматели, которые сами начали дело и смогли зарабатывать на собственных мозгах и навыках. Есть примеры блогеров, вайнеров, которые ушли в бизнес. У нас был разбор кейса Yuframe – о том, как команда вайнеров смогла проявить себя в общепите, открыв Yuframe burger Mega Alma-Ata. Мы объясняем, как зарабатывать в маркетинге, в рекламе. Для ребят это понятно и интересно», - добавил спикер.

Кроме того, в НПП «Атамекен» разработали курс обучения для педагогов. Школьных учителей нужно тоже обучать, как детей учить предмету «основы предпринимательства».

«В прошлом году мы обучили 1784 и в 2020 году еще 1700 учителей продолжаем обучать, как работать с нашим предметом. Понятно, что, например, географу сложно погрузиться в тему предпринимательства. Поэтому для школьников и педагогов мы разработали образовательный портал «Атамекен академия». Там выложена вся программа учебника онлайн, в видеуроках. Там выложены и примеры всем известных зарубежных компаний, например, мы рассказываем о прорыве «Кока Колы» на рынке. Мы объясняем разные тренды, как маленький бизнес становится огромной корпорацией. И, конечно, там много казахстанских примеров, чтобы ребята понимали, что и в Казахстане можно быть крутым предпринимателем, что бизнес – это не только про Америку и Силиконовую долину», - сказал Олжас Ордабаев.

Курс предпринимательства на портале «Атамекен академия» может пройти любой школьник, так как он выложен в открытом доступе.

«Со всем, что связано с основами предпринимательства для 10-11 классов, мы на протяжении последних 4 лет активно занимаемся и очень рады, что Глава государства дал новый импульс для развития этого предмета. Мы его начали вводить уже в вузы и колледжи. В прошлом году 50 тыс. учащихся колледжей и 42 тыс. студентов вузов прошли обучение по предмету «Основы предпринимательства. Очень важно «посеять» зерно предпринимательства не только среди школьников, но и в головах студентов», - добавил Олжас Ордабаев.

Он привел пример, как павлодарская студентка, закончив вуз, интересовавшаяся сопротивлением материалов, выиграла конкурс, получила грант и открыла небольшой цех по производству сувенирных изделий из стекла.

«Это как раз ее тематика: то, чему она обучалась. И она наложила свои профессиональные знания на тему предпринимательства и начала продавать сувенирные изделия из стекла. Президент в своем послании и говорит, что нужно открывать детские кружки, учить детей ремесленничеству. Ремесленничество – это авторский микробизнес. А мы обучаем, как начать микробизнес, и что бизнес – это необязательно сложные маркетинговые исследования. Все можно делать самому, и мы обучаем этим простым практикам», - говорит он.

Особенно в бизнесе могут выиграть те, кто умеет что-то делать руками.

«Но нужно при этом научиться накладывать свои профессиональные навыки на предпринимательство. Можно много примеров парикмахеров приводить: начав работать в салоне, они через несколько лет открыли собственные салоны. Или как простой строитель или оконщик собирает свою команду мастеров, которая вырастает в компанию. Человек, выросший с низов, будет понимать производственный процесс, где можно оптимизировать, где сэкономить. И когда студент понимает, что на получаемых знаниях он может создать свой бизнес, он будет по-другому относиться к процессу обучения. Наверное, он не будет уже прогуливать, будет серьезнее относиться к занятиям. Когда мы приходим на первый курс, то не совсем понимаем, что из предлагаемых вузом предметов нам пригодится. Нам кажется, что знания какие-то аморфные, и когда они еще понадобятся нам – непонятно. А студент, получающий знания по основам предпринимательства, будет думать через призму того, что эти новые знания и навыки можно монетизировать», - отметил спикер.

По его словам, этим путем идут финны. Финское образовательное чудо известно почти всем.

«Финны используют тему предпринимательства начиная со школы и заканчивая вузом, как инструмент более глубокого изучения любой тематики. Они школьникам дают сразу какой-то бизнес-проект. Дети пробуют разные бизнес-проекты. Например, они вникают в историю своего края, пытаются продавать услуги гидов, и поэтому к процессу изучения своей истории подходят совсем по-другому. Они думаю так: я должен все это хорошо знать, чтобы мои услуги гида купил турист. То же самое происходит со студентами, которые пишут курсовую не для полочки, а для того, чтобы знания, полученные в процессе ее написания, могли его кормить. И ребята начинают совсем по-другому относиться к учебе. Поэтому предпринимательство – это такой предмет, который поможет дать школьникам и студентам более глубинное понимание профессиональных вопросов», - резюмировал Олжас Ордабаев.

Поэтому, считает он, инициатива Главы государства об основах предпринимательства, изложенная Касым-Жомартом Токаевым в Послании – очень своевременна.

Все новости