Что нужно делать, чтобы казахстанцы не попадали в пучину экстремистского мракобесия?
Каковы причины возникновения религиозного экстремизма, какие действия нужно предпринимать, чтобы казахстанцы не попадали под влияние религиозных радикалов - на эти и другие вопросы корреспондента Strategy2050.kz ответил религиовед Есбосын Смагулов.

- Можно ли сказать, что причиной возникновения религиозного экстремизма на территории Казахстана является отсутствие знаний о сути религий, плохая информированность о целях экстремистских группировок?
- Прежде всего, хотел бы определиться с используемой терминологией. Слово «экстремизм» восходит к латинскому extremus - крайний, чрезмерный. Соответственно, экстремизмом называют приверженность крайним, выходящим за определенные рамки, взглядам, радикальным методам достижения своих целей.
Экстремизм обычно проявляется в фанатичной приверженности определенной идеологии, нетерпимости к чужим взглядам, отрицании распространенных в обществе ценностей и установок, склонности к насилию и так далее.
Как теория и практика экстремизм может формироваться на самой разной почве. Скажем, на почве идеи этнического (национального) превосходства, социальной вражды, либеральных концепций либо религиозных убеждений.
В каждом из этих случаев на путь радикализма, агрессии, противопоставления себя обществу людей толкает целый комплекс причин разного характера. Чаще всего, это неудовлетворенность своим положением, ущемление социальных или иных прав, политико-правовые конфликты и т.д. Как правило, причиной собственного ущербного положения такие личности считают определенную социальную, этническую или религиозную группу.
Как правило, это ведет к активному неприятию социальных порядков и политического устройства общества. Крайне правые и крайне левые группировки отвергают действующие государственные институты. Расистские, националистические группировки считают виновными во всех бедах общества представителей других национальностей или беженцев. Если говорить об экстремизме на почве религии, то в данном случае радикалы отвергают либо, выхолащивают ценности традиционных вероучений, абсолютизируют отдельные постулаты, догматизируют духовную практику. При этом они отрицают как гуманистическое содержание религии (ислама, христианства, буддизма), так и многовековую практику мирного сосуществования представителей разных вер. Причем радикальные течения зачастую борются не только с представителями других религий, но и с единоверцами, которые придерживаются более умеренных взглядов.
Причины экстремизма кроются во множестве социально-экономических, политико-правовых, идеологических факторов. Что касается отсутствия знаний о сути религий – это не столько причина, сколько условие, способствующее радикализации личности. Человек, не знающий основ вероучения и истории собственной религии, плохо знакомый со священными книгами, легко поддается манипуляциям, сомнительным трактовкам. Такой человек – идеальный объект для вербовки в любые деструктивные группировки.
- Какие действия нужно предпринять, чтобы казахстанцы не попадали в пучину мракобесия?
- Прежде всего, необходимо решать социальные проблемы, не допускать маргинализации людей, особенно молодежи. Должны действовать «социальные лифты».
Второй важный фактор — знания, интеллект. Я имею в виду не только глубокое знание постулатов религии. Это действительно важно. Но, помимо этого, человек должен иметь хорошее общее образование, навыки критического мышления, прагматизм. Это особенно актуально сегодня, когда на нас обрушивается огромный поток информации, в котором немало сомнительных сообщений, фейков, манипуляций. В наши дни фейковые публикации с помощью соцсетей и мессенджеров распространяются моментально. Люди тиражируют порой откровенно абсурдные публикации, например, связанные с коронавирусом. А ведь кто-то сознательно распространяет фейки, эта медиатехнология входит в число самых распространенных способов пропаганды и вербовки.
Третий фактор – идеологическое противодействие. Информации о религии много, поэтому молодой человек, заинтересовавшийся этой темой, легко может заблудиться в море публикаций. У нас есть проверенные источники, в том числе сайты Духовного управления мусульман Казахстана, просветительские порталы. Но нужно помнить, что информация должна подаваться в доступной для читателя форме. И здесь надо идти туда, где ищут эту информацию сами молодые люди, в том числе в соцсети. Сегодня это не только YouTube, vKontakte или Instagram, но и, например, TikTok.
Кстати, считаю, что сегодня у нас перебор контрпропаганды, критики экстремизма и терроризма. Вместе с тем не так много публикаций, где рассказывается о духовной составляющей религии, ее связи с культурой, историей, традициями и обычаями.
Сравните, сколько в том же YouTube роликов и новостей о терактах, радикализме, с одной стороны, и, с другой стороны, сколько материалов о вкладе ислама в культуру, о великих мусульманских просветителях, об архитектуре мечетей, многие из которых являются шедеврами зодчества. А что мы знаем, например, о мечетях, которые расположены в наших городах. А ведь это может быть рассказ, из которого мы узнаем об истории родного края, наших выдающихся соотечественниках, культуре, архитектуре, духовной жизни.
К сожалению, даже многие из тех, кто регулярно посещают мечети, не всегда имеют представление об устройстве мусульманского храма, его архитектурно-стилистических особенностях, связи с духовными центрами ислама.
А ведь в Казахстане мусульманская архитектура очень богата и разнообразна, она самобытна и в то же время связана с традициями искусства многих центров исламского мира. У нас есть древние храмы и мавзолеи, и в то же время строятся самые современные мечети, в которых хай-тек сочетается с принципами экологичности.
В качестве средства профилактики вместо лекций об экстремистских и террористических организациях я бы с удовольствием организовал экскурсии для студентов по нашим прекрасным мечетям или рассказал бы им о культуре, искусстве, философии мусульманского Востока.
- Является ли душевная пустота причиной того, что люди обращаются в экстремистские организации? То есть получается так, что люди потеряны, не могут найти свое место в жизни, у них нет внутренних «якорей», не сформированы должным образом убеждения, и такие секты заменяют им внутреннюю пустоту?
- Я уже отметил, что люди, обладающие слабыми знаниями в сфере религии, являются привлекательными для тех, кто рекрутирует в радикальные организации. Социально уязвимые слои общества, маргиналы, безработные, все, кто находится в социальном и идеологическом «вакууме» - это потенциальные радикалы. Этот вакуум может быстро заполнить самая сомнительная идеология, личность может попасть в замкнутые структуры, которые связывают человека различными личными, экономическими, псевдодуховными оковами, разорвать которые крайне сложно. В секту или радикальную группировку попасть очень легко, а выйти оттуда крайне сложно. И даже если человек вышел, это не проходит бесследно.
Причем радикализация может приобрести абсолютно любые формы – это может быть экстремизм и религиозной, и националистической, и социальной окрашенности.
Но в данном случае причины отчуждения или радикализации лежат далеко за пределами религии. Здесь необходимы социально-психологические методы работы с такими людьми, экономическая поддержка.
Нужно сделать привлекательным профессиональное образование, научить молодежь вести бизнес, дать установки, направленные на то, чтобы каждый смог найти свое место в жизни.
- Корень проблемы может находиться в самом человеке? В его взаимоотношениях с семьей, во внутренних противоречиях, в противоречиях между идеалами и реальностью, словами и поступками тех, кто является для человека примером?
- В большинстве своем люди, попадающие в деструктивные общины, не стремятся к насилию, радикальным действиям и, тем более, к терактам. Действительно, они могут быть разочарованы своей жизнью, невозможностью самореализоваться. Многие из них искренне верят, что новое окружение даст то, чего им не хватает в обществе, в своей семье, в привычном окружении. Это обычные, понятные всем установки. Например, безработные молодые люди хотят найти работу, материальную поддержку,
жилье. Девушки думают, что в новой среде им удастся создать семью, причем супругом будет верующий человек, который придерживается строгих моральных принципов, не подвержен вредным привычкам и т.д.
Да и те, кто зовет их к «новой» жизни, вряд ли расскажут, какую цену придется заплатить за это. Реалии таковы, что радикализация происходит постепенно, людей отрывают от родных и близких, многие порывают с учебой или работой. Постепенно формируются антиобщественные установки, внушаются такие цели, как борьба с неверными, самопожертвование ради абстрактных (чаще всего, ложных) целей, агрессия в отношении инакомыслящих.
- В экстремистские организации попадают в основном казахоязычные жители страны?
- Практика показывает, что под влияние деструктивных сил попадают и казахоязычные, и русскоязычные граждане. Причем некоторые исследователи полагают, что последних даже больше. И причина этого — то, что в наших мечетях проповеди и богослужения ведутся на казахском языке, а часть молодежи недостаточно владеет языком и не понимает того, что говорят имамы. Поэтому они могут попасть под влияние вербовщиков, говорящих на понятном им языке. Однако в последнее время эта проблема решается. У нас есть хорошо образованные представители мечетей, которые могут разъяснить русскоязычным мусульманам вопросы веры.
Сегодня во всех регионах Казахстана действуют центры и неправительственные организации, занимающиеся вопросами религии. Как правило, там работают религиоведы, теологи, психологи, другие специалисты, готовые оказать помощь и проконсультировать на казахском и русском языках.
Например, в Павлодаре работает прекрасный специалист Гульназ Раздык, которая помогает тем, кто попал под влияние радикальной идеологии. Среди тех, с кем она работает, женщины, вернувшиеся из Сирии и других горячих точек, лица, находящиеся в местах заключения, последователи радикальных жамагатов. Естественно, работа ведется и с теми, кто просто ищет жизненные ориентиры и хочет разобраться в вопросах религии.
- Может ли защитить человека хорошее образование от влияния деструктивных идеологий?
– Знаете, сам по себе фактор образования не всегда означает иммунитет от радикализма. Я хорошо знаком с биографиями людей, которые имели высшее образование, ученые степени, были социально благополучными и достаточно обеспеченными, обладали собственным бизнесом либо находились на государственной службе. Но все это не спасло их от попадания под влияние деструктивной идеологии. Здесь сработали иные психологические механизмы и мотивы.
Очень важен фактор социализации, связь с духовным миром своего народа, его прошлым, настоящим и будущим. Не случайно, всевозможные секты появляются в переломные периоды истории, когда в умах смятение, когда прежние идеалы рушатся, а новые не вызывают доверия.
-
Более 19 миллионов: названа численность казахстанцев после переписи населения
-
«УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ». Статья Первого Президента РК - Елбасы Нурсултана Назарбаева
-
Развитие столицы: доступное жилье, строительство школ и газификация
-
Нацбанк провел интервенции для стабилизации валютного рынка
-
Закон об амнистии: кто может на нее рассчитывать
-
Численность молодых людей, оставшихся без работы, сократилась на 7% за год
-
День Первого Президента: в объективе – Елбасы
-
Главные решения Первого Президента РК за годы Независимости
-
Какие меры приняты в Казахстане по недопущению завоза штамма «омикрон»
-
Новая концепция инвестиционной политики: сколько средств будет привлечено в 2022 году
-
Роль участкового инспектора: спектр полномочий и несвойственные функции
-
Нацпроект по поддержке предпринимательства: обучение, субсидирование рабочих мест и трудоустройство
-
Машиностроение: новые профессии и как трансформируются прежние
-
Как проходит вакцинация и ревакцинация в мире и в Казахстане
-
Долги по налогам: как избежать ареста счетов и расходов на судебных исполнителей

